ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-29/20 от 11.08.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 3а-41/2020

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Середы Людмилы Ивановны,

при секретаре Киреевой Ю.А.,

с участием:

административного истца казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», его представителя ФИО1

административных ответчиков:

- федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),

- Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия),

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),

заинтересованного лица:

- Администрации городского округа Саранск,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2020 г. в г.Саранске административное дело по административному иску казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 50 081 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на 28 января 2015 г. в размере 36 408 887 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 1 197 017 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на 25 февраля 2015 г. в размере 833 123 832 рубля; земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 29 528 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на 25 февраля 2015 г. в размере 24 006 264 рубля.

В обоснование административного иска указано, что вышеназванные земельные участки принадлежат истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена по состоянию на 28 января 2015 г. в размере 212 772 634,17 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. в размере 4 718 832 536,72 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. в размере 116 404 100,48 рублей.

Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» считает кадастровую стоимость земельных участков существенно завышенной, не соответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются его права как налогоплательщика, и подлежащей пересмотру.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 28 августа 2019 г., составленному ООО «Титул», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 28 января 2015 г. составляет 36 408 887 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. составляет 833 123 832 рубля; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. составляет 24 006 264 рубля.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия от 16 октября 2019 г. заявление казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.

По данным основаниям административный истец просил суд установить по состоянию на 28 января 2015 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 36 408 887 рублей; по состоянию на 25 февраля 2015 г. кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№> и <№> в размере 833 123 832 рубля, 24 006 264 рубля соответственно.

В судебном заседании представитель административного истца казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра», Госкомимущества Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. Представители ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Республике Мордовия просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, а также сообщениям Управления Росреестра по Республике Мордовия и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия, казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 50 081 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права – 16 апреля 2015 г., дата постановки на кадастровый учет – 28 января 2015 г.;

- земельный участок с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 1 197 017 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права – 23 июля 2018 г., дата постановки на кадастровый учет – 25 февраля 2015 г.;

- земельный участок с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 29 528 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права – 23 июля 2018 г., дата постановки на кадастровый учет – 25 февраля 2015 г.;

- кадастровая стоимость вышеуказанных объектов была определена при постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. № 222, путем осуществления математических действий (умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42 на их площадь) в размерах: 212 772 634,17 рублей – земельный участок с кадастровым номером <№>; 4 718 832 536,72 рублей – земельный участок с кадастровым номером <№>; 116 404 100,48 рублей – земельный участок с кадастровым номером <№>.

С даты внесения в ЕГРН не происходили никакие качественные или количественные изменения характеристик, указанные величины кадастровых стоимостей не менялись и являются актуальными по настоящее время.

2 октября 2019 г. казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» подало в Комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия <№> от 16 октября 2019 г. заявление казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2015 г., сведения о кадастровых стоимостях земельных участков с кадастровыми номерами <№> и <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 февраля 2015 г., то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, истек 28 января 2020 г. и 25 февраля 2020 г. соответственно.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что с 28 января 2015 г. и 25 февраля 2015 г. в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровых стоимостей спорных земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.

Следовательно, административный истец вправе оспорить результаты определения кадастровых стоимостей земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> в суде.

Поскольку казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора, оно имело право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 28 января 2015 г.; земельного участка с кадастровым номером <№> - на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 25 февраля 2015 г.; земельного участка с кадастровым номером <№> - на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 25 февраля 2015 г.

В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» представило отчёт <№> от 28 августа 2019 г. «Об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов культуры, расположенных по адресу: <адрес>», составленный ООО «Титул», оценщиком ФИО4

В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

Оценщик ФИО4 работает оценщиком в ООО «Титул», имеет квалификацию в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», является членом некоммерческого партнёрства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО»», её гражданская ответственность застрахована в АО «АльфаСтрахование» на сумму 5 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 8 декабря 2018 г. по 7 декабря 2019 г., ООО «Титул» застраховало гражданскую ответственность в АО «АльфаСтрахование» на сумму 100 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 23 мая 2019г. по 22 мая 2020 г.

При таких обстоятельствах следует, что оценщик ФИО8. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 28 января 2015 г. составляет 36 408 887 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. составляет 833 123 832 рубля; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. составляет 24 006 264 рубля.

Отчёт оценщика отвечает требованиям пунктов 8, 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (далее - ФСО № 1), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 № 297, т.к. рыночная стоимость объекта недвижимости определена на дату, на которую установлена кадастровая стоимость, оценщик мотивировал избрание сравнительного подхода.

Отчёт оценщика соответствует принципам существенности информации, используемой оценщиком, её подтверждаемости, однозначности толкования полученных результатов. В отчёте обоснован выбор подходов и методов оценки, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты, изложенная логика процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, понятна, копии документов, использованных оценщиком, приобщены к отчёту, в тексте отчёта имеются ссылки на источники информации и копии документов и материалов, что соответствует требованиям пунктов 5, 8, 10, 11 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (далее - ФСО № 3), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299.

В соответствии с положениями пунктов 10, 11 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (далее - ФСО № 7), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, оценщиком исследован рынок в тех сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, принцип достаточности объёма исследований оценщиком соблюден, анализ рынка недвижимости выполнен в последовательности, предусмотренной пунктом 11 ФСО № 7.

Доказательств, опровергающих выводы отчёта об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, ни административный ответчик, ни заинтересованные лица не представили, равно как и не заявили ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отчёт оценщика соответствует требованиям, содержащимся в Законе об оценочной деятельности, федеральных стандартах оценки № 1, № 2 № 3, № 7, и отсутствуют основания для признания отчёта оценщика недостоверным и недопустимым доказательством.

Довод Комиссии о недостоверности анализа рынка объектов недвижимости, аналогичных объектам оценки, сводится к несогласию с содержанием отчёта оценщика, не основан на достоверных и объективных данных, в связи с чем отклоняется судом.

Анализ рынка земельных участков был произведен оценщиком на основе информации объявлений продавцов с интернет-сайтов. В выборе аналогов участвовали семь предложений по продаже прав собственности/аренды на земельные участки, которые сопоставимы с оцениваемыми объектами по ряду ценообразующих факторов, из которых оценщику удалось выбрать три наиболее подходящих по основным характеристикам к объектам оценки, при этом учтено, что земельные участки – объекты-аналоги расположены в городе Саранске, территориально близко к объектам оценки. Ввиду того, что вид разрешенного назначения объектов оценки – для размещения объектов культуры (рекреационное назначение), рынок земельных участков данного назначения в некурортных районах страны развит плохо, подобрать достаточное количество аналогов того же назначения, что и объекты оценки, на дату оценки не представилось возможным, в качестве объектов-аналогов были приняты предложения по продаже прав собственности на земельные участки промышленного назначения, территориально близкие к объектам оценки. Вместе с тем данное обстоятельство не влечет признание анализа рынка недостоверным, поскольку оценщиком применена корректировка на вид разрешенного использования.

В связи с изложенным указание на невыполнение оценщиком требований пункта 22б Федерального стандарта оценки № 7 отклоняется, т.к. опровергается материалами дела. Отличие объектов оценки и объектов-аналогов по виду разрешенного использования учтено оценщиком применением поправочных коэффициентов. Корректировка на различие в назначении земельных участков была определена на основании данных справочника оценщика недвижимости – 2014 под редакцией ФИО2

Отсутствие у объектов-аналогов кадастровых номеров не повлияло на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, поскольку объявления по объектам – аналогам имеются в базе «ruads.org» (Архив бесплатных объявлений), указаны номера объявлений, даты публикации объявлений, адреса объектов недвижимости, что подтверждает наличие объектов к продаже.

О проведении судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не ходатайствовали, доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, нежели указано в отчёте оценщика, суду не представили.

Более того, административный ответчик не возражает против удовлетворения административного иска казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в части установления рыночной стоимости земельных участков согласно отчету ООО «Титул» от 28 августа 2019 г., возражений относительно данного отчета не имеет.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика и он может быть принят в целях установления рыночной стоимости земельных участков на даты, по состоянию на которые установлены их кадастровая стоимость.

Соответственно, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2015 г. и 25 февраля 2015 г.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

2 октября 2019 г. казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» подало в Комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка – 2 октября 2019 г., сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В пункте 7 постановления Пленума № 28 разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утверждённого приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. № П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

При таких обстоятельствах, по смыслу вышеприведённых норм и разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и надлежащим административным ответчиком по настоящему административному иску является ФГБУ «ФКП Росреестра».

Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании Актов определения кадастровой стоимости земельных участков, то административный иск казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» к ФГБУ «ФКП Росреестра» подлежит удовлетворению путём установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 28 января 2015 г. в размере 36 408 887 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. в размере 833 123 832 рубля; земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 февраля 2015 г. в размере 24 006 264 рубля.

Так как Госкомимущество Республики Мордовия и Управление Росреестра по Республике Мордовия не имеют отношения к утверждению кадастровой стоимости по состоянию на 28 января 2015 г. и 25 февраля 2015г., административный иск к последним не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость:

земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 50 081 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 28 января 2015 г. в размере 36 408 887 (тридцать шесть миллионов четыреста восемь тысяч восемьсот восемьдесят семь) рублей;

земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 1 197 017 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 25 февраля 2015 г. в размере 833 123 832 (восемьсот тридцать три миллиона сто двадцать три тысячи восемьсот тридцать два) рубля;

земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения парка культуры и отдыха Пролетарского района г. Саранска, площадью 29 528 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 25 февраля 2015 г. в размере 24 006 264 (двадцать четыре миллиона шесть тысяч двести шестьдесят четыре) рубля.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Датой подачи заявления казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 2 октября 2019 г.

В удовлетворении административного иска казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия Л.И. Середа

Мотивированное решение составлено 14 августа 2020 г.