ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-29 от 16.12.2011 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

                                                                                    Верховный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №3-29/11

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала 16 декабря 2011 г.

Верховный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магамедова Ш.М.,

при секретаре Рамазанове Э.И.,

с участием прокурора Багомаева A.M.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заяв­лению и.о. главы администрации городского округа «город Каспийск» Мута-либова У.А. о признании недействительным ст.52 Закона Республики Даге­стан от 13 января 2005 года №6 «О статусе и границах муниципальных обра­зований Республики Дагестан» в части утверждения границ муниципальных образований городской округ «город Каспйск» и муниципальный район «Ка-рабудахкентский район»,

установил:

Администрация городского округа «город Каспийск» в лице испол­няющего обязанности главы администрации ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействительным ст.52 Закона Республики Дагестан от 13 января 2005 года №6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» в части утверждения границ муници­пальных образований городской округ «город Каспийск» и муниципальный район «Карабудахкентский район».

В обоснование заявления указано, что ст. 52 Закона Республики Даге­стан от 13 января 2005 года № 6 «О статусе и границах муниципальных об­разований Республики Дагестан» (опубликован в газете «Дагестанская правда», №8 15.01.2005 г.) в части утверждения границ муниципальных об­разований городской округ «город Каспийск» и муниципальный район «Ка­рабудахкентский район» противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 06.10.2011 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федера­ции» изменение границ муниципального образования осуществляется зако­ном субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов ме­стного самоуправления, органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответст­вии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об измене­нии границ муниципального образования реализуется в порядке, установлен­ном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, орга­нов государственной власти об изменении границ муниципального образова­ния оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправ­ления, органов государственной власти.

Оспариваемым Законом РД без законных на то оснований границы му­ниципального образования городской округ «город Каспийск» были измене­ны в сторону уменьшения территории городского округа и увеличения тер­ритории муниципального района «Карабудахкентский район».

Право муниципальной собственности городского округа «город Кас­пийск» на земли, которое возникло на основании правовых актов изданных до принятия не только оспариваемого Закона, но и Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3, отнесено к муниципальному району «Карабудахкент­ский район», который не имел никакого права на эти земли. На сегодняшний день муниципальное образование «Карабудахкенский район» распоряжается этими землями как своей собственностью, несмотря на то, что Администра­ция городского округа «город Каспийск» до издания оспариваемого Закона РД передала эти земли в бессрочное пользование садоводческим товарище­ствам и гражданам.

Право муниципальной собственности городского округа «город Кас­пийск» на земли, вошедшие в границы Карабудахкентского района, утвер­жденные оспариваемым Законом РД, возникло на основании следующих правовых актов:

Постановлением Президиума Верховного Совета ДССР от 26.03.1992г. от земель совхоза «Дахадаевский» Кизилюртовского района пе­редано г.Каспийску 358 га земель;

- Постановлением Президиума Верховного Совета ДССР от 20.09.1991 г. от земель колхоза им. О.Чохского Гунибского района передано г.Каспийску 400 га земель;

- Распоряжением Совета Министров ДАССР от 01.06.87 г. № 200-р пе­редано г.Каспийску 59 га земель;

Распоряжением Совета Министров ДАССР от 11.05.1976 г. №190-р передано г.Каспийску 45 га земель;

Распоряжением Совета Министров ДССР от 03.11.1993г. № 485-р принято предложение об обмене 98 га земель совхоза «Манаскентский» Карабудахкентского района на 98 га земель г. Каспийска.

В порядке законодательной инициативы Собрание депутатов городско­го округа «город Каспийск» обращалось в Народное Собрание Республики Дагестан о внесении изменений в оспариваемый закон. Законодательная инициатива не была поддержана. Согласно писем Министерства юстиции

РД, Правового управления Президента РД готовится законопроект о внесе­нии изменений в оспариваемый Закон в части изменения описания границ муниципальных образований.

Администрация городского округа «город Каспийск» не может ждать принятия законопроекта о внесении изменений в оспариваемый Закон, т.к. Карабудахкентский район распоряжается землями по праву принадлежащи­ми городу Каспийску.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 под­держал заявленные требования и пояснил, что спорные земли были переданы г.Каспийску на основании приведенных в заявлении нормативно-правовых актов Республики Дагестан (Постановление Президиума Верховного Совета ДССР от 20.09.1991 г.; Распоряжение Совета Министров ДАССР от 01.06.87 г. № 200-р; Распоряжение Совета Министров ДАССР от 11.05.1976 г. № 190-р; Распоряжение Совета Министров ДССР от 03.11.1993г. № 485-р). При принятии Закона Республики Дагестан от 13 января 2005 года №6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» не были уч­тены указанные нормативно-правовые акты, и переданные на их основе г.Каспийску земли остались вне границ городского округа, оказались в пре­делах границ Карабудахкентского района. Между тем часть этих земель до принятия оспоренного Закона администрацией г.Каспийска была выделена садоводческим товариществам «Азимут», «Труд», «Ветеран», «Дагестан», заводу «Точная механика» (в 1992 г.). Указанные товарищества зарегистри­рованы в администрации г.Каспийска, члены товариществ осуществили строительство соответствующих домов, правоустанавливающие документы выданы администрацией г.Каспийска. В то же время администрация Карабу­дахкентского района в настоящее время перераспределяет указанные земли другим гражданам, что создает конфликтную ситуацию, ограничивает права жителей г.Каспийска и возможность самого города в развитии.

При принятии оспоренной нормы Закона были нарушены требования Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2011 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствие с которыми изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государ­ственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов го­сударственной власти. Мнение населения об изменении границ городского округа никем не выяснялось, референдум по этому вопросу не проводился, глава муниципального образования «город Каспийск», подписавший соот­ветствующие документы, положенные в основу принятого Закона, не являет­ся специалистом в области земельного законодательства, устройства границ муниципальных образований, в связи с чем нельзя согласиться с утверждени­ем оппонентов о том, что закон был принят в соответствии с Конституцией России и с соблюдением требований Федерального закона от 06.10.2011 г.


№131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Фе­дерации».

Председатель Народного Собрания Республики Дагестан Магомедов М-С. представил суду письменные возражения, в которых указал, что доводы заявителя являются необоснованными. В целях реализации положений Феде­рального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в республике была проделана большая работа по наделению статусом, описанию границ всех муниципаль­ных образований республики. Каждый муниципальный район и городской округ представил Правительству РД, которое занималось разработкой проек­та, согласованные предложения по картографическому описанию сущест­вующих границ. В установленном порядке проект закона был внесен в На­родное Собрание, где был принят. Указанный Закон собрал воедино и уста­новил уже существующие границы, не меняя их. Предусмотренных законом оснований для признания оспоренной нормы недействующим в заявлении не указано и таковых не имеется.

Представитель Народного Собрания Республики Дагестан (НС РД) ФИО3 представил суду материалы по описанию границ муниципального образования городской округ «Кайпийск» и по описанию границ муници­пального образования «Карабудахкентский район» и пояснил, что доводы за­явления являются несостоятельными, оспоренная норма закона была принята в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Конститу­цией России и им не противоречит, а, следовательно, нет оснований для при­знания ее недействительным. Доводы представителя администрации г.Каспийска о том, что глава МО «город Каспийск», подписавший согласова­ние границ при подготовке законопроекта, не является специалистом в об­ласти земельных отношений, землеустройства и т.д., несостоятелен, посколь­ку описание границ подписали, помимо главы МО, руководитель горкомзема и главный архитектор города, т.е. специалисты. Кроме того, подготовленные описания границ проходили правовую экспертизу в Правительстве респуб­лики, возникающие вопросы разъяснялись, противоречия устранялись. До настоящего времени каких-либо претензий у г.Каспийска не возникало. До­воды о том, что возникли трудности для садоводческих товариществ, не яв­ляются убедительными и основанием для признания нормы Закона недейст­вительным.

Представитель МО «Карабудахкентский район» ФИО4 в судеб­ном заседании также выступил против удовлетворения заявления админист­рации г.Каспийска, пояснив, что спорные земли исторически являются зем­лями Карабудахкентского района и никогда не передавались в собственность г.Каспийска. При принятии оспоренного закона были учтены исторически сложившиеся границы муниципальных образований, фактическое состояние на момент описания границ муниципальных образований, проводились со­гласования границ, консультации по возникающим спорам, в результате чего были подписаны материалы по согласованию границ муниципальных обра­зований. Все возникающие вопросы, споры разрешались до передачи законо­проекта в Народное Собрание республики.

Каких-либо проблем у садоводческих товариществ и граждан, которым земельные участки выделялись администрацией г.Каспийска на территории, которая оказалась в соответствии с оспоренным законом в границах МО «Ка­рабудахкентский район», нет. Физическим и юридическим лицам, которые имеют правоустанавливающие документы, соответствующие требованиям закона, никаких препятствий для пользования земельными участками адми­нистрация МО «Карабудахкентский район» не создает.

Представитель Федерального Государственного Учреждения «Земель­ная кадастровая палата» по Республике Дагестан ФИО5. просил отка­зать в удовлетворении заявления, пояснив, что до принятия Закона муници­пальные образования республики не имели четко определенных границ. При подготовке оспоренного закона была проведена большая работа по описанию границ муниципальных образований, которые прошли соответствующие со­гласования, предусмотренных законом оснований для признания нормы за­кона недействительным не имеется.

Заслушав объяснения представителя заявителя ФИО2, пред­ставителя Народного Собрания Республики Дагестан ФИО3, представи­теля МО «Карабудахкентский район» ФИО4, представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Дагестан ФИО5. и за­ключение прокурора Багомаева A.M., также просившего заявление оставить без удовлетворения, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Согласно ч.2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, до­пускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В соответствии с п.4 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» изменение границ муниципальных районов и посе­лений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих му­ниципальных районов и поселений.

Требуя признать недействительным ст.52 Закона Республики Дагестан № 6 от 13 января 2005 г. «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» в части утверждения границ муниципальных образо­ваний городской округ «город Каспйск» и муниципальный район «Карабу­дахкентский район», заявитель исходил из того, что оспариваемый закон из­менил границы города Каспийск, уменьшив его территорию и увеличив тер­риторию Карабудахкентского района, не изучив при этом мнения населения города.

Между тем довод заявителя об изменении оспариваемым законом гра­ниц МО городской округ «город Каспийск» не получил своего подтвержде­ния в судебном заседании. Заявитель не представил суду достоверных дока­зательств принадлежности спорных земель городу Каспийску, изменения принятым законом границ города и изменения в нарушение требований зако­на. Ссылки, содержащиеся в заявлении и высказанные в судебном заседании представителем администрации г.Каспийска, на Постановление Президиума Верховного Совета ДССР от 20.09.1991 г.; Распоряжение Совета Министров ДАССР от 01.06.87 г. № 200-р; Распоряжение Совета Министров ДАССР от 11.05.1976 г. № 190-р; Распоряжение Совета Министров ДССР от 03.11.1993г. № 485-р, являются несостоятельными, поскольку указанными документами городу Каспийску земли в собственность не передавались. В подтверждение этому доказательств не представлено.

Так, Распоряжением Совета Министров ДАССР от 11.05.1976 г. № 190-р в распоряжение Каспийского горисполкома для сооружения дополнитель­ного водохранилища было выделено 45 га земель из участка зимних пастбищ колхоза им.Омара Чохского Гунибского района в пределах Ленинского (Ка­рабудахкентского) района и в порядке компенсации г.Каспийск должен был передать из своих земель 100 гектаров указанному колхозу, т.е. указанным распоряжением, вопреки доводам заявления, территория города Каспийска была уменьшена, а не увеличена.

Несостоятельна ссылка на выписку из протокола №2 заседания правле­ния колхоза им.О.Чохского от 04.04.1988 г., поскольку из нее следует, что колхоз на основании письма Каспийского завода точной механики выделил 25 га земли этому предприятию под садоводческие товарищества, но не го­роду Каспийску.

Постановлением Верховного Совета ДССР от 20.09.1991 г. из пользо­вания предприятий, организаций и хозяйств республик были изъяты и пере­ведены в государственный запас земли площадью 1680 га. Этим же поста­новлением из этого запаса Каспийскому горсовету НД было передано для развития коллективных садов 400 га и огородничества (сроком на 3 года без права строительства и посадки многолетних насаждений) 200 га. В соответ­ствии с этим постановлением взамен изымаемых земель колхозам им.О.Чохского Гунибского района и им.С.Габиевой Лакского района пред­лагалось решить вопрос об отводе земли и компенсации средств и матери-ально-техничсеких ресурсов, необходимых для переноса и строительства ов­цеводческой фермы на новом месте. Каких-либо схематических планов горо­да, утвержденных границ в соответствии с этим постановлением и другими нормативно-правовыми актами заявителем суду представлено не было.

Суд принимает во внимание пояснения представителей Народного Со­брания республики, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД, админист­рации Карабудахкентского района о том, что до принятия оспоренного зако­на четко определенных, утвержденных границ муниципальных образований республики не было. Из представленных представителем Народного Собра­ния РД ФИО3 в суд материалов по описанию границ муниципального образования городской округ «Каспийск» следует, что материалы подписаны главой администрации г.Каспийска ФИО6, руководителем горком-зема М.М-И. ФИО7 и главным архитектором ФИО8. Аналогично материалы по Карабудахкентскому району подписаны главой администрации района ФИО9, руководителем райкомзема ФИО10 и начальни­ком УЖКХ КС района ФИО11 Материалы содержат, помимо тексто­вых, и картографические описания границ, которые также подписаны ука­занными лицами.

В этой связи суд считает обоснованными доводы представителей НС РД, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РД, администрации Карабудах­кентского района о том, что оспоренным законом границы муниципальных районов не изменялись, а только устанавливались. При этом делалось это от­крыто, публично, с соблюдением требований, как Конституции Российской Федерации и федеральных законов, так и Конституции и законов Республи­ки Дагестан.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя заявителя в качестве свидетеля по делу председатель СНТ «Дагестан» Гамза­тов И.Ч. пояснил, что в связи с тем, что товарищество оказалось в пределах границ Карабудахкентского района, хотя зарегистрировано в г.Каспийске, у членов товарищества возникли проблемы с оформлением правоустанавли­вающих документов, стали возникать конфликтные ситуации.

Представитель администрации Карабудахкентского района по этому поводу заявил, что доводы свидетеля не имеют значения для разрешения рас­сматриваемого дела, что никаких проблем у членов товариществ, имеющих правоустанавливающие документы, не возникают и возникнуть не могут, а если такие проблемы возникают, то они должны быть разрешены индивиду­ально в порядке искового производства.

Аналогичную позицию по этому вопросу высказали в судебном засе­дании представители НС РД и ФГУ «Земельная кадастровая палата».

Суд считает такую позицию правильной, соответствующей требовани­ям гражданского и гражданско-процессуального права.

В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или дру­гому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявле­ния.

Заявитель не представил суду каких-либо доказательств противоречии оспариваемого правового акта федеральному закону или нарушения проце­дуры принятия данного акта.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ст.52 Закона Республики Дагестан №6 от 13.01.2005 г. «О статусе и границах му­ниципальных образований Республики Дагестан» в части утверждения гра­ниц муниципальных образований городской округ «город Каспийск» и му­ниципальный район «Карабудахкентский район» не противоречит Конститу­ции Российской Федерации и Федеральному закону от 06.10.2003 г. №131

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а потому заявление и.о. главы администрации городского окру­га «город Каспийск» ФИО1 подлежит оставлению без удовлетво­рения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о. главы администрации городского округа «город Кас­пийск» ФИО1 о признании недействительным ст.52 Закона Рес­публики Дагестан от 13 января 2005 года №6 «О статусе и границах муници­пальных образований Республики Дагестан» в части утверждения границ му­ниципальных образований городской округ «город Каспийск» и муници­пальный район «Карабудахкентский район» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалобы или представления через Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.


Судья


Ш.М.Магамедов.


Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2011 года.


Судья


Ш.М.Магамедов.