СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ N 3-2/2015
Суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Зиновьева А.С.,
с участием прокурора Билык М.В.,
представителя Правительства Чукотского автономного округа по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1,
при секретаре Гребцовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анадыре ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по заявлению прокурора Чукотского автономного округа о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пунктов 4.1 и 4.2 раздела 4 Порядка проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счёта, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа», и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 09.02.2015 № 100,
у с т а н о в и л:
9 февраля 2015 года Правительством Чукотского автономного округа принято постановление N 100 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счёта, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа», и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чукотского автономного округа (далее - Порядок проведения конкурса).
Пункты 4.1 и 4.2 раздела 4 Порядка проведения конкурса изложены в следующих редакциях:
- «п.4.1. Официальная информация о конкурсе (извещение о проведении конкурса, конкурсная документация) публикуется организатором конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее, чем за 20 дней до даты окончания приёма заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса дополнительно публикуется в газете «Крайний Север»;
- «п.4.2. Извещение о проведении конкурса должно содержать:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора конкурса;
2) сведения о предмете конкурса;
3) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации;
4) дату, время и место начала и окончания приёма заявок на участие в конкурсе;
5) дату, время и место вскрытия конвертов с заявками;
6) дату, время и место рассмотрения заявок;
7) дату, время и место оценки и сопоставления заявок и подведения итогов конкурса;
8) иные сведения по решению организатора конкурса».
Прокурор Чукотского автономного округа обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанных пунктов Порядка проведения конкурса несоответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия, ссылаясь на то, что предусмотренный пунктом 4.1 раздела 4 Порядка проведения конкурса сокращенный 20-тидневный срок размещения извещения о проведении торгов в форме открытого конкурса не согласуется с установленным частью 2 статьи 448 ГК РФ 30-тидневным сроком, а перечисленные в пункте 4.2 раздела 4 Порядка проведения конкурса требования к извещению не соответствуют абзацу 2 пункта 2 статьи 448 ГК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Чукотского автономного округа Билык М.В. заявленные требования поддержал, пояснив, что установленный пунктом 4.1 раздела 4 Порядка проведения торгов срок размещения извещения о проведении торгов в форме открытого конкурса по сравнению с федеральным законом сокращён на 10 дней, а в пункте 4.2 раздела 4 Порядка проведения конкурса не продублировано правило, установленное абзацем вторым пункта 2 статьи 448 ГК РФ, согласно которому в случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. Поскольку общие требования к порядку организации и проведения торгов регламентированы статьями 447-448 ГК РФ, следовательно, нормативные правовые акты субъекта РФ относительно порядка организации и проведения торгов должны соответствовать требованиям указанных статей.
Представитель Правительства Чукотского автономного округа ФИО1, действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований прокурора возражал, находя их необоснованными. Из его пояснений в суде и из представленных письменных возражений на заявленные требования усматривается, что нормы ЖК РФ, являясь специальным законом в сфере регулирования жилищных отношений, имеют большую юридическую силу по отношению к общегражданским нормам. Кроме того, статьи 447-448 ГК РФ, имея абсолютно другой предмет регулирования, отличный от порядка отбора российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором, при отсутствии отсылочной нормы ЖК РФ применению не подлежат.
Некоммерческая организация «Региональный оператор «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа» (далее - Фонд), будучи надлежаще извещённой о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направила. В адресованном в суд письменном заявлении генеральный директор Фонда просит суд рассмотреть дело без участия представителя Фонда.
В адресованном в суд письменном возражении Генеральный директор Фонда указал, что заявление прокурора Чукотского автономного округа не подлежит удовлетворению, потому что в данном случае ЖК РФ является специальным законом в сфере регулирования жилищных отношений, и его нормы имеют большую юридическую силу по отношению к общегражданским нормам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемых правовых норм, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям пункта «о» статьи 71 и пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а обеспечение соответствия законов и иных нормативных правовых актов автономных округов Конституции РФ и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ и части 1 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции РФ и абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовые отношения в области формирования фондов капитального ремонта региональным оператором и его деятельность по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются главой 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 5)устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно статье 41 Устава Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 года № 26-ОЗ (далее - Устав) Правительство Чукотского автономного округа является постоянно действующим органом исполнительной власти автономного округа.
Согласно положениям пунктов 20.3 и 20.6 статьи 44 Устава Правительство Чукотского автономного округа в соответствии с федеральным законодательством осуществляет региональный государственный жилищный надзор, регулирует отношения в сфере обеспечения и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа.
В соответствии с пунктом 47 статьи 44 Устава Правительство Чукотского автономного округа в соответствии с федеральным законодательством в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов автономного округа издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории автономного округа.
Согласно пункту 3 статьи 41 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа № 25-ОЗ от 24 февраля 2009 года (далее – Кодекса об актах ЧАО) официальным опубликованием постановлений Думы, Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа считается публикация их текстов в газете «Крайний Север».
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Чукотского автономного округа от 9 февраля 2015 года № 100 "Об утверждении Порядка проведения конкурса», будучи опубликованным для всеобщего сведения в средствах массовой информации – выпуске «Ведомости» № 5 – приложение к газете «Крайний Север» № 5 от 13 февраля 2015 года и вступившим в законную силу через 10 дней со дня опубликования (п.1 ст.43 Кодекса об актах ЧАО), как затрагивающее интересы собственников жилых помещений в многоквартирных домах, является нормативным правовым актом.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд не может согласиться с доводами прокурора о частичном несоответствии Порядка проведения конкурса положениям статьи 448 ГК РФ, потому что рассматриваемые спорные правоотношения нормами гражданского законодательства не регулируются.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление Правительства Чукотского автономного округа принято во исполнение нормативных положений статьи 180 ЖК РФ, частью 3 которой предусмотрено, что региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, отобранных им по результатам конкурса, и что порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральный закон делегировал субъектам РФ право самостоятельного установления порядка проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия в них счетов региональным оператором.
Данные счета открываются в целях аккумулирования на них взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, минимальный размер которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, осуществления функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (пункты 1, 3, 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ, части 1 и 2 статьи 166 ЖК РФ).
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с целью предоставления за счет средств Фонда финансовой поддержки в виде целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 7 Закона Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 108-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чукотского автономного округа» предусмотрено финансирование отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах за счет средств государственной поддержки, то есть средств окружного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Чукотского автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В развитие нормативных положений данного Закона пунктами 1.3 и 1.5 Порядка и условий предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чукотского автономного округа, утверждённых постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 30 июня 2014 года N 308, установлено, что государственная поддержка имеет заявительный характер и предоставляется некоммерческой организации "Региональный оператор "Фонд капитального ремонта общего имущества в МКД Чукотского автономного округа" на безвозмездной и безвозвратной основе из средств окружного бюджета Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа в форме субсидии и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Чукотского автономного округа об окружном бюджете на финансовый год и плановый период, на условиях долевого финансирования целевых затрат по проведению капитального ремонта общего имущества МКД, расположенных на территории Чукотского автономного округа.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25 ноября 2014 года N 555 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чукотского автономного округа, на 2014-2043 годы».
Согласно Уставу Фонда, утверждённому приказом Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа от 29 ноября 2013 года № 152-С, учредителем Фонда является Чукотский автономный округ (пункт 1.10), финансирование его текущей деятельности осуществляется за счёт средств окружного бюджета (пункт 3.6).
Системный анализ положений вышеперечисленных правовых норм и содержащих их правовых актов, начиная с ЖК РФ и заканчивая Уставом Фонда, то есть законодательства, регулирующего правоотношения в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, приводит к выводу, что регулируемые ими, в том числе и оспариваемым прокурором Чукотского автономного округа постановлением, правоотношения по своей природе являются публично-правовыми (административными и бюджетными), так как инициированы государством, осуществляются за счет бюджетных средств и основаны на властном подчинении их субъектов, включая собственников помещений в многоквартирных домах.
В свою очередь гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
При таких обстоятельствах принятый Правительством Чукотского автономного округа Порядок проведения конкурса не должен соответствовать нормам ГК РФ, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.
По смыслу нормативных положений главы 24 ГПК РФ и правовых позиций Верховного Суда РФ, изложенных им в пунктах 24 и 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны судом недействующими только в двух случаях: в случае их противоречия федеральному закону либо когда их содержание является до такой степени неопределенным, что в силу своей неопределённости допускает различные его толкования.
В судебном заседании таковых условий для признания оспариваемых пунктов Порядка проведения конкурса недействующими судом не установлено.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора Чукотского автономного округа.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления прокурора Чукотского автономного округа о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пунктов 4.1 и 4.2 раздела 4 Порядка проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счёта, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Чукотского автономного округа», и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 09.02.2015 № 100,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд Чукотского автономного округа.
Судья суда Чукотского
автономного округа А.С.Зиновьев