ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 3-2/2017
13 марта 2017 года г. Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе
судьи Верховного суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.,
при секретаре Рафиенко Е.Р.,
с участием прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Замалетдиновой Л.И.,
представителя административного истца ФИО1 –ФИО2, представителя административного ответчика Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3, представителя заинтересованного лица Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 года №41/6 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа республики Башкортостан»,
установил:
решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 года N 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» зарезервированы земли ориентировочной площадью ... га в границах городского округа город Уфа, относящиеся к категории земель населенных пунктов, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в том числе земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: адрес, арендатором которого является административный истец ФИО1, обратившаяся в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Уточнив свои требования, и утверждая о несоответствии оспариваемого решения органа местного самоуправления положениям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 41,42,45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 8 и 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 561 от 22 июля 3008 года, имеющим большую силу, административный истец просила признать недействующим с момента принятия решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 года N 41/6 в части резервирования арендуемого ею земельного участка с кадастровым номером ....
В обоснование указала, что с дата на основании договора дарения является собственником пристроя, расположенного на земельном участке площадью ... кв. м с кадастровым номером ... по адресу: адрес. На земельном участке расположен принадлежащий ей жилой дом, право собственности на который зарегистрировано дата на основании решения суда.
В результате принятия Советом городского округа город Уфа оспариваемого ею решения она лишена возможности выкупить земельный участок, тем самым нарушено (ограничено) ее право на распоряжение принадлежащим ей имуществом.
Административный истец также указала, что согласно части 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года. Однако как следует из текста оспариваемого Решения Совета от 28.01.2015 года № 41/6, срок резервирования установлен до 1 января 2019 года, что составляет почти 4 года. Также полагает, что отсутствие государственной регистрации ограничений влечет недействительность таких ограничений.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителей не направили.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, просила признать недействующим решение органа местного самоуправления в части резервирования земельного участка.
Представитель административного ответчика Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждая о соблюдении предусмотренных требований при принятии решения, оспариваемого административным истцом в части, и не соглашаясь с обоснованностью доводов ФИО1, предъявленные требования не признал.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам и основаниям, которые подтверждены приложенными копиями документов.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., полагавшей, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, а также земельное законодательство.
На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территорий, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Принятым во исполнение вышеприведенной нормы закона Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №561) установлено, что решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 2).
В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе город Уфа в соответствии со статьей 19 его Устава является Совет городского округа город Уфа.
На основании статьи 30 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан к компетенции Совета городского округа город Уфа отнесено установление общеобязательных правил на территории городского округа город Уфа в соответствии с законодательством.
В силу Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции от 27.12.2009 года) в соответствии с нормой статьи 2 под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования. Положения части 1 статьи 44 и статьи 47 ФЗ N 131 предусматривают, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Оспариваемое административным истцом Решение Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № 41/6 от 28 января 2015 года «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» принято Советом городского округа в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования в средствах массовой информации 29 января 2015 года в газете «Вечерняя Уфа», а также размещения на сайте Совета в информационно-коммуникационной сети Интернет.
При указанных обстоятельствах довод административного ответчика об отсутствии признаков нормативности обжалуемого акта органа местного самоуправления суд признает ошибочным, поскольку в данном случае оспариваемый акт содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, так как резервирование земельных участков, а также земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам в установленном порядке, влечет правовые последствия в виде ограничения прав как непосредственных пользователей земельными участками, так и иных лиц, имеющих намерение приобрести имущественные права в отношении соответствующих земельных участков. Такие ограничения касаются, в частности, правил эксплуатации, гражданского оборота земельных участков. Следовательно, решение рассчитано на неоднократное применение и обязательно для неопределенного круга лиц, исходя из чего носит характер нормативного правового акта, дело об оспаривании которого подсудно Верховному суду Республики Башкортостан.
Суд также принимает во внимание, что оценка оспариваемому решению органа местного самоуправления как нормативному правовому акту ранее дана определением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 8 июня 2016 года, которым административный иск ФИО1 о признании незаконным решения Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № 41/6 от 28 января 2015 года «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» в части, касающейся резервирования земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: адрес возвращен на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неподсудности данному суду административного иска об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с принципом, сформулированным Европейским Судом по правам человека, если одна из судебных систем отказалась рассматривать спор из-за отсутствия компетенции, вторая судебная система обязана принять дело к своему производству без исследования вопроса о компетенции.
Как видно из материалов рассматриваемого дела, и не оспаривается сторонами, ФИО1 является собственником объектов недвижимости – жилого дома и пристроя, расположенных на земельном участке категории земель населенных пунктов общей площадью ... кв. м с кадастровым номером ... по адресу: адрес Пользование вышеуказанным земельным участком осуществляется ФИО1 на основании договора аренды от дата, по истечении срока действия которого дата заключен договор аренды сроком до дата
В соответствии с приложением N 2 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 41/6 от 28 января 2015 года «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером ... включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель.
Проект планировки и проект межевания территории жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержден по результатам публичных слушаний постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 марта 2010 года N 1202.
Документация по планировке территории размещена на общедоступном официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, (http: gorodufa.ru), принята, утверждена и опубликована в соответствии с положениями статьи 46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Генеральный план городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, проект планировки и проект межевания территории жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержден по результатам публичных слушаний постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 марта 2010 года N 1202 являются действующими, никем не оспорены и не признаны судами незаконными.
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6 Положения).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В свою очередь, разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм статей 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 названного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Из предоставленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в числе документов увеличенного фрагмента проекта планировки территории жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа г.Уфа Республики Башкортостан усматривается, что земельный участок с кадастровым номером ... частично вошел в зону территории для размещения общеобразовательной школы №..., а также необходимых к возведению пристроек к ней, для размещения отдельных строений, в частности, библиотеки, стадиона, который в настоящее время по сведениям административного истца находится в границах установленных проектом планировки данного жилого района «красных линий».
На основании названных документов территориального планирования принято решение о резервировании, в том числе спорного участка, учитывая положения статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Советом городского округа г.Уфа Республики Башкортостан при включении в перечень зарезервированных кадастровых номеров спорного земельного участка предусмотренных действующим законодательством требований.
Отклоняя доводы административного истца о превышении оспариваемым решением максимального срока резервирования, установленного пунктом 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 3 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 27 приведенного Федерального закона, он вступил в силу с 1 апреля 2015 года, а оспариваемое административным истцом решение о резервировании принято 28.01.2015 года.
Мнение административного истца о том, что отсутствие государственной регистрации ограничения в виде резервирования объекта недвижимости влечет недействительность такого ограничения, является ошибочным.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 1 статьи 4). К таким ограничениям (обременениям) относится право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренда недвижимого имущества, доверительное управление недвижимым имуществом, ипотека (статья 4).
Согласно представленной выписке от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка общей площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, зарегистрировано ограничение (обременение) в виде аренды сроком с дата по дата.
Таким образом, исходя из заявленного предмета требований, суд приходит к выводу, что решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 года №41/6 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа республики Башкортостан» в оспариваемой части полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим в части решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 года №41/6 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа республики Башкортостан» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Е.А. Старичкова