ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-30 от 21.05.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-30                                                                           21 мая 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

судьи Гудушина Н.Б.,

при секретаре Терентьевой А.А.,

с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города» о признании недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 ноября 2013 года № 72-в/1 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Приморский муниципальный район»,

у с т а н о в и л :

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту – Агентство) от 29 ноября 2013 года № 72-в/1 установлены  тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Приморский муниципальный район».

Постановлением Агентства от 04 декабря 2013 года № 74-в/9 внесены изменения в приложения № 2 и 3 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 ноября 2013 года № 72-в/1.

Установленные и введенные в действие на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (ИНН <***>) на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Приморский муниципальный район» имеют следующую календарную разбивку:

на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года согласно приложению № 1;

на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года согласно приложению № 2;

на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года согласно приложению № 3.

В строках 3 таблиц приложений № 1, 2 и 3 указан одноставочный тариф для прочих потребителей, который составляет 312,24 руб./тонну.

Текст постановления в первоначальной редакции с приложениями официально опубликован в печатном издании «Волна» № 48, 03 декабря 2013 года. Изменения, создающие действующую редакцию, опубликованы в  издании «Волна» № 49, 10 декабря 2013 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.

МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» обратилось в суд с заявлением о признании недействующими указанных положений, ссылаясь на их противоречие статье 9 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и статье 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», поскольку при установлении тарифа не была учтена плата предприятия за негативное воздействие на окружающую среду. Размер оспариваемого тарифа не является экономически обоснованным, не обеспечивает финансовые потребности предприятия.

В судебном заседании представители заявителя ФИО1, ФИО2 заявление поддержали.

Представители Агентства ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения заявления, утверждая, что действующим законодательством не предусмотрено включение расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в устанавливаемый для заявителя тариф. Установление разных тарифов для населения (без учета названной платы) и прочих потребителей (с учетом платы), то есть их дифференциация, недопустима.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Правовое регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляется Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520.

Расчет тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса производится в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47.

Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:  достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ  (пункты 1, 2 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ одним из методов регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является установление фиксированных тарифов на услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на оказываемые ею услуги производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности, что предусмотрено частью 2 статьи 9 названного Закона.

В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, а также ее несоответствия разработанной в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий (часть 4 статьи 9 Закона).

В силу части 5 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ в случае несоответствия рассчитанных тарифов на услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.

Как установлено по делу, в Архангельской области органом, устанавливающим тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является агентство по тарифам и ценам Архангельской области, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 214.

МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» осуществляет деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Судом установлено, что распоряжением Агентства от 14 июня 2013 года № 151р-о/в открыто дело об установлении тарифов для данной организации.

Судом также установлено, что 15 ноября 2013 года в Агентство поступило заявление МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» о согласовании производственной программы и установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (ТБО) на 2014-2016 годы. В заявлении МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» просило Агентство установить дифференцированные тарифы, в том числе с включением в них платы за размещение отходов отдельно по классам опасности.

В производственной программе МУП «Спецавтохозяйство по уборке города»  (раздел 11) приведен расчет платы за размещение отходов и тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО с учетом платы за негативное воздействие (платы за размещение), тариф предлагался дифференцировать с учетом и без учета платы за размещение отходов, а также по классам опасности ТБО.

На заседании коллегии Агентства от 29 ноября 2013 года было принято решение утвердить производственную программу МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», установить тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, признать услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов доступными для потребителей.

На заседании коллегии обсуждался вопрос о дифференциации тарифов, была учтена позиция ФСТ России, в соответствии с которой тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов должны быть одинаковыми для всех категорий потребителей. Указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не должна учитываться при расчете тарифа, а должна взиматься с того, кто образует эти отходы.

Данный подход отражен в примечаниях к приложениям постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области  от 29 ноября 2013 года № 72-в/1, в которых указано, что тариф не включает плату за размещение отходов производства и потребления.

Не включение в согласованные с Агентством финансовые потребности на реализацию производственной программы в сфере утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на 2014-2016 года расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению суда, противоречит законодательству в сфере регулирования тарифов, не обеспечивает финансовые потребности заявителя, необходимые для реализации его производственной программы, полное возмещение затрат, связанных с ее реализацией.

По делу установлено, что МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» является организацией, осуществляющей деятельность по размещению отходов на специально созданном объекта в смысле, придаваемом статьями 1, 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании заключенных договоров отходы передаются МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» в целях обезвреживания и размещения.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено взимание платы за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоприменительная практика с участием заявителя свидетельствует, что на МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из объема поступающих для размещения отходов от потребителей, не освобожденных от платы за их размещение.

Данные факты в судебном заседании Агентством не оспаривались, однако позиция регулирующего органа сводилась к ошибочности такого подхода, по мнению заинтересованного лица, данная плата должна осуществляться организацией, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Между тем, ни Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ни Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520, ни Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47) не содержат запрета для учета в соответствующих тарифах расходов, связанных с внесением платы за размещение отходов.

Данная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2013 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь».

Более того, пунктами 23, 39 вышеназванных Методических указаний предусмотрено, что в величину финансовых потребностей по реализации производственной программы при установлении фиксированных тарифов включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), в том числе и прочие расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов.

Что касается довода Агентства о несоответствии требованиям действующего законодательства представленного заявителем предварительного расчета тарифа, предусматривающего увеличение тарифа на утилизацию (захоронение) 1 тонны ТБО на суммы платы за размещение отходов, то данное обстоятельство не могло служить достаточным основанием, чтобы не учитывать данные расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов, при установлении тарифов.

По делу не установлено, что Агентство применительно к частями 4 и 5 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ предложило заявителю внести изменения в производственную программу, устранить выявленные в расчетах несоответствия либо самостоятельно произвести расчет тарифов, а позиция регулирующего органа сводилась к отрицанию самой возможности учета платы за размещение отходов при установлении тарифов.

Проверяя довод Агентства о недопустимости дифференциации тарифов на услуги по утилизации ТБО, суд находит его не основанным на законе.

Так, пунктом 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520, предусмотрено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.

Согласно пункту 4 названных Основ тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые, в частности, определяют правила дифференциации тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам.

Отсутствие в действующих Методических указаниях по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47, правил дифференциации тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов не означает, что федеральным законодателем запрещено учитывать при установлений тарифов различия в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.

Поскольку очевидно, что для МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» стоимость оказания услуг по утилизации ТБО, поступающих от населения и прочих потребителей, различна, так как зависит от обязанности заявителя осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду исходя класса опасности поступающих и размещаемых отходов, то эти факторы не могут произвольно игнорироваться при установлении тарифов.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года ранее действовавшим постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 ноября 2012 года № 85-в/9 «Об установлении тарифов на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Приморский муниципальный район» (опубликовано в печатном издании «Волна», № 49, 11 декабря 2012 год) были установлены дифференцированные тарифы для населения (приравненных к нему потребителей) и для прочих потребителей. Также были установлены повышенные тарифы для прочих потребителей (с учетом платы за размещение отходов производства и потребления) с разделением на отходы IV и V классов опасности.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения установлены без учета федерального законодательства, в связи с чем подлежат признанию недействующими.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемые тарифы фактически применялось в отношениях с потребителями, начиная с 1 января 2014 года, их следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «Волна».

На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в сумме <…> рублей в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд (платежное поручение от 18 марта 2014 года № <…>) подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города» удовлетворить.

Признать недействующим со  дня вступления настоящего решения в законную силу постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 ноября 2013 года № 72-в/1 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на территории муниципальных образований «Город Архангельск» и «Приморский муниципальный район» (в редакции постановления от 04 декабря 2013 года № 74-в/9) в части установления тарифа для прочих потребителей в размере 312,24 руб./тонну (строки 3 таблиц приложений № 1, 2, 3).

Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города» судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд <…> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья                                                                                              Н.Б. Гудушин