дело № 3-29/2014
Решение
Именем Российской Федерации
06 мая 2014 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Соловьева В.А.
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: представителя заявителя Залесского С.Ю., представителя П. У. Республики Чувакина О.Ю., представителя У. Р. по УР К. В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оптимум» о признании недействующим в части с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 211 от 21.05.2012 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Оптимум» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 211 от 21.05.2012 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года». Свои требования мотивировало тем, что между Администрацией г. Ижевска и ООО «Оптимум» (Заявитель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды № (Договор), в соответствии с которым Заявителю был предоставлен в аренду для обслуживания временного сооружения автостоянки земельный участок, с кадастровым номером №, общей площадью 4633 кв.м., с адресом: <адрес>. Соглашением о продлении и внесении изменений в договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ № Договор продлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку по истечении срока действия Договора Заявитель продолжал пользоваться земельным участком, а со стороны Администрации <адрес> возражений не последовало договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Арендная плата по Договору рассчитывается на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 06.11.2007 г. № 172 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» - годовой размер арендной платы за земельный участок, предоставленный по Договору, рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного по договору, установлена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г.» ( Постановление Правительства УР № 275). В соответствии с первоначальной редакцией приложения № 1 к указанному выше постановлению Правительства Удмуртской Республики кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного по Договору, составляла <данные изъяты> руб. (п. 52720 приложения № 1 к Постановлению Правительства УР № 275). Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 г. № 211 (Постановление П. УР № 211) были внесены изменения в Постановление П. УР № 275. В частности, в пункте 52720 приложения № 1 цифры <данные изъяты> руб. были заменены цифрами <данные изъяты> руб. Пунктом 4 Постановления Правительства УР № 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Увеличение кадастровой стоимости предоставленного в аренду земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства УР № 211, а также придание указанному акту обратной силы привело к увеличению размера арендной платы по Договору за период с 2009 г. по 2013 г. При этом Правительством УР была нарушена процедура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли. Считает Постановление Правительства УР № 211 в части изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> незаконным и нарушающим права ООО « Оптимум».
В судебном заседании представитель заявителя Залесский С.Ю. заявление поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Чувакин О.Ю., с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление. В возражениях указал, что кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде у заявителя была утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были внесены в Правительство Удмуртской Республики Управлением Росреестра по Удмуртской Республике в виде проекта указанного постановления, подготовленного в соответствии с отчетом определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007, составленного Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля». Сопроводительным письмом от 26.07.2010 N 01-1012/712 Пермский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" предоставил исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007 с учетом изменений на 12.07.2010. На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211. Постановления Правительства УР N 275 от 24.11.2008, N 211 от 21.05.2012 представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок принятия оспариваемого Постановления Правительства УР нарушен не был.
Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике Козлова В.Ю. против удовлетворения требований возражала, поддерживая позицию Правительства Удмуртской Республики. В письменных пояснениях представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике указала, что кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия. Порядок исправления кадастровой ошибки нарушен не был. Принятие оспариваемого акта Правительством УР осуществлено в рамках его полномочий и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Представитель администрации г. Ижевска в судебное заседание не явился, поскольку заинтересованное лицо было надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Прокурор в судебное заседание не явился, надлежащим образом (под личную роспись) был извещен о времени и месте судебного заседания, неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (часть 3 ст. 45 ГПК РФ).
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются её права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года, согласно приложению 1 под пунктом 52720 значится земельный участок с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты> рублей.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22.12.2008 N №, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 N 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 г. № 211 (далее - Постановление Правительства УР № 211) были внесены изменения в Постановление Правительства УР № 275. В частности, в пункте 52720 приложения № 1 цифры «<данные изъяты>» были заменены на цифры «<данные изъяты>».
Пунктом 4 Постановления Правительства УР № 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства УР от 21.05.2012 N 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05.06.2012 N RU18000201200313, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31.07.2012 N 41.
ООО «Оптимум» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 4633 кв.м., с адресом: <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка: размещение автостоянки.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято полномочным органом.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля", по результатам которых был составлен отчет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24.11.2008 N 275.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 21.05.2012 N 211 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Согласно п. 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом по материалам дела и объяснениями участников процесса, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужил представленный в 2010 году в Управление Росреестра по УР новый исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на 01.01.2007, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.
Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмом Управления Росреестра по УР № 12-27/1094 от 19.03.2014. Ссылка представителя Правительства УР на пояснительную записку Управления Росреестра по УР к проекту постановления Правительства УР как на доказательства наличия кадастровой ошибки в сведениях, судом отклоняется. Данная пояснительная записка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствует дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Правительством Удмуртской Республики не представлено доказательств того, что в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № утвержденной постановлением Правительства УР от 24.11.2008 N 275 была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Довод представителя Правительства УР о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Кадастровая ошибка в сведениях ГКН (государственный кадастр недвижимости) подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
Суд считает, что оспариваемое постановление Правительства УР от 21.05.2012 N 211 нарушает права заявителя, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, расходы на его содержание увеличились. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Соответственно постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в связи с чем является недействующим в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр «<данные изъяты>» на цифры «<данные изъяты>» в пункте 52720 раздела «Город Ижевск» приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г.».
Суд также находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта частично недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем Постановление Правительства Удмуртской Республики № 211 от 21.05.2012 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате арендных платежей в размерах, не соответствующих закону.
С учетом изложенного, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Оптимум» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 211 от 21.05.2012 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр «<данные изъяты>» на цифры «<данные изъяты>» в пункте 52720 раздела «Город Ижевск» приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г.»
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2014 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.