ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-292/2015 от 28.09.2015 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 28 сентября 2015 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Крютченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3-292/15 по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Мячковские авиационные услуги» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Мячковские авиационные услуги» (ОАО «МАУС») обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве бессрочного (постоянного) пользования двух земельных участков:

-с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 8 770 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, <данные изъяты>

- с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1228652 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, <данные изъяты>

Оба земельных участка относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под размещение аэропорта.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату оценки – 01 января 2013 года.

В обоснование требований ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога.

Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленных заявителем Отчетах об оценке, получивших положительные экспертные заключения саморегулируемой организации оценщиков.

Досудебный порядок рассмотрения спора соблюден, решением от 19 декабря 2014 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления ОАО «Мячковские авиационные услуги», поступившие в Комиссию 26 ноября 2014 года, отклонила.

В процессе судебного рассмотрения по делу была проведена судебная оценочная экспертиза по определению достоверной величины рыночной стоимости земельных участков.

После получения заключения эксперта административный истец уточнил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года (дату кадастровой оценки) в экспертном заключении.

Представители административного истца в судебном заседании полностью поддержали измененные требования.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений возражалпротив удовлетворения требований, при этом указывал на то, что, по его мнению, установленная в экспертном заключении рыночная стоимость объектов исследования не может быть признана достоверной, поскольку в заключении не обоснован отказ от доходного подхода; участки оценены как условно свободные; объекты-аналоги отличаются от объекта оценки по фактору направления, однако при этом корректировка отсутствует.

Министерство экологии и природопользования Московской области в письменном ходатайстве просило слушать дело в отсутствие представителя Министерства.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Суд, выслушав пояснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, эксперта <данные изъяты> которая дала пояснения и ответила на вопросы, исследовав материалы дела, полагает уточненное заявление ОАО «Мячковские авиационные услуги» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.

Понятие кадастровой стоимости определено в п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)» (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года №508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков – в силу п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ – проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №135).

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (п.8 ФСО №4).

Судом установлено, что ОАО «Мячковские авиационные услуги» на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежат два земельных участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>, которые относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; имеют разрешенное использование: под размещение аэропорта, адрес (местонахождение) объектов: Московская область, Раменский район, <данные изъяты>

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду документами - свидетельствами на право бессрочного (постоянного) пользования землей, кадастровыми планами земельных участков.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №567-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельных участков, категория которых не установлена на территории <данные изъяты>» (далее – Распоряжение №567-РМ) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.

Как следует из представленных суду кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости, Распоряжением №567-РМ кадастровая стоимость принадлежащего ОАО «МАУС» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере 12 126 366,7 рублей, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 1 698 869 406,92 рублей.

Как указано выше, административный истец просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в заключении эксперта №СЭ-46/2015 от 02 сентября 2015 года. Экспертиза проведена экспертом <данные изъяты> которой судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости указанного земельного участка.

Согласно заключению эксперта <данные изъяты> рыночная стоимость спорных земельных участков - по состоянию на 01 января 2013 года, т.е. на день определения их кадастровой стоимости - установлена размере:

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 9678 747 рублей;

- с кадастровым номером <данные изъяты> – 439169371 рубль.

Суд, оценивая представленное экспертное заключение по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется, при этом суд учитывает следующее.

Экспертное заключение в письменной форме получено в установленном федеральным законом порядке, составлено экспертом, которому суд поручил проведение экспертизы.

Эксперт, проводившая экспертизу, предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.

Содержание экспертного заключения соответствует требованиям, установленным статьей 82 КАС РФ.

Экспертное заключение исследовано в судебном заседании, при этом вызванная в судебное заседание эксперт <данные изъяты> дала необходимые пояснения и ответила на вопросы участвующих в деле лиц и суда.

С учетом исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя Министерства имущественных отношений о недостоверности рыночной стоимости земельных участков административного истца, установленной экспертным заключением.

Так, довод о необоснованности отказа эксперта от применения доходного подхода при оценке не соответствует действительности, поскольку, как усматривается из экспертного заключения, отказ от доходного подхода в экспертном заключении мотивирован в соответствии с требованиями п.20 ФСО №1.

В силу положений п.20 ФСО №7 при определении рыночной стоимости земельных участков все участки оцениваются как условно свободные, поэтому довод представителя Министерства имущественных отношений о том, что экспертом необоснованно не применена корректировка на наличие строений на оцениваемых участках суд считает несостоятельным.

Нельзя согласиться и с доводом представителя Министерства имущественных отношений Московской области о том, что объекты-аналоги отличаются от оцениваемых земельных участков по фактору направления. Отсутствие корректировки на направление эксперт обоснованно мотивировала тем, что все объекты-аналоги, как и объекты исследования расположены в южном, юго-восточном направлении.

При таких обстоятельствах экспертное заключение, в том числе выводы эксперта о величине рыночной стоимости земельных участков, принимается судом в качестве достоверного доказательства, удовлетворяющего принципам относимости и допустимости.

С учетом изложенного административный иск ОАО «МАУС» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной: участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной 9678747 рублей, участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной 439169371 рубль - подлежит удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В данном случае ОАО «МАУС» обратилось в Комиссию 26 ноября 2014 года, поэтому установленная судом кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> подлежит применению с 01 января 2014 года.

Поскольку административным ответчиком – Министерством имущественных отношений Московской области (правопреемник органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости) оспаривается право истца на установление рыночной стоимости по основаниям размера рыночной стоимости, установленной экспертным заключением, судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и суммы оплаты экспертизы, взыскиваются с этого административного ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 111, 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Мячковские авиационные услуги» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поданное в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 26 ноября 2014 года, в Московский областной суд - 09 февраля 2015 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 8770 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Раменский район, <данные изъяты>категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под размещение аэропорта - равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1228652 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Раменский район, <данные изъяты> категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение аэропорта – равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере <данные изъяты>

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу ОАО «Мячковские авиационные услуги» понесенные судебные расходы в сумме 60000 рублей за проведение экспертизы и 4000 рублей возврат госпошлины, а всего 64000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Найденова Л.А.