ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Гражданское дело № 3-29/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2015 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания ФИО1,
при секретаре Кучиевой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания к РОО КМР "К-А" с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ, о ликвидации общественной организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением о ликвидации РОО КМР "К-А" и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания в период с ... по ... плановой проверки РОО КМР "К-А", выявлены неоднократные и грубые нарушения юридическим лицом действующего законодательства и уставных положений.
В частности, в нарушение п.1 ст.24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация занимается издательской деятельностью, хотя указанный вид деятельности уставом Организации не предусмотрен.
Организация осуществляла деятельность по завершению программы социально-экономического развития Южной Осетии, что выходит за рамки уставной деятельности и противоречит ч.1 ст.17 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях». В нарушение ст.14 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ Организация вышла за рамки территориальной сферы деятельности.
В нарушение ч.1 ст.8, ч.2 ст.6 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, а также п. 4.4 Устава в Организации отсутствуют документы по оформлению членства в Организации.
Организацией также не соблюдаются требования уставных положений о выдаче удостоверений членам Организации и нагрудного знака (п. 4.2 Устава). Отсутствуют Решения о выдаче удостоверений членам Организации. Кроме того, в удостоверениях указаны занимаемые должности, не предусмотренные Уставом Организации. Отсутствуют трудовые договоры, штатные расписания.
Организация систематически допускает нарушения требований ч. 2 ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ и п.6.2 Устава, выразившееся в неосуществлении правлением Организации своих уставных полномочий.
В Организации отсутствуют акты проверок контрольно-ревизионной комиссии. Представленные протоколы контрольно-ревизионной комиссии от ......, от ...... и от ... подтверждают неисполнение контрольно-ревизионной комиссией своих полномочий.
В нарушение п.6.1 Устава не соблюдается периодичность проведения заседаний высшего руководящего органа организации - Общего собрания.
В нарушение ч.8 ст.21 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ изменения сроков полномочий Правления, принятые решением Общего собрания, в установленном законом порядке не были зарегистрированы.
В протоколе Общего собрания от 17 марта 2015 года, в нарушение ст.181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствуют сведения о времени, результатах голосования по каждому вопросу повестки дня.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.6.6 Устава к компетенции высшего органа управления Организации отнесено избрание членов контрольно-ревизионной комиссии. На проверку представлены документы, содержащие противоречивую информацию о составе контрольно-ревизионной комиссии. Распоряжения руководителя 2013-2014 года о формировании контрольно-ревизионной комиссии изданы с превышением полномочий, предусмотренных Уставом.
В нарушение п.6.5 Устава единоличные исполнительные органы - вице-президент, исполнительный управляющий и его заместитель не сформированы.
Решения общих собраний Организации о смене юридического адреса, в нарушение ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, п.1 ст.5 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Организацией не были своевременно представлены документы для государственной регистрации этих изменений.
В нарушение п.4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ печать Организации не содержит полного наименования. Кроме того, в печати указано наименование Организации на осетинском и английском языках. Организации выносилось предупреждение (исх. ... от ...) об использовании на печати неполного наименования Организации в соответствии с которым Организацией была изготовлена новая печать (...). Однако в дальнейшей деятельности и по настоящее время используется прежняя печать.
Организацией не представлены документы, подтверждающие осуществление уставной деятельности, что является нарушением ст.5 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ.
В нарушение п.3 ст.29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ Общее собрание не определяет приоритетные направления деятельности Организации, принципы формирования и использования имущества, не утверждает годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс, финансовый план Организации.
В стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ.
В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания Б.М.Ю., действующая на основании доверенности ... от ..., и А.Е.С., действующая на основании доверенности ... от ..., заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель РОО КМР "К-А" извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, опричнинах неявки суду не сообщил.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г.Владикавказ Т.Х.А., действующий на основании доверенности от ......, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания С.К.У., действующая на основании доверенности от ......, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Частью 1 ст.44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ предусмотрено, что основанием ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п.74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года №26, Управление имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения.
Из материалов дела усматривается, что РОО КМР "К-А" зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания ... за учетным номером ..., с последующим внесением ... Управлением ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания сведений об общественной организации в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером - ....
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, президентом фонда является Г.Г.В., имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии с приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания от ......, в период с ... по ... проведена плановая документарная проверка РОО КМР "К-А" на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и действующему законодательству за период с ... по ....
В результате проведенной проверки выявлены нарушения РОО КМР "К-А" требований законодательства, регулирующего деятельность общественных организаций, которые отражены в акте проверки от .... От ознакомления с данным актом проверки руководитель организации отказался.
Акт проверки РОО КМР "К-А" от ... и действия должностных лиц, проводивших проверку, в судебном или административном порядке обжалованы не были.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Как следует из материалов дела, документов с оттисками печати организации, в нарушение указанной нормы наименование организации, указанное на его печати (РСО-А ОО КМР "К-А" не совпадает с ее полным наименованием - РОО КМР "К-А" Также в печати и на официальных бланках указано наименование организации на осетинском и английском языках.
В нарушение ст.20 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ Устав РОО КМР "К-А" не содержит описание используемой общественным объединением символики.
Судом установлено, что в адрес РОО КМР "К-А"... выносилось предупреждение об использовании на печати неполного наименования организации, однако организации в своей деятельности продолжает использовать прежнюю печать.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Пунктом 4.2 Устава РОО КМР "К-А" предусмотрено, что принятому в организацию члену выдается удостоверение о членстве и нагрудный знак.
В нарушение указанной нормы участие в организации в отношении всех ее членов не оформлено соответствующими индивидуальными заявлениями. При 19 заявленных членах, на поверку представлено 12 заявлений членов организации, и копии удостоверений о членстве на 5 человек. При этом в удостоверениях указаны должности, не предусмотренные Уставом организации.
В силу ч.1 ст.24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Проверкой Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания установлено, и представленными в суд доказательствами подтверждается, что РОО КМР "К-А" занимается издательской деятельностью, однако указанный вид деятельности уставом организации не предусмотрен.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
РОО КМР "К-А" являющаяся по своему правовому статусу региональной организацией.
Актом проверки от ... и представленными доказательствами подтверждается, что организация нарушает территориальную сферу своей деятельности (осуществление программы социально-экономического развития Южной Осетии).
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Как усматривается из материалов дела общим собранием РОО КМР "К-А"... и ... принимались решения об изменении адреса организации. При этом проверкой установлено, что документы для государственной регистрации указанных изменений в регистрирующий орган своевременно представлены не были.
Кроме того, как следует из протоколов общего собрания РОО КМР "К-А" от ... и от ..., на них были приняты решения о внесении изменений в п.6.2 Устава организации в части увеличения срока полномочий Правления с трех до пяти лет.
Проверкой Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания установлено, что в нарушение ч.9 ст.21 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ указанные изменения в установленном законом порядке зарегистрированы не были.
Какие-либо доказательства, опровергающие данные факты, суду представлены не были.
Цели и задачи РОО КМР "К-А" предусмотрены главой 2 Устава организации.
В соответствии с абз.7 п.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ общественное объединение обязано оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации. Организацией не представлены документы, подтверждающие ее деятельность по выполнению уставных целей и задач.
В силу п.6.1 Устава РОО КМР "К-А" высшим органом управления организации является общее собрание членов организации, созываемое не менее одного раза в год.
Согласно п.3 ст.29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений.
Судом установлено, что в нарушение приведенной нормы общее собрание РОО КМР "К-А" не осуществляет указанные полномочия. Также установлено, что общим собранием организации не соблюдается периодичность проведения заседаний.
Пунктом 6.6 Устава РОО КМР "К-А" предусмотрено, что для контроля за деятельностью организации, на общем собрании ее членов избирается контрольно-ревизионная комиссия.
Как следует из протоколов контрольно-ревизионной комиссии от ......, от ......, от ......, комиссией по результатам проверки установлено, что финансовых нарушений в организации в текущих (соответственно в 2012, 2013, 2014 годах) годах, не выявлено.
Таким образом, данные протоколы контрольно-ревизионной комиссии подтверждают неисполнение комиссией своих полномочий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неосуществлении РОО КМР "К-А" контроля за своей финансово-хозяйственной деятельностью в 2012 - 2014 годах.
Кроме того, руководителем организации были изданы распоряжения от ..., от ... и ... о формировании контрольно-ревизионной комиссии, однако в силу п.6.6 Устава РОО КМР "К-А" указанный вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания организации.
Пунктом 6.6 Устава РОО КМР "К-А" предусмотрено, что правление организации утверждает бюджет организации, сметы расходов, включая средства, направленные на оплату труда и формирование прибыли, отчеты об их использовании, а также структуру и штаты организации.
Актом проверки от ... и представленными доказательствами подтверждается, что правление РОО КМР "К-А" указанные полномочия не осуществляет. Штатное расписание организации утверждено руководителем РОО КМР "К-А"
Таким образом, судом установлено, что РОО КМР "К-А" были допущены как грубые, так и неоднократные нарушения требований законодательства и положений Устава организации.
Поскольку имевшие место в деятельности организации нарушения действующего законодательства и уставных положений, обладают неоднократным и существенным характером, на момент рассмотрения дела не устранены, суд приходит к выводу, что имеются достаточные основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания удовлетворить.
Ликвидировать РОО КМР "К-А", учетный ..., основной государственный регистрационный ..., и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РСО-Алания ФИО1