Дело № 3-29/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 15 августа 2014 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) ФИО1 об отмене решения Верхневилюйско-Горной окружной избирательной комиссии № 26 об отказе в регистрации кандидата,
установил:
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 N 50/1-5 на 14 сентября 2014 года назначены дополнительные выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) по Верхневилюйско-Горному одномандатному избирательному округу N 26. Названное постановление официально опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости", N 35, 11.06.2014.
Решением Верхневилюйско-Горной окружной избирательной комиссии № 26 (далее – Верхневилюйско-Горная ОИК) от 06 августа 2014 года N 33 ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия).
ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от 14.07.2014 № 3С-1833, обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об отмене вышеуказанного решения Верхневилюйско-Горной ОИК. В обоснование заявления ссылался на то, что вопреки обжалуемому решению представленные им в избирательную комиссию подписные листы соответствуют установленной законом форме, изготовлены в соответствии с приложением № 8 к Постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 16.06.2014 N 51/8-5 по договору на оказание полиграфических услуг от 10.07.2014г., заключенным между ФИО1 и АУ «Уэьээ Булуу».
Просил отменить обжалуемое решение Верхневилюйско-Горной ОИК, обязав избирательную комиссию принять решение о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности от 14.07.2014 № 3С-1833, требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Также указал на отсутствие полномочий территориальной избирательной комиссии по принятию решений, относящихся к полномочиям окружной избирательной комиссии, отсутствие документа, наделяющего ФИО3 полномочиями председателя окружной избирательной комиссии. Ссылался на принятие подписных листов избирательной комиссией без замечаний к их форме.
Просил удовлетворить заявление.
Представитель Верхневилюйско-Горной ОИК, надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного разбирательства по настоящему делу, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. По правилам части 1 статьи 260.1 ГПК РФ суд рассматривает заявление в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В представленном суду отзыве от Верхневилюйско-Горной ОИК указано на не согласие с требованиями заявителя, изложены доводы о том, что представленные ФИО1 подписные листы не соответствуют форме, установленной федеральным законодательством, так как каждый из них изготовлен на двух отдельных листах, а не на едином бланке с лицевой и оборотной стороной. Данное обстоятельство, как указывает представитель избирательной комиссии, ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, вследствие чего соответствующие подписи не могли быть признаны действительными.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 N 50/1-5 на 14 сентября 2014 года назначены дополнительные выборы народного депутата Республики Саха (Якутия) по Верхневилюйско-Горному одномандатному избирательному округу N 26. Названное постановление официально опубликовано в печатном издании "Якутские ведомости", N 35, 11.06.2014.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 N 50/8-5 полномочия окружной избирательной комиссии Верхневилюйско-Горного одномандатного избирательного округа N 26 по дополнительным выборам народного депутата Республики Саха (Якутия) пятого созыва возложены на Верхневилюйскую территориальную избирательную комиссию.
Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 25.03.2013 г. ФИО3 назначена председателем Верхневилюйской территориальной избирательной комиссии.
Вышеприведенные решения Центральной избирательной комиссии в их взаимосвязи опровергают утверждение заявителя об отсутствии полномочий территориальной избирательной комиссии и ее должностного лица на принятие решений, относящихся к полномочиям окружной избирательной комиссии.
Решением Верхневилюйско-Горной ОИК № 26 от 06 августа 2014 года N 33 ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия).
Из материалов дела, объяснений участников процесса следует, что основанием для отказа в регистрации кандидата послужило представление ФИО1 в избирательную комиссию подписных листов, каждый из которых изготовлен на двух отдельных листах, вследствие чего подписи избирателей в поддержку кандидата были признаны недействительными.
В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к данному Федеральному закону
Как указано в пункте 14 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Данным нормам корреспондируют положения части 3 статьи 40, части 5 статьи 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)".
По смыслу вышеприведенных правовых норм каждый подписной лист оформляется на отдельном листе бумаги. Законом не допускается иное оформление подписного листа. Пунктом 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрено при сдаче в избирательную комиссию скрепление подписных листов, но не отдельных частей одного и того же подписного листа. Из содержания положений закона усматривается, что каждый лист считается подписным, а не продолжением предыдущего, и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Между тем, представленные ФИО1 в избирательную комиссию подписные листы были изготовлены каждый на двух отдельных листах, первый из которых содержит сведения о кандидате, а на втором листе указана непосредственно информация об избирателях и поставлены их подписи. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, представителем заявителя не оспаривается.
Однако, такая форма подписного листа не соответствует требованиям закона и в силу разрозненного изложения информации о самом кандидате и избирателях, в отношении которых осуществлен сбор подписей, вызывает сомнения относительно действительного волеизъявления избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата.
В определении от 11 мая 2012 года N 658-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
По правилам подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела при проверке подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата ФИО1, рабочей группой Верхневилюйско-Горной ОИК был сделан вывод о недействительности всех подписей в подписных листах, не соответствующих установленной законом форме, что полностью согласуется с вышеприведенными положениями федерального и регионального избирательного законодательства.
Таким образом, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата следует признать законным и обоснованным, а требования заявителя об отмене данного решения – не подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя о том, что избирательная комиссия не выполнила требования закона о предоставлении возможности кандидату обжаловать выводы рабочей группы Верхневилюйско-Горной ОИК по факту проверки подписных листов, признаны судом несостоятельными и не имеющими юридического значения для разрешения по существу вопроса о правомерности вынесенного избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.
Так, согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. В соблюдение данных требований итоговый протокол проверки подписных листов был вручен представителю кандидата ФИО2 02.08.2014 г., о чем имеется подпись данного лица на копии соответствующего документа. Дальнейшее волеизъявление, направленное на обжалование действий избирательной комиссии, зависит от самого заявителя.
Кроме того, суд учитывает, что в силу той же правовой нормы не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей).
Поскольку несоблюдение требований закона к оформлению документов установлено избирательной комиссией в отношении подписных листов, уточнение и дополнение которых после представления их в избирательную комиссию не допускается, суд полагает, что доводы заявителя не могут служить основанием для отмены вынесенного избирательной комиссией решения.
В связи с этим суд считает обжалуемое решение избирательной комиссии правомерным и обоснованным, и не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) ФИО1 об отмене решения Верхневилюйско-Горной окружной избирательной комиссии № 26 об отказе в регистрации кандидата, - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья Л.А. Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 15.08.2014 г.