ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-2/2015 от 29.07.2015 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Дело № 3-2/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нарьян-Мар 29 июля 2015 года

Суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

при секретаре судебного заседания Головко С.В.,

с участием главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО1, представителя администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО2,

представителя заинтересованного лица - Собрания депутатов Ненецкого автономного округа ФИО3,

представителя заинтересованного лица - губернатора Ненецкого автономного округа ФИО4,

заместителя начальника отдела прокуратуры Ненецкого автономного округа Макурина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре 29 июля 2015 года дело

по заявлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании пунктов 5, 6, 7, 9 и 12 статьи 5 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 г. № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (в редакции закона Ненецкого автономного округа от 13 июля 2015 г. № 107-оз) противоречащими федеральному законодательству и недействующими,

установил:

Постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2014 г. № 264-сд принят закон Ненецкого автономного округа № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (далее – Окружной закон).

Данный закон подписан губернатором округа 19 сентября 2014 г., в первоначальном виде опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа от 22 сентября 2014 г. № 34 (часть 2) (326) и вступил в силу с 1 января 2015 г. (за исключением статьи 8 Окружного закона, вступившей в силу со дня его официального опубликования).

В указанный закон в дальнейшем вносились изменения и дополнения законами Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2014 г. № 13-оз (опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2014 г. № 42), от 19 декабря 2014 г. № 34-оз (опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2014 г. № 51 (часть 1)), от 15 июня 2015 г. № 92-оз (опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 16 июня 2015 г.) и от 13 июля 2015 г. № 107-оз (опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2015 г.).

Предметом регулирования данного Окружного закона является перераспределение полномочий органов местного самоуправления между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа (статья 1).

В частности, статьей 5 Окружного закона предусмотрено, что органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения:

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа (пункт 5),

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры (пункт 6),

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе (пункт 7) (в редакции окружного закона от 12 ноября 2014 года № 13-оз),

- обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа (пункт 9),

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа (пункт 12).

Администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании вышеприведенных пунктов статьи 5 Окружного закона противоречащими федеральному законодательству и недействующими, мотивируя свои требования тем, что пункты 5, 6 и 7 статьи 5 Окружного закона противоречат статье 40 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», пункт 9 статьи 5 Окружного закона противоречит статье 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», пункт 12 статьи 5 Окружного закона противоречит статье 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», поскольку указанными федеральными законами не предусмотрена возможность перераспределения между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и массового спорта, организации деятельности аварийно-спасательных формирований.

В судебном заседании глава МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО1 и представитель администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представители Собрания депутатов Ненецкого автономного округа ФИО3 и губернатора Ненецкого автономного округа ФИО4 с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые нормы окружного закона не противоречат федеральному законодательству.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Макурина А.Ю., полагавшего, что в удовлетворении заявления следует отказать, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит заявление администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Таким федеральным законом, устанавливающим на территории Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, а также прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления, в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Аналогичные правовые предписания предусмотрены пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, из указанных положений законодательных актов следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе путем принятия соответствующего закона, в порядке и с соблюдением условий и ограничений, предусмотренных Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, осуществить перераспределение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных полномочий Собранием депутатов Ненецкого автономного округа принят закон Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 г. № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа», статьей 5 которого предусмотрен перечень полномочий городского округа Ненецкого автономного округа по решению вопросов местного значения, в том числе полномочий в области культуры, физической культуры и массового спорта, организации деятельности аварийно-спасательных формирований (пункты 5-7, 9 и 12), которые, начиная с 1 января 2015 г., подлежат исполнению органами государственной власти Ненецкого автономного округа в течение последующих 10 лет.

Анализируя положения федерального и окружного законодательства в их взаимосвязи между собой, суд приходит к выводу, что закрепленные в Окружном законе и оспариваемые администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» нормы не противоречат федеральному законодательству.

Так, в соответствии с пунктами 16-17.1, 19 и 29 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.

В силу упомянутой части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть перераспределены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, за исключением полномочий в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 данного Федерального закона.

Аналогичные предписания содержит пункт 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, предусмотрев возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в абзаце втором части 1.2 статьи 17 установил перечень полномочий органов местного самоуправления, отнесение (перераспределение) которых к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не допускается.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, перечисленные в пунктах 16-17.1, 19 и 29 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в данный перечень не входят, соответственно, запрета на перераспределение этих полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ не содержит.

Отсутствует запрет на перераспределение указанных полномочий в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральном законе от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», на которые заявитель ссылается в качестве обоснования своих доводов о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству.

При этом из содержания части 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не следует, что необходимым условием принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения о перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления является внесение соответствующих изменений и дополнений в иные законодательные акты Российской Федерации, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления в конкретных сферах общественных отношений.

Доводы заявителя о том, что положения Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» не предусматривают возможности перераспределения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области культуры, физической культуры и массового спорта, организации деятельности аварийно-спасательных формирований, суд находит необоснованными, поскольку данное право предоставлено органам государственной власти субъекта Российской Федерации непосредственно Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приоритет норм которого перед другими федеральными законами в части, касающейся регулирования вопросов местного самоуправления, непосредственно вытекает из положений, предусмотренных частью 2 статьи 4 и частью 3 статьи 5 указанного Федерального закона.

Кроме того, поскольку Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», содержащие отдельные нормы о полномочиях органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, приняты ранее внесения Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в настоящем случае подлежит применению Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ) (принцип приоритета нормы, принятой позднее («lex posterior degorat priori»).

Представленные заявителем материалы парламентских слушаний, а также письма Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации правового значения по настоящему делу не имеют, поскольку в силу разъяснений, данных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 17-П, официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Ссылки заявителя на законодательные акты иных субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также сложности, возникающие при исполнении иных полномочий органов местного самоуправления МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», как об этом ставится вопрос в дополнениях к заявлению от 27 июля 2015 г., отношения к рассматриваемому делу не имеют.

Доводы администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о противоречии оспариваемых норм Конституции Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку проверка конституционности законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (пункт «б» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации).

Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не оспаривается порядок принятия закона округа «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» в соответствии с разъяснениями пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

По своему содержанию оспариваемые нормы являются определенными и ясными, не допускающими неоднозначного толкования при их применении.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для признания пунктов 5, 6, 7, 9 и 12 статьи 5 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 г. № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (в редакции закона округа от 13 июля 2015 года № 107-оз) противоречащими федеральному законодательству и недействующими суд не находит.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 и 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании пунктов 5, 6, 7, 9 и 12 статьи 5 закона Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2014 года № 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» (в редакции закона округа от 13 июля 2015 года № 107-оз) противоречащими федеральному законодательству и недействующими – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – путем принесения апелляционного представления через суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - А.А. Лисицын

Мотивированное решение изготовлено 3 августа 2015 года.