ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-30/13 от 05.08.2013 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3-30/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск                                    05 августа 2013 г.

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Марковой Д.Р.,

с участием прокурора Рязанской А.Д.,

с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действий окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выразившихся в отказе в приеме документов, незаконными,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании действий окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выразившихся в отказе в приеме документов, незаконными. Заявление мотивировано тем, что ФИО1 был выдвинут региональным отделением политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия) кандидатом в народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Удачнинскому одномандатному избирательному округу. Уведомление о принятом решении о его выдвижении подано в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) (далее по тексту ЦИК РС(Я)) 1 июля 2013 года. 19 июля 2013 года ФИО1 обратился в Удачнинскую окружную избирательную комиссию №19 и представил все необходимые для регистрации документы. Однако его документы приняты не были. Просит признать отказ комиссии принять документы незаконным.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенный к участию в деле судом по устному ходатайству заявителя, поддержали требования и пояснили, что решение регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» от 28 июня 2013 года о выдвижении ФИО1 по Удачнинскому одномандатному избирательному округу №19 было представлено в ЦИК РС(Я) 1 июля 2013 года. 19 июля 2013 года ФИО1 лично представил документы в Удачнинскую избирательную комиссию, однако ему председателем указанной комиссии ФИО3 в устной форме было отказано в их принятии вследствие того, что им пропущен срок их представления. Считают, что установленный федеральным законодательством, а именно пунктом 9 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» период (не менее 30 дней) отведен только для решения вопроса о выдвижении кандидатов. Полагают, что после выдвижения, субъект выдвижения еще в течение 30 дней может собирать документы, необходимые для представления в соответствующую избирательную комиссию. Таким образом, по мнению заявителя и его представителя, после 28 июня 2013 года, когда было принято решение о выдвижении ФИО1 в кандидаты в народные депутаты Республики Саха (Якутия), он был вправе еще один месяц собирать необходимые документы для представления их в окружную избирательную комиссию.

Удачнинская окружная избирательная комиссия просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, в связи с отдаленностью нахождения. В отзыве на заявление комиссия указывает, что отказ в принятии документов был правомерен, поскольку уведомительные документы заявителем были представлены с нарушением срока выдвижения и представления документов. Указанный срок истек 1 июля 2013 года, а документы в окружную избирательную комиссию были представлены ФИО1 19 июля 2013 года.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

В данном случае ФИО1 оспариваются действия председателя Удачнинской окружной избирательной комиссии № 19, который отказал в принятии документов о выдвижении ФИО1 и его согласии баллотироваться в народные депутаты Республики Саха (Якутия) по Удачнинскому избирательному одномандатному округу № 19.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 г. ГС № 1653-IV, опубликованным в газете «Якутские ведомости» № 36 от 01.06.2013 г., на 8 сентября 2013 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).

Из выписки из протокола №3 общего собрания членов регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия) от 28 июня 2013 года следует, что ФИО1 был выдвинут кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Удачнинскому одномандатному избирательному округу № 19.

Пунктом 11 статьи 39 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, обязан представить лично в соответствующую окружную избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом народного депутата, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 настоящей статьи. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Документы, указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.

Пунктами 12, 12.1 указанной статьи предусмотрен перечень документов, который кандидат обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться.При этом согласно части 9 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней. В соответствии с ч.3 ст. 37 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 г. 497-3 № 1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением производится в течение 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов народных депутатов, но не ранее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных избирательных округов. Схема одномандатных округов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) опубликована в газете «Якутские ведомости» № 3 19 января 2013 года. Постановление о назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) опубликовано в газете «Якутские ведомости» № 36 от 01.06.2013 г. Таким образом, в течение 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов, а именно с 01 июня 2013 года до 01 июля 2013 года, ФИО1 обязан был лично представить в Удачнинскую окружную избирательную комиссию документы уведомляющего характера. Документы им были представлены 19 июля 2013 года, то есть с пропуском срока, в связи с чем ему было правомерно отказано в их принятии. Доводы ФИО4 о том, что 1 июля 2013 года уведомление о принятом решении о его выдвижении подано в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) 1 июля 2013 года, не могут быть приняты судом по следующим основаниям. Пунктом 1.1. статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией. Законом Республики Саха (Якутия) не предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и не предусмотрено его заверение организующей выборы избирательной комиссией. Таким образом, в соответствии с региональным избирательным законодательством, документы, подтверждающие выдвижение избирательным объединением и согласие баллотироваться по одномандатному округу ФИО1 обязан был представить непосредственно в Удачнинскую окружную избирательную комиссию, а не в ЦИК РС(Я), в определенный законом срок, до 1 июля 2013 года. В соответствии с ч.7 ст. 36 Закона РС(Я) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» представление в ЦИК РС(Я) указанных документов возможно только в случае, если окружная избирательная комиссия не сформирована. Окружная избирательная комиссия по Удачнинскому избирательному одномандатному округу № 19 сформирована постановлением № 12/1-5 Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 07 мая 2013 года. Кроме того, из материалов дела следует, что в ЦИК РС(Я) 1 июля 2013 года уполномоченным представителем избирательного объединения РО ПП «Трудовая партия России» в РС(Я) были представлены документы для выдвижения республиканского списка кандидатов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) по единому республиканскому избирательному округу. Следует отметить, что указанный список не был заверен ЦИК РС(Я), о чем имеется решение Верховного суда РС(Я) от 17 июля 2013 года. Доводы ФИО1 о том, что федеральным законодательством установлен тридцатидневный срок только для выдвижения кандидата, после чего предоставляется время для сбора необходимых документов, основаны на неправильном толковании норм избирательного законодательства и не могут быть приняты судом. Федеральный законодатель установил нижний предел срока для выдвижения и сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней (пункт 9 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Региональный законодатель установил конкретный срок для выдвижения кандидатов избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам – 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов народных депутатов (ч.3 ст. 37 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 г. 497-3 № 1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)». Противоречий между указанными нормами федерального и регионального законодательства, как указывает представитель заявителя, суд не усматривает. Доводы о том, что комиссия не имела права устно отказывать в приеме документов, являются несостоятельными, так законодательством не предусмотрена обязанность комиссии принять документы, представленные с нарушением срока и возвратить их, письменно мотивировав возвращение. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судрешил: В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии Удачнинского одномандатного избирательного округа № 19 по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выразившихся в отказе в приеме документов, отказать Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней. Судья:                    З.С. Дьяконова

Решение суда принято в окончательной форме 05 августа 2013 года.