ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-29/2015 от 28.08.2015 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3-29/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2015 года город Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панова И.М.,

при секретаре Деревлевой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению О.Д.Е. о признании Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Псковской области, утвержденных постановлением Администрации Псковской области от 26 ноября 2007 года № 425, недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Администрации Псковской области от 26 ноября 2007 года № 425 утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Псковской области (далее - Правила).

Данное Постановление опубликовано в газете «Псковская правда» №272-276 от 25 декабря 2007 года, в соответствии с пунктом 4 Постановления вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах Псковской области разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава с введением следующих ограничений:

запрещается плавание на водных мотоциклах (гидроциклах) на реках от их истоков до устьев включительно, на акваториях водных объектов, объявленных памятниками природы, в пределах границ населенных пунктов, зон, используемых для рекреационных целей, мест массового отдыха граждан на воде, традиционных мест любительского лова рыбы (абзац пятый пункта 6 Правил).

Оськин Д.Е. обратился с заявлением о признании недействующим со дня принятия абзаца пятого Правил, как нарушающего его права на использование водными объектами области и принадлежащим ему гидроциклом по прямому назначению.

В судебном заседании представитель заявителя Оськина Д.Е. – К.Ю.В. поддержал доводы заявления в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации Псковской области Т.Г.И. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, принят в пределах компетенции Администрации, с соблюдением установленного порядка его принятия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сурусова А.Е., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно частям 1, 7 статьи 2 Водного кодекса РФ, водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

В силу части 4 статьи 6 Водного кодекса РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьями 24 и 25 Водного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено, в том числе, утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах (пункт 7 статьи 25 Водного кодекса РФ).

Согласно статье 64 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 года № 1-У, законодательство области состоит из нормативных правовых актов, принимаемых областным Собранием депутатов, губернатором области, Администрацией области, иными органами исполнительной власти области.

Подпунктом 7 пункта 6 статьи 27.1 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 года № 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах отнесено к государственно-властным полномочиям исполнительно-распорядительного характера в сфере водных отношений.

В соответствии со статьей 35 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 года №174-оз акты Администрации области, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации области.

Согласно статье 3 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года № 242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области» (в первоначальной редакции) официальным опубликованием Устава, поправок к Уставу и законов области, иных нормативных правовых актов области считается публикация их текстов в газете «Псковская правда» или в Сборнике законодательства Псковской области.

Законы области и иные нормативные правовые акты области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 календарных дней со дня их официального опубликования, если не предусмотрен более поздний срок вступления их в силу (статья 4 Закона).

С учетом вышеприведенных правовых норм суд признает, что оспариваемые Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Псковской области приняты Администрацией Псковской области в пределах предоставленных ей полномочий, в установленной форме, правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта соблюдены.

Довод заявителя о наличии полномочий на установление запретов в сфере водопользования только у законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании приведенных положений законодательства.

Доводы заявителя о неопределенности и двусмысленности нормы абзаца первого пункта 6 Правил, как устанавливающего вводимые абзацем 5 указанного пункта ограничения использования только несудоходных водных объектов, основаны на неправильном, произвольном ее толковании.

Из текста указанной нормы буквально следует, что ограничения, установленные пунктом 6 Правил, распространяются для плавания маломерных судов как на судоходных водоемах, так и на несудоходных, при условии соблюдения определенного периода.

Оценивая содержание данной нормы, суд приходит к выводу об отсутствии какой-либо неопределенности, неясности, двусмысленности в ее толковании. При этом суд соглашается с позицией представителя заинтересованного лица о том, что содержание нормы допускает придаваемое ей при правоприменении толкование, соответствует правилам русского языка при употреблении тире.

Также является несостоятельным довод заявителя о неправомерном введении запрета на плавание на водных мотоциклах (гидроциклах) на реках от их истоков до устьев включительно при отсутствии доказательств создания водными мотоциклами угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека и причинения вреда окружающей среде.

Согласно статье 41 Водного кодекса РФ в указанных заявителем случаях допускается приостановление или ограничение водопользования в судебном порядке, либо путем издания нормативного правового акта органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции, что означает временное прекращение разрешенного водопользования, либо его продолжение в меньшем, в том числе временном, объеме.

В то же время, оспариваемыми Правилами установлен порядок использования водных объектов для плавания на маломерных судах в пределах административных границ Псковской области, Правила рассчитаны на применение в течение всего периода их действия.

В таком случае наличие доказательств необходимости введения ограничения либо приостановления водопользования путем плавания на гидроциклах на определенных водных объектах не требуется.

Оценивая доводы заявителя об отсутствии обоснования необходимости введения данного запрета суд также учитывает разъяснения, данные в подпункте «а» пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов.

Вопреки позиции заявителя перечень вводимых Правилами запретов не может быть ограничен только воспроизведением запретов, содержащихся в Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года № 502, Правилах плавания по внутренним водным путям российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 года № 129.

С учетом вышеизложенного, суд находит, что оспариваемая норма не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, основания для признания Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Псковской области, утвержденных постановлением Администрации Псковской области от 26 ноября 2007 года № 425 в оспариваемой части недействующими отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления О.Д.Е. о признании Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Псковской области, утвержденных постановлением Администрации Псковской области от 26 ноября 2007 года № 425, недействующими в части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Псковской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 сентября 2015 года.

Судья Псковского областного суда . И.М. Панов

.

.