ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-2/2015 от 20.01.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3-2/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Гришиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Суханове М.А.,

с участием представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Термихольянц Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о ликвидации Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека», назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), установлении порядка и сроков ликвидации,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в Тверской областной суд с заявлением о ликвидации Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека», назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), установлении порядка и сроков ликвидации Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека».

В обоснование требований заявитель указал, что распоряжениемУправление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 25 февраля 2014 года деятельность Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» была приостановлена до 22.08.2014 года.

До настоящего времени выявленные нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности,региональным отделением общественного движения не устранены.

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, в силу абз. 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях" являются основаниями для ликвидации регионального отделения общественного движения.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Термихольянц Е.В.поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, указав, что нарушения законодательства, послужившие основанием для приостановления деятельности регионального отделения, до настоящего времени не устранены.

Представитель Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» в судебное заседание не явился, судебные извещения, направленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, возвращены в суд в связи с отсутствием организации.

Общероссийское общественное движение «За права человека», привлеченное в качестве заинтересованного лица, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в своем письменном обращении к суду исполнительный директор Общероссийского общественного движения «За права человека» не возражает против ликвидации своего регионального отделения в Тверской области.

Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представлено.

Выслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Тверское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека»создано решением собрания граждан г. Твери от 22.07.2002 года.

Учредителями организации выступили ФИО, ФИО1, ФИО

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 10 сентября 2002 года № 154/1 принято решение о государственной регистрации Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека».

Запись о создании Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения является неустранение в срок, установленный Федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

РаспоряжениемУправления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 25 февраля 2014 года деятельность Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» была приостановлена до 22.08.2014 года. Указанное распоряжение не было обжаловано.

Основанием приостановления деятельности Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» явились нарушения:

-абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившиеся в непредставлении отчетов об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003 за 2006, 2008;

- подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выразившиеся в невнесении в ЕГРП сведений о видах экономической деятельности, которыми вправе заниматься данная организация;

- части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившиеся в непредоставлении информации в орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. В частности, организация изменила свой юридический адрес, не уведомив об этом Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в предусмотренном законом порядке.

Вместе с тем, в предоставленный Управлением срок указанные нарушения Общественным объединением устранены не были.

В частности, Тверское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» не представило в Министерство юстиции Российской Федерации по Тверской области отчеты об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2006 и 2008 годы, к которым добавились соответствующие отчеты за 2012 и 2013 годы.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Тверское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» изменило свой юридический адрес, не уведомив об этом Министерство юстиции Российской Федерации по Тверской области в предусмотренном законом порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Тверским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» в ЕГРП не внесены сведения о видах экономической деятельности, которыми вправе заниматься Организация.

Согласно п.п. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В ходе рассмотрения дела Тверскому региональному отделению Общероссийского общественного движения «За права человека» предлагалось представить доказательства устранения нарушений, указанных в РаспоряженииУправления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области от 25 февраля 2014 года о приостановлении его деятельности.

Однако указанные выше нарушения законодательства на момент рассмотрения дела также не устранены и доказательства их устранения суду не представлены.

Оценив указанные обстоятельства и все представленные доказательства во всей их совокупности применительно к нормам права, регулирующим эти отношения, суд считает, что имеются законные основания для ликвидации регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека».

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения является основанием ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.

Ликвидация регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» является соразмерной санкцией и адекватной мерой реагирования на допущенные общественным объединением нарушения законодательства.

В соответствии с ч.1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Из содержания части 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что возложение обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, является правом, а не обязанностью суда.

Согласно ч.3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Решение суда о ликвидации регионального отделения после вступления в законную силу является основанием для принятия уполномоченным органом решения о государственной регистрации регионального отделения общественного движения в связи с его ликвидацией инаправления его в регистрирующий орган для осуществления данным органом возложенных на него законом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц,поскольку решения суда обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации(ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем требования заявителя о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), установлении порядка и сроков ликвидации Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.

Ликвидировать Тверское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» (основной государственный регистрационный )свнесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

В части требований о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации Тверского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Гришина

Мотивированное решение составлено 21 января 2015 года.

Председательствующий: С.А. Гришина