г. Волгоград 3-2/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 12 марта 2015 года в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:
1. земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 682 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
2. земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года.
В обоснование требований указано, что заявитель является арендатором вышеуказанных земельных участков. Установленная кадастровая стоимость земельных участков в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на заявителя обязанность по уплате арендной платы и земельного налога в необоснованно завышенном размере.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Губернатора Волгоградской области ФИО3, действующий на соновании доверенности, при принятии решения по настоящем у делу полагался на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Администрации г. Волгограда явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
Из материалов дела следует, что заявитель на основании договора аренды от 30.07.2009 г. № № <...> пользуется земельным участком с кадастровым номером № <...>, площадью 682 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> Срок договора аренды установлен по 16 марта 2048 года. Кроме того, ФИО1 на основании договора аренды от 30.07.2009 г. № № <...> пользуется земельным участком с кадастровым номером № <...>, площадью 229 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Срок действия данного Договора установлен по 30 июня 2011 года. Вместе с тем пунктом 2.2. Договора аренды предусмотрено продление договора аренды на тех же условиях в случае, если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия Договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя. Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Арендодатель (Администрация <адрес>) каких-либо возражений суду относительно продления договора аренды не представил, в силу чего суд полагает необходимым применение п. 2.2 названного Договора.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
С учетом указанного правового акта, а также данных кадастровых паспортов, кадастровая стоимость спорных земельных участков на момент обращения заявителя в суд установлена: а). для земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 682 кв.м. в размере 6461704,48 рублей; б). для земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 229 кв.м. - в размере 2169692,56 рублей.
Не согласившись с произведенной оценкой земельных участков и полагая, что их кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, заявитель обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков.
Согласно представленного в суд Отчета № № <...>, подготовленного ООО «<.......>» по определению стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № <...>, площадью 682 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2010 года составляет 2924 000 рублей (л.д. № <...>).
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, стоимости по состоянию на 1 января 2010 года составляет 982000 рублей (л.д. № <...>).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, приведенная правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. №255 (в редакции, действовавшей в спорный период) при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Частью 3 ст. 1 Закона РФ от 24.07.07 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи...
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочия органа кадастрового учета.
При рассмотрении настоящего дела Волгоградский областной суд исходит из того, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по правилам, установленным Главой 23 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (части 3 и 4 статьи 246 названного Кодекса), а также может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о предоставлении доказательств (часть 2 статьи 249 этого же Кодекса).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998г.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается заявителем и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. не свидетельствует о том, что правовые последствия уменьшения их кадастровой стоимости в виде перерасчета налоговых платежей будут иметь место именно с указанной даты.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20).
Приведенные положения устанавливают порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ).
При этом установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости этого объекта не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В силу статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно выводам судебной экспертизы, содержащимся в экспертном заключении № № <...> и № <...>, проведенной ООО «<.......>» на основании определений Волгоградского областного суда от 22.10.2014г. и от 30.12.2014 г., рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 682 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2010 года составляет 2880 086 рублей; рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2010 года составляет 967067 рублей.
При оценке экспертного заключения, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.
Суд полагает, что дата, по состоянию на которую установлена рыночная стоимость спорного земельного участка, правильно определена на дату установления его кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области.
При этом правовую позицию о необходимости определения рыночной стоимости объекта оценки на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости суд отвергает как несостоятельную, поскольку она связана с неправильным толкованием положений Федерального Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, из положений ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ следует, что приведенные в статье случаи, при которых датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.
Рыночная стоимость объекта оценки может быть получена в результате его индивидуальной оценки вследствие изменения качественных (количественных) характеристик, имевших место после установления кадастровой стоимости земельного участка на основании нормативного правового акта. Включение таких сведений в государственный кадастр направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Из материалов дела следует, что количественные и качественные характеристики спорных объектов оценки после 1 января 2010 года не изменялись. При таких обстоятельствах положения ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ применению в настоящем деле не подлежат, а заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить в полном объеме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 682 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 2880 086 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 967067 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 1 месяца.
Судья: И. Г. Кубасов
<.......>