ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-2/2014 от 22.01.2014 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 января 2014 г. № 3-2/2014 г.

    Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

при секретаре Мехтихановой У.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управлением Министерства юстиции России по Республике Дагестан <дата> зарегистрировано Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» (далее – ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни»), с присвоением учетного номера №. <дата> ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц под основным государственным регистрационным номером №.

Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан обратилось в суд с заявлением о ликвидации ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявления указано, что в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций и законодательства об образовании, ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» реализует основные и дополнительные образовательные программы высшего профессионального религиозного образования в отсутствии лицензии, являющейся обязательным условием осуществления в Российской Федерации образовательной деятельности. Кроме того, ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» не исполняет обязанности, предусмотренные законодательством для некоммерческих организаций, а именно, в 2011 и 2012 гг. не представило в Управление Минюста России по Республике Дагестан информацию о продолжении своей деятельности и отчет о своей деятельности; не разместило в сети Интернет отчет о своей деятельности за 2011 и 2012 гг. Указанные нарушения свидетельствуют о неоднократных и грубых нарушениях заинтересованным лицом законодательства Российской Федерации, что является основанием для его ликвидации.

В поданном на заявление письменном возражении ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывается на необоснованность доводов заявления о нарушении университетом требований законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций, а также указывается на принятие им мер, направленных на получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан в поданном заявлении ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни», извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив доводы заявления и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 4.3 Устава ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» университет реализует основные и дополнительные образовательные программы высшего профессионального религиозного образования. Подготовка специалистов в университете ведется по направлению профессиональной подготовки служителей культа исламского вероисповедования.

Согласно пункта 1 и абзаца 4 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Духовные образовательные организации при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов руководствуются настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Статьей 91 Федерального закона от 9 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (пункты 1 и 3).

Обязательное лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации предусматривалось также статьей 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, утратившего силу с 01 сентября 2013 года.

В соответствии с подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Согласно пункту 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 594, лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Согласно данных сводного реестра лицензий, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в сети Интернет по электронному адресу http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/licensing/search_lic/ ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» среди организаций, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности, не значится.

Факт отсутствия у ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» лицензии на осуществление образовательной деятельности не оспаривается в поданных заинтересованным лицом письменных возражениях на рассматриваемое заявление.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона об образовании образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ликвидации юридического лица на основании решения суда (часть 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, осуществление ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» образовательной деятельности без получения лицензии на право занятия указанной деятельностью, в силу положений ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для ликвидации данного духовного образовательного учреждения.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы заявления о наличии иных предусмотренных законом оснований для ликвидации ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни».

Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Пунктом 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях на некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи возложена обязанность ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о продолжении своей деятельности или предоставлять такое сообщение средствам массовой информации для опубликования.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно абзацу третьему пункта 9 статьи 8 Закона о свободе совести религиозная организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о свободе совести религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Доказательств соблюдения в своей деятельности вышеуказанных требований законов ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» суду не представило, в связи с чем, суд считает установленным факт неоднократного неисполнения этим духовым образовательным учреждением требований федеральных законов, что в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и пункта 1 статьи 14 Закона о свободе совести является основанием для удовлетворения заявления и ликвидации ДОУ «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни» с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

заявление Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан удовлетворить.

Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) «Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни», учетный номер №, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный номер №.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан      М.М. Абдулхалимов