ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-29/2013 от 09.07.2013 Самарского областного суда (Самарская область)

                Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09 июля 2013 года                Самарский областной суд

в составе:

председательствующего        Шабаевой Е.И.,

при секретаре            Крайковой А.В.,

с участием прокурора        Золиной Т.В.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта,

            У С Т А Н О В И Л :

Законом Самарской области от 05.12.2011 год № 127-ГД принят областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, которым, в том числе, предусмотрены расходные обязательства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2012 год.

    В целях исполнения бюджета Самарской области Правительством Самарской области постановлением № 138 от 22.03.2012 года была утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт» на 2012 год, которой предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий бюджетам городских округов, муниципальных районов, поселений, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на возмещение затрат, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирного дома. Срок реализации данной программы – 2012 год.

    Постановлением Правительства Самарской области № 33 от 12.02.2013 года «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 22.03.2012 № 138 «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2012 год» адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов», утвержденная постановлением № 138, изложена в новой редакции. А именно, уменьшился объем финансирования программы в прошедшем 2012 году, в общем на № рублей, в том числе: из средств фонда – № рублей, из средств областного бюджета – № рублей, в программе в редакции постановления № 33 сумма на которую был уменьшен объем финансирования расписана конкретно по объектам.

    Постановление № 33 опубликовано в газете «Волжская коммуна» № 60 от 14.02.2013 года, в соответствии с пунктом 4 вступает в действие со дня официального опубликования.

    Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области № 33 на том основании, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ все бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря финансового года, все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Действие постановления Правительства Самарской области № 138 ограничено сроком до 31.12.2012 года, таким образом, на момент вступления в силу оспариваемого постановления № 33, постановление № 138 утратило силу, что исключало возможность внесения в него изменений.

    В судебном заседании представитель прокуратуры Золина Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по мотивам, изложенным в заявлении.

    Представители Правительства Самарской области ФИО1 и ФИО2 заявленные прокурором требования не признали, пояснив, что на момент издания Правительством Самарской области оспариваемого постановления № 33 постановление № 138 от 22.03.2012 года не было признано утратившим силу в установленном порядке, срок действия его не установлен, поскольку указанное постановление принято на неопределенный срок, оно является действующим. Без внесения изменений в областную адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2012 год, отражающих наличие неизрасходованного остатка средств Фонда, годовой отчет Самарской области Фондом не мог быть рассмотрен и принят. Поскольку в соответствии с Порядком использования денежных средств, не израсходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным правлением Фонда, субъект Российской Федерации должны уведомить Фонд о планируемом использовании неизрасходованных средств с приложением подтверждающих документов, в том числе копий нормативных актов о внесении изменений в региональную адресную программу. Использование неизрасходованных средств с нарушением данных условий, является нецелевым использованием средств Фонда и влечет последствия, предусмотренные Федеральным законом в том числе принятия решения о возврате в Фонд ранее предоставленной субъекту Российской Федерации финансовой поддержки.

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии в силу части 2 статьи 253 ГПК РФ оснований для удовлетворения требований прокурора, при этом суд исходит из следующего.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете). Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

В соответствии со статьями 8 и 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Наряду с изложенным, в статьях 12 и 242 (часть 1 и 3) Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Законом Самарской области от 05.12.2011 № 127-ГД «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» были установлены расходные обязательства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2012 год. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2012 года и действует по 31 декабря 2012 года, за исключением положений статьей 12 и 29 настоящего Закона, которые действуют по 31 декабря 2014 года (статья 37).

В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых в период с 1 января до 30 июня 2011 года и с 1 января 2012 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее 1 января года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки, а региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых в период с 1 июля до 31 декабря 2011 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее 1 января 2013 года.

Таким образом, постановление Правительства Самарской области от 22.03.2012 № 138 «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2012 год действовало до 31.12.2012 года и на момент принятия постановления Правительством Самарской области № 33 от 12.02.2013 года срок его действия истек.

Как указывалось выше, оспариваемым постановлением № 33 внесены изменения в постановление № 138 путем уменьшения объема финансирования программы в прошедшем 2012 году, в общем на № рублей, в том числе: из средств фонда – № рублей, из средств областного бюджета – № рублей. Т.е., изменения по объему финансирования были внесены по окончании финансового 2012 года, что противоречит положениям пункта 1 статьи 5, статьям 8, 12, 65, пунктам 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, из которых следует, что бюджетные обязательства субъекта, порядок их исполнения, не могут быть изменены по завершении финансового года на который был принят соответствующий бюджет.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства, а также в силу Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Правительство Самарской области имело возможность своевременно, т.е. в пределах финансового года, внести изменения в постановление № 138.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в силу ст.253 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, постановление № 33 от 12.02.2013 года «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 318 от 22.03.2012 года «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2012 год» подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

             Р Е Ш И Л :

    Требования прокурора удовлетворить.   

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Самарской области № 33 от 12.02.2013 года «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 318 от 22.03.2012 года «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2012 год».

    Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

    Председательствующий:

    Решение вступило в законную силу 16.10.2013 г.