ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-28/2016 от 08.08.2016 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 3-28/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 8 » августа 2016 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Лебедеве В.В.,

с участием прокурора Дегтяренко А.А.,

с участием представителей административного истца ФИО1 и ФИО2, представителя правительства Амурской области ФИО3, представителя законодательного собрания Амурской области ФИО4, представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Облкоммунсервис» к правительству Амурской области, законодательному собранию Амурской области о признании недействующими отдельных положений нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Облкоммунсервис» обратилось в суд с данным административным исковым заявлением. В обоснование было указано, что ОАО «Облкоммунсервис» осуществляет деятельность по теплоснабжению на территории Амурской области. Законом Амурской области от 8 июля 2013 года № 198-ОЗ «О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области», постановлением правительства Амурской области от 15 апреля 2014 года № 238 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию», постановлением правительства Амурской области от 15 апреля 2014 года № 239 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, в части разницы между величиной, сложившейся исходя из расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию), и величиной, сложившейся исходя из фактического объема тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию»), постановлением правительства Амурской области от 2 октября 2013 года № 467 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии теплоснабжающим организациям на возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, повлекших образование дебиторской задолженности населения либо дебиторской задолженности исполнителей коммунальных услуг, сложившейся в результате возникновения задолженности населения за предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению, признанной в установленном порядке невозможной к взысканию, право требования по которой передано исполнителем коммунальных услуг теплоснабжающей организации» предусмотрена поддержка теплоснабжающих организаций на территории Амурской области в виде предоставления субсидий из бюджета Амурской области. Между тем, действие указанных нормативных правовых актов распространено только на теплоснабжающие организации, осуществляющие производственную деятельность на объектах теплоснабжения, находящихся в собственности муниципальных образований с численностью населения менее 180000 человек; теплоснабжающие организации, доля участия области, муниципального образования в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов. Наличие указанного ограничения существенно ограничивает круг теплоснабжающих организаций, которые могли бы претендовать на получение субсидий, в связи с чем указанное ограничение является дискриминационным. При равной социальной ответственности и равных условиях работы теплоснабжающие организации, которые работают на котельных, находящихся в собственности муниципальных образований с численностью не менее 180 000 человек, либо где доля участия Амурской области, муниципального образования в уставном капитале превышает 50 процентов, имеют необоснованные преференции, чем ограничивается конкуренция. Административный истец полагает, что слова «находящихся в собственности муниципальных образований» и «теплоснабжающие организации, доля участия области, муниципального образования в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов» в оспариваемых нормативных правовых актах противоречат требованиям статьи 8 Конституции Российской Федерации, пункта 8 части 1 статьи 4 и пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В письменных возражениях представитель законодательного собрания Амурской области указала, что порядок принятия и опубликования Закона Амурской области от 8 июля 2013 № 198-ОЗ «О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области» не нарушен. Указанный Закон не противоречит федеральному законодательству, принят в целях реализации положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во исполнение указанного Закона Амурской области принято ряд постановлений, закрепляющих порядок предоставления соответствующих субсидий. Категории теплоснабжающих организаций, имеющих право на получение субсидий, указанные в постановлениях правительства области соответствуют категориям теплоснабжающих организаций, на которые распространяется действие Закона области № 198-ОЗ. Указанным Законом области не предоставляются какие-либо преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, определяются категории теплоснабжающих организаций, которым оказывается поддержка в виде предоставления субсидий. ОАО «Облкоммунсервис» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не наделены полномочиями по предупреждению рисков таких хозяйствующих субъектов.

В письменных возражениях представитель правительства Амурской области, выражая несогласие с заявленными требованиями, указала, что Закон Амурской области от 8 июля 2013 № 198-ОЗ «О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области» принят во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к прекращению или сбоям теплоснабжения населения области. Постановление правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238, постановление правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239, постановление правительства Амурской области от 02.10.2013 № 467 приняты в соответствии с действующим законодательством области, порядок принятия и вступления в силу не нарушен. Указанные нормативные правовые акты не создают дискриминационные условия, поскольку по прилагаемой информации министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, на территории области осуществляют производственную деятельность 140 теплоснабжающих организаций, в том числе, получателями указанных субсидий являются 92 теплоснабжающие организации, осуществляющие производственную деятельность на объектах теплоснабжения, находящихся в собственности муниципальных образований с численностью населения менее 180 000 человек; 1 теплоснабжающая организация, доля участия области в уставном капитале которой превышает пятьдесят процентов. ОАО «Облкоммунсервис» являлось получателем указанной субсидии в период с 01.01.2015 по 01.07.2016 годы. Считает, что административным истцом не представлено доказательств того, что предоставление субсидий, предусмотренных оспариваемыми нормативными правовыми актами, создает дискриминационные условия и приводит к ограничению конкуренции.

В письменном отзыве представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области возражала против удовлетворения требований, указала, что принятые постановления правительства Амурской области соответствуют федеральному и региональному законодательству, при этом не ограничивают конкуренцию на рынке оказания услуг теплоснабжения, поскольку из 140 теплоснабжающих организаций, получателями субсидий в 2015 году являлись, в том числе, по постановлению правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239 – 77 теплоснабжающих организаций, по постановлению правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238 – 88 теплоснабжающих организаций, по постановлению правительства Амурской области от 2.10.2013 № 467 – 16 теплоснабжающих организаций; в 2016 году, в том числе, по постановлению правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239 – 62 теплоснабжающие организации, по постановлению правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238 – 79 теплоснабжающих организаций, по постановлению правительства Амурской области от 2.10.2013 № 467 – 1 теплоснабжающая организация. Таким образом, 30 процентов теплоснабжающих организаций не являются получателями субсидий, но осуществляют деятельность по теплоснабжению населения без поддержки правительства Амурской области. Более 90 процентов всех котельных, с помощью которых осуществляется теплоснабжение населения Амурской области принадлежит муниципальным образованиям. Для решения задач модернизации коммунальной инфраструктуры, находящейся в собственности муниципальных образований и невозможности оказания поддержки всем теплоснабжающим организациям в связи с дефицитным бюджетом области, был установлен критерий для определения организаций имеющих возможность получения указанных субсидий. При этом ОАО «Облкоммунсервис» была оказана весомая поддержка в рамках оспариваемых постановлений правительства Амурской области, поскольку Общество являлось получателем субсидий в общей сумме <данные изъяты>, а также ему перечислена компенсация выпадающих доходов, возникающих в результате установления тарифов для населения Амурской области. Предоставление субсидии является мерой государственной поддержки, которая реализуется по инициативе органов государственной власти Амурской области и не является безусловной обязанностью. Оспариваемые истцом пункты постановлений правительства области отвечают принципу эффективности использования бюджетных средств.

В судебном заседании представители ОАО «Облкоммунсервис» настаивали на заявленных требованиях, поддержали доводы административного искового заявления.

Представитель законодательного собрания Амурской области, возражала относительно заявленных требований, поскольку оспариваемый Закон Амурской области от 8 июля 2013 № 198-ОЗ «О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области» не противоречит федеральному законодательству, принят в установленном законом порядке.

Представитель правительства Амурской области, представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области возражали относительно заявленных требований, поскольку положения оспариваемых нормативных правовых актов – постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238, постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239, постановления правительства Амурской области от 02.10.2013 № 467 не противоречат нормам федерального законодательства и регионального законодательства, не создают дискриминационных условий и не ограничивают конкуренцию на рынке оказания услуг теплоснабжения. Предусмотренная указанными нормативными правовыми актами субсидия является мерой государственной поддержки, которая предоставляется по инициативе органов государственной власти Амурской области и за счет средств областного бюджета. Указанная поддержка предоставляется теплоснабжающим организациям в целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к прекращению или сбоям теплоснабжения населения области, обусловлена заинтересованностью в дальнейшей положительной экономической деятельности теплоснабжающих организаций – получателей субсидии.

В своем заключении прокурор полагал необходимым прекратить производство по делу в части требований о признании недействующими положений постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238, постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239, поскольку ранее данные нормативные правовые акты оспаривались в рамках иного судебного разбирательства, были признаны не противоречащими нормам федерального законодательства. В остальной части требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законом Амурской области от 08.07.2013 № 198-ОЗ «О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области» определены направления поддержки теплоснабжающих организаций на территории Амурской области в целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к прекращению или сбоям теплоснабжения населения области.

В силу части 2 статьи 2 данного Закона порядок оказания поддержки по направлениям, указанным в пунктах 1, 2 и 2 части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством области.

Во исполнение указанной нормы правительством Амурской области по соответствующим направлениям поддержки теплоснабжающих организаций были приняты следующие постановления:

- постановление от 15.04.2014 № 238 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию»,

- постановление от 15.04.2014 № 239 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, в части разницы между величиной, сложившейся исходя из расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию), и величиной, сложившейся исходя из фактического объема тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию»),

- постановление от 02.10.2013 № 467 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии теплоснабжающим организациям на возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, повлекших образование дебиторской задолженности населения либо дебиторской задолженности исполнителей коммунальных услуг, сложившейся в результате возникновения задолженности населения за предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению, признанной в установленном порядке невозможной к взысканию, право требования по которой передано исполнителем коммунальных услуг теплоснабжающей организации».

Закон Амурской области от 08.07.2013 № 198-ОЗ «О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области» (первоначальный текст документа опубликован в издании «Амурская правда», от 12 июля 2013, № 126), постановление правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239 (первоначальный текст опубликован в издании «Амурская правда» от 26 апреля 2014, № 77), постановление правительства Амурской области от 15.04.2014, № 238 (первоначальный текст документа опубликован в издании «Амурская правда» от 19 апреля 2014, № 72), постановление правительства Амурской области от 02.10.2013 № 467 (первоначальный текст документа опубликован в издании «Амурская правда» от 12 октября 2013 № 192) обладают всеми признаками нормативного правового акта.

Статьей 1 Закона Амурской области от 08.07.2013 № 198-ОЗ, пунктом 4 постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238, пунктом 3 постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239, пунктом 4 постановления правительства Амурской области от 02.10.2013 № 467 предусмотрено, что к категории лиц, имеющих право на получение соответствующей субсидии, относятся зарегистрированные на территории области теплоснабжающие организации, осуществляющие производственную деятельность на объектах теплоснабжения, находящихся в собственности муниципальных образований с численностью населения менее 180000 человек, а также теплоснабжающие организации, доля участия области, муниципального образования в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов.

В рамках настоящего дела административный истец оспаривает указанные нормативные правовые акты в части ограничения категорий теплоснабжающих организаций, имеющих право на получение соответствующих субсидий, полагая установленные критерии дискриминационными.

Постановление правительства Амурской области от 15.04.2014 №238 и постановление правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239 ранее в названной части не оспаривались, предметом судебного разбирательства являлись иные положения - подпункт 1 пункта 6, подпункт 2 пункта 15 постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238 и подпункт 1 пункта 5, подпункт 3 пункта 14 постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239, которыми установлено, что условием предоставления субсидий является отсутствие решения суда о признании Организации банкротом и введении конкурсного производства, а наличие подобного решения суда признается достаточным основанием для отказа в предоставлении субсидии (решение Амурского областного суда от 22 декабря 2015 года по делу № 3-50/2015 и решение Амурского областного суда от 23 декабря 2015 года по делу № 3-51/2015 соответственно по административным исковым заявлениям ООО «Береговские теплосистемы»).

Следовательно, вопреки позиции прокурора производство по настоящему делу не подлежит прекращению в названной части со ссылкой на пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Из материалов дела усматривается, что открытое акционерное общество «Облкоммунсервис» является коммерческой организацией, к числу основных видов ее деятельности относится производство и реализация тепловой энергии.

Таким образом, оспариваемые положения нормативных правовых актов непосредственно регулируют правоотношения, участником которых является ОАО «Облкоммунсервис».

Исходя из пункта 5.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.

В силу части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в частности, принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3).

В соответствии с пунктами 36, 38, 40 части 1 статьи 12 Закона Амурской области от 14.12.2015 № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» из областного бюджета предусматривается предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг в случаях, связанных с приобретением топлива и потреблением электрической энергии теплоснабжающими организациями для оказания коммунальных услуг; реализацией полезного отпуска тепловой энергии теплоснабжающими организациями для оказания коммунальных услуг; оказанием коммунальных услуг, повлекших образование дебиторской задолженности населения либо дебиторской задолженности исполнителей коммунальных услуг, сложившейся в результате возникновения задолженности населения за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению, признанной в установленном порядке невозможной к взысканию, право требования по которой передано исполнителем коммунальных услуг теплоснабжающей организации.

Частью 2 статьи 12 указанного Закона установлено, что субсидии предоставляются главными распорядителями средств областного бюджета, получателями средств областного бюджета на основании нормативных правовых актов правительства области, определяющих категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий.

Аналогичные положения содержались в статье 14 Закона Амурской области от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»; в статье 13 Закона Амурской области от 10.12.2014 №458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

Оспариваемые нормативные правовые акты в полной мере соответствуют изложенным требованиям, содержат все необходимые положения, регламентирующие порядок предоставления из областного бюджета субсидий теплоснабжающим организациям, приняты в пределах компетенции уполномоченными органами, опубликованы в установленном порядке.

Анализ оспариваемых положений нормативных правовых актов позволяет признать, что они отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности правовых норм, то есть являются в достаточной степени определенными по своему содержанию.

Доводы административного истца о создании дискриминационных условий, установлении государственных преференций, нарушении принципа необоснованных предпочтений для теплоснабжающих организаций суд находит несостоятельными в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В силу пункта 20 статьи 4 указанного Федерального закона государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Исходя из пункта 8 части 1 статьи 15 названного Федерального закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Между тем, оспариваемые нормативные правовые акты не регламентируют условия доступа на товарные рынки, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи и иной передачи тепловой энергии, не устанавливают какие-либо запреты или ограничения в отношении теплоснабжающих организаций, не содержат и не препятствуют осуществлению теплоснабжающими организациями хозяйственной деятельности. В данном случае какие-либо преимущества отдельным хозяйствующим субъектам не предоставляются.

В этой связи суд принимает во внимание, что предусмотренные оспариваемыми нормативными правовыми актами субсидии являются мерами государственной поддержки и предоставляются отдельным категориям теплоснабжающих организаций, производственная деятельность которых имеет для публичных образований особое значение. Данная поддержка при этом направлена на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, то есть для бесперебойного оказания услуг по теплоснабжению названными теплоснабжающими организациями.

По указанной причине оспариваемые нормы в полной мере отвечают закрепленному в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Кроме того, данные субсидии предоставляются по инициативе органов государственной власти Амурской области, которые вправе самостоятельно определять условия их предоставления и категории получателей. Увеличение числа организаций, которые вправе претендовать на такую меру государственной поддержки, свидетельствовало бы о нарушении закрепленного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа самостоятельности бюджетов и исключительной компетенции органов исполнительной власти в определении форм и направлений расходования бюджетных средств.

При таких обстоятельствах, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию в оспариваемой части каким-либо конкретным положениям федерального законодательства не противоречат, принципа равенства хозяйствующих субъектов не нарушают.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку оснований для удовлетворения заявленных ОАО «Облкоммунсервис» требований не имеется, в возмещении судебных расходов административного истца по оплате государственной пошлины также следует отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Облкоммунсервис» к правительству Амурской области, законодательному собранию Амурской области о признании недействующими отдельных положений Закона Амурской области от 08.07.2013 № 198-ОЗ «О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области», постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 238 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию», постановления правительства Амурской области от 15.04.2014 № 239 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, в части разницы между величиной, сложившейся исходя из расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию), и величиной, сложившейся исходя из фактического объема тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию)», постановления правительства Амурской области от 02.10.2013 № 467 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии теплоснабжающим организациям на возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, повлекших образование дебиторской задолженности населения либо дебиторской задолженности исполнителей коммунальных услуг, сложившейся в результате возникновения задолженности населения за предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению, признанной в установленном порядке невозможной к взысканию, право требования по которой передано исполнителем коммунальных услуг теплоснабжающей организации» - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 августа 2016 года.

Председательствующий Никитин В.Г.