ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-28/2015 от 07.09.2015 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Майкоп 07 сентября 2015 года

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: судьи Сиюхова А. Р.

при секретаре Гречиной Е. С.

с участием представителя заявителя ФИО1 ФИО10 по ордеру – адвоката Совмиз ФИО11.,

представителя заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Адыгея» по доверенности Джамирзе ФИО12.,

представителя заинтересованного лица – Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО2 ФИО13.,

представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея по доверенности Церклевич ФИО14

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО15 о признании кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 ФИО16. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, за чертой населенного пункта, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения свалки твердых бытовых отходов в размере ее рыночной стоимости по состоянию на момент внесения сведений о его кадастровой стоимости с последующими изменениями кадастровой стоимости. В обоснование указал, что ему на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по праву собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения свалки твердых бытовых отходов площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, за чертой населенного пункта, кадастровый (или условный) номер: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровый участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб.

Однако указанная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его фактической рыночной стоимости, в связи с чем он обратился в Торгово-промышленную палату Республики Адыгея для определения средней рыночной стоимости земельных участков данной, расположенных в пгт. Энем Тахтамукайского района Республики Адыгея.

Как следует из справки оценщика Торгово-промышленной палаты Республики Адыгея ФИО17 рыночная стоимость земельных участков категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения свалки твердых бытовых отходов, расположенных в пгт. Энем Тахтамукайского района составляет от 34 руб./кв. м. до 1 306 руб./кв. м., среднее значение стоимости – 589,5 руб./кв. м.

Более высокая кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью ведет к неправомерному начислению земельного налога, что нарушает его права как налогоплательщика, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).

В соответствии с абз. 1 ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности» результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.

При этом согласно абз. 4 указанной статьи Закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Исходя из того, что его права и обязанности напрямую зависят от кадастровой стоимости земельного участка, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает его права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.

Установление измененной кадастровой стоимости земельного участка не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 ФИО18. по ордеру – адвокат Совмиз ФИО19 поддержала заявление в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея» по доверенности Джамирзе ФИО20 оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Церклевич ФИО21. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» по доверенности ФИО2 ФИО22 оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – Администрации МО «Энемское городское поселение», надлежаще извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие.

В отзыве на заявление ФИО1 ФИО23 заинтересованное лицо – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея просит в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости отказать за необоснованностью, так как в заявлении указаны недостоверные, неактуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 6) ФИО1 ФИО24 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения свалки твердо-бытовых отходов площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) номер:

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

При этом согласно ч. 4 ст. 16 Закона № 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

Определением судьи Верховного суда Республики Адыгея от 27 июля 2015 года назначена по делу судебная оценочная экспертиза земельного участка.

Согласно экспертному заключению по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 53-116) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, категории – «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с разрешенным использованием: «Для размещения свалки твердо-бытовых отходов», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 ФИО25. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: РФ<адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб., определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

заявление ФИО1 ФИО26, поступившее в Верховный суд Республики Адыгея 20 июля 2015 года, удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а именно 15 <данные изъяты> рублей.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в данные кадастрового учета.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея А. Р. Сиюхов