Дело №3-29/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2015 года г. Белгород
Белгородский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Борисовой О.В.,
при секретаре Лавровой В.А.,
с участием прокурора Бригадиной В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению О. об оспаривании решений избирательных комиссий, выписки из протокола № заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость»,
У С Т А Н О В И Л:
О. как зарегистрированный кандидат в депутаты, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области, выбыл из участия в избирательной кампании по выборам депутатов Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва, назначенным на ДД.ММ.ГГГГ, по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № и единому избирательному округу в составе списка кандидатов в депутаты, на основании решений избирательного объединения, содержащихся в выписке из протокола № заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость», об отзыве кандидата и об исключении из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты.
О. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ избирательной комиссии муниципального района «<данные изъяты> район» с полномочиями окружной избирательной комиссии «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №О.», а также решение об исключении заявителя из списка кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва, включенного в зарегистрированный список кандидатов по единому избирательному округу избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области», обязать избирательную комиссию муниципального района «<данные изъяты> район» опубликовать сведения о регистрации О. указанными кандидатами в депутаты, разместить информацию на официальном сайте администрации <данные изъяты> района, признать незаконной выписку из протокола № заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель уточнил, что под обжалуемым решением об исключении его из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты, понимается постановление Избирательной комиссии Белгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области» по единому избирательному округу».
В обоснование требований О. сослался на отсутствие у избирательных комиссий законных оснований для аннулирования регистрации его кандидатом в депутаты и исключения его из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования по вышеизложенным основаниям.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения требований, полагая, что обжалуемые постановления приняты избирательными комиссиями в строгом соответствии с законом.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бригадиной В.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Белгородской областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Белгородской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении выборов в Белгородскую областную Думу <данные изъяты> созыва» назначены выборы в Белгородскую областную Думу <данные изъяты> созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Избирательная комиссия Белгородской области является избирательной комиссией, организующей данные выборы (согласно части 1 статьи 27 Избирательного кодекса Белгородской области).
На избирательную комиссию муниципального района «<данные изъяты> район» возложены полномочия окружной избирательной комиссии <данные изъяты> одномандатного избирательного округа №, что подтверждается постановлением Избирательной комиссии Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва по одномандатным избирательным округам на избирательные комиссии муниципальных районов, городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий».
Избирательная комиссия Белгородской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрировала список кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области по единому избирательному округу в количестве <данные изъяты> человек. В данном списке О. указан под номером № Региональной группы № (соответствует территории <данные изъяты> одномандатного избирательного округа №).
Постановлением Избирательной комиссии Белгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области» по единому избирательному округу» заявитель по делу О. был исключен из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области» по единому избирательному округу (№ в Региональной группе №, соответствует территории <данные изъяты> одномандатного избирательного округа №).
Постановлением избирательной комиссии муниципального района «<данные изъяты> район» с полномочиями территориальной избирательной комиссии и с полномочиями окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № О.» аннулирована регистрация кандидата в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № О., который был выдвинут избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области» и зарегистрирован указанным кандидатом постановлением этой же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из положений пунктов 11,14 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 11, 14 статьи 32 Избирательного кодекса Белгородской области, для принятия избирательными комиссиями вышеуказанных обжалуемых постановлений (об аннулировании регистрации кандидата в депутаты, об исключении кандидата из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты) достаточно большинства голосов членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса от числа присутствующих, при этом заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
В силу ч. 2 ст. 27 Избирательного кодекса Белгородской области Избирательная комиссия Белгородской области состоит из 14 членов комиссии. Согласно протоколу заседания № от ДД.ММ.ГГГГ данной комиссии, обжалуемое постановление об исключении О. из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты было принято единогласно <данные изъяты> присутствующими на заседании членами комиссии.
Как подтверждается протоколом № заседания избирательной комиссии муниципального образования муниципального района «<данные изъяты> район» от ДД.ММ.ГГГГ обжалуемое постановление об аннулировании регистрации кандидата О. было принято большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (<данные изъяты> членов комиссии из <данные изъяты> присутствующих). Данная комиссия сформирована решением Муниципального совета муниципального района «<данные изъяты> район» Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № в составе <данные изъяты> членов комиссии с правом решающего голоса.
Таким образом, обжалуемые постановления были приняты с соблюдением установленного законом порядка принятия решений избирательными комиссиями.
В соответствии с пунктом 32 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 3 статьи 47 Избирательного кодекса Белгородской области, избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 данного Федерального закона.
Постановление Избирательной комиссии Белгородской области об исключении заявителя из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты принято в соответствии с вышеизложенными положениями пункта 32 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 3 статьи 47 Избирательного кодекса Белгородской области.
Постановление избирательной комиссии муниципального района «<данные изъяты> район» с полномочиями территориальной избирательной комиссии и с полномочиями окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об аннулировании регистрации кандидата принято в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 2 статьи 114 Избирательного кодекса Белгородской области, согласно которым регистрация кандидата аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата на основании решения избирательного объединения об отзыве кандидата, представленного в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 32 статьи 38 названного Федерального закона и частью 3 статьи 47 Избирательного кодекса Белгородской области соответственно.
Основанием принятия избирательными комиссиями вышеуказанных постановлений, касающихся выбытия кандидата О., явились соответствующие решения Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость», представленные в избирательные комиссии в форме выписки из протокола № заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» от ДД.ММ.ГГГГ.
Как подтверждается данной выпиской из протокола №, на заседании Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость», которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, названный Президиум решил отозвать кандидата в депутаты из состава зарегистрированного списка кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва (региональная группа №), выдвинутого региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области, и кандидата в депутаты Белгородской областной Думы <данные изъяты> созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №, выдвинутого тем же избирательным объединением, - О. в соответствии с подпунктом «ж» пункта 22 части 1 статьи 23 Устава данной Партии.
Согласно пп. 32 п. 1 ст. 23 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» (далее – Партия), утвержденного на № Съезде Общероссийской общественной организации «Российские пенсионеры за справедливость» ДД.ММ.ГГГГ, в компетенцию Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» входит отзыв в порядке, установленном Уставом, выдвинутого Партией кандидата, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе включенного в список кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, выдвинутый по единому избирательному округу, в одномандатном (многомандатном) избирательному округе, по основаниям, предусмотренным пунктом 22 части 1 статьи 23 Устава.
В подпункте «ж» пункта 22 части 1 статьи 23 Устава Партии указано, что Президиум Центрального совета Партии уполномочен исключать кандидатов из выдвинутых Партией списков кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе заверенного и (или) зарегистрированного, в порядке, установленном настоящим Уставом в случае совершения кандидатом действий (бездействия), нарушающих настоящий Устав и (или) дискредитирующих Партию и (или) наносящих материальный ущерб и (или) вред политическим интересам Партии.
В данном случае, О.<данные изъяты>
Согласно протоколу № заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» от ДД.ММ.ГГГГ, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (исключении из зарегистрированного списка) обусловлены наличием <данные изъяты> у заявителя <данные изъяты> и сокрытием от Регионального отделения Партии <данные изъяты>, что расценено Партией как действия, дискредитирующие Партию и наносящие вред ее политическим интересам. Данные обстоятельства также подтверждаются следующими доказательствами в совокупности: протоколом № заседания Правления регионального отделения Партии, решением председателя Правления регионального отделения Партии от ДД.ММ.ГГГГ, информацией <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями в суд представителя «Партии пенсионеров» в Белгородской области. В вышеуказанном протоколе № заседания Президиума Центрального совета политической партии содержится ссылка на <данные изъяты> в отношении заявителя от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>.
О. в суде признал факт неуведомления выдвинувшего его избирательного объединения о возникновении у него <данные изъяты>, поскольку не счел данный факт значимым, учитывая, что наличие <данные изъяты> не исключает участие в выборах. Кроме того, как объяснил в судебном заседании О., он полагал Региональное отделение Партии осведомленным и без специального с его стороны сообщения о факте <данные изъяты>.
Соблюдение предусмотренного Уставом Партии (п. 8 ст. 22) порядка принятия соответствующих решений Президиумом Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» подтверждается содержанием протокола № заседания данного Президиума от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, решения приняты большинством голосов (<данные изъяты>) от числа присутствующих (<данные изъяты> членов Президиума) на правомочном заседании членов Президиума (на заседании присутствовали более половины от установленной Съездом численности – <данные изъяты> членов Президиума).
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отдельные кандидаты, включенные избирательным объединением в список кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, могут быть исключены из этого списка избирательным объединением в порядке, предусмотренном его уставом (пункт 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подпункт "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ). При этом, необходимо учитывать, что основания аннулирования избирательной комиссией регистрации кандидата в депутаты исчерпывающе содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункты 1, 2 и 3 статьи 76), а решение избирательного объединения об исключении гражданина из выдвинутого этим объединением и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов должно быть принято в пределах полномочий, с соблюдением порядка, предусмотренного Уставом избирательного объединения, не может быть произвольным, должно быть мотивированным и обусловленным конкретными действиями (бездействием) данного лица, которые несовместимы с законными интересами избирательного объединения.
В пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 09.11.2009 N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО1" указано, что положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по своему буквальному смыслу, предоставляя политической партии как избирательному объединению право исключать отдельных кандидатов из выдвинутого ею списка кандидатов в депутаты, непосредственно не обусловливают принятие такого решения наличием оснований, указанных в федеральном законе и уставе данной политической партии. При этом, Конституционный Суд РФ в данном Постановлении признал взаимосвязанные положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" - в той части, в какой на их основании избирательное объединение (политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение, имеющие право участвовать в выборах) в порядке, предусмотренном его уставом, вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов, - не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что исключение политической партией конкретного лица из списка кандидатов в депутаты обусловлено действиями (бездействием) этого лица, несовместимыми с законными интересами выдвинувшей его политической партии, осуществляется на основе мотивированного решения и не носит дискриминационный и произвольный характер.
Конституционно-правовой смысл положений пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", выявленный в вышеуказанном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике, о чем прямо указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.11.2009 N 16-П.
Суд полагает, что решения избирательного объединения об отзыве кандидата и об исключении его из зарегистрированного списка не носили произвольный характер, мотивированы наличием <данные изъяты> у заявителя и несообщением избирательному объединению о данном факте, то есть решения избирательного объединения обусловлены конкретными действиями заявителя <данные изъяты>). Как указано в статье 2 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» (утвержденного на № Съезде Общероссийской общественной организации «Российские пенсионеры за справедливость» ДД.ММ.ГГГГ), одной из целей Партии является содействие духовному и культурному возрождению России. Устав Партии в подпункте «ж» пункта 22 статьи 23, не перечисляя действия (бездействие) кандидата в депутаты, которые могут явиться основанием его отзыва или исключения из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты, тем не менее, закрепляет достаточно определенный критерий таких действий (бездействий), а именно, они должны дискредитировать Партию и наносить вред ее политическим интересам, что выявляется в том числе через установленные цели и задачи Партии. Очевидно, что <данные изъяты> кандидатом в депутаты (состоящим под номером № в Региональной группе), сведения о котором будут содержаться в избирательном бюллетене, наличие у данного кандидата <данные изъяты>, а также бездействие заявителя, выразившееся в несообщении избирательному объединению о возникновении <данные изъяты>, - не отвечают заявленной цели партии, состоящей в духовном и культурном возрождении России, подрывает авторитет Партии в глазах избирателей, умаляет доверие последних, что создает угрозу политическим интересам Партии, состоящим помимо прочего в том, чтобы иметь наибольшее представительство в государственных органах путем участия в выборах.
При таких обстоятельствах, суд полагает законным и обоснованным принятие избирательными комиссиями за основу аннулирования регистрации и исключения из зарегистрированного списка кандидатов соответствующих решений избирательного объединения, представленных в выписке из протокола № заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость», поскольку данные решения приняты с соблюдением установленного Уставом Партии порядка, в предусмотренный законом срок (заявитель как кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, отозван не позднее чем за № дней до дня голосования, а как кандидат, включенный в список кандидатов, исключен из списка не позднее чем за № дней до дня голосования), являются мотивированными, не носят дискриминационный и произвольный характер.
Доводы заявителя о нарушении его пассивного избирательного права, гарантированного Конституцией РФ, не нашли подтверждения в судебном заседании, поскольку данное право реализуется в соответствии с законодательством, а не произвольно. В связи с чем, на заявителя распространяется действие вышеуказанных примененных избирательными комиссиями норм закона. Правоотношения сторон не регулируются частью 7 статьи 47 Избирательного кодекса Белгородской области, на чем настаивал заявитель. Данная норма закона регламентирует обстоятельства, вынуждающие зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, отозвать список кандидатов. При этом, часть 7 статьи 47 Избирательного кодекса Белгородской области не исключает выбытие кандидатов по иным, установленным законом основаниям.
Требования О., касающиеся возложения обязанности на избирательную комиссию по публикации (обнародованию) сведений о нем как о зарегистрированном кандидате, являются дополнительными к основным требованиям об оспаривании решений избирательных комиссий, поскольку относятся к способу восстановления избирательных прав в случае признания их судом нарушенными (ч. 1 ст. 261 ГПК РФ). В связи с чем, отказ в удовлетворении основных требований влечет отклонение судом и дополнительных требований о публикации (обнародовании) вышеуказанных сведений.
Признание незаконной выписки из протокола № не ведет к восстановлению каких-либо прав заявителя, учитывая, что не обжалованы и не признаны незаконными сами решения Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость». Исходя из положений ст.ст. 3,4 ГПК РФ, судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право, а выбранный способ защиты должен вести к восстановлению такого права. Поскольку выписка из протокола № сама по себе не нарушает избирательные права заявителя, то в удовлетворении требования о признании недействительной данной выписки следует отказать.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления О. об оспаривании решений избирательных комиссий, выписки из протокола № заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Борисова