ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-30/2011 от 08.11.2011 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи Кудиновой Т.В.

С участием прокурора Миронова С.Ю.

При секретаре Степаненко А.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 2011 года в городе Петрозаводске гражданское дело по заявлению представителя ФИО1, поданного в интересах ФИО2 об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу№6 от 24 октября 2011 года о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва ФИО3,

у с т а н о в и л :

Постановлением Законодательного собрания Республики Карелия от 2 сентября 2011 года № 2204-IV ЗС на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.

Постановлением ЦИК Республики Карелия от 9 декабря 2010 года №75\479-4 сформирована территориальная избирательная комиссия г.Петрозаводска №2.

Постановлением ЦИК Республики Карелия от 8 сентября 2011 года № 4\15-5 полномочия окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 по выборам депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию г. Петрозаводска №2.

Решением окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 от 24 октября 2011 года №**** кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по данному избирательному округу зарегистрирована: ФИО3, выдвинутая кандидатом в депутаты Региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в Республике Карелия; решением от 28 октября 2011 года №.... кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия по этому же избирательному округу зарегистрирована ФИО2, выдвинутая политической партией «Либерально-Демократическая партия России».

ФИО1, как представитель кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, обратился в Верховный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 от 24 октября 2011 года о регистрации кандидата в депутаты по данному округу ФИО3. В обоснование своих требований указал, что оснований для регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты не имелось, так как более 10 процентов подписей являются недействительными, в них имеются неоговоренные исправления.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования и пояснил, что представленные кандидатом в депутаты ФИО4 подписные листы содержали большее количество подписей, чем требуется по закону- 389, вместо 263. В подписных листах имеется значительное количество незаверенных исправлений и в силу закона подписи должны быть признаны недействительными. Просит отменить решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания республики Карелия пятого созыва по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 ФИО4

Представитель окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 ФИО5 считает заявленные требования необоснованными, пояснил, что кандидатом в депутаты ФИО4 было представлено для регистрации 102 подписных листа, содержащих 263 подписи, при проверки подписных листов кандидата в депутаты ФИО4 была выявлена 1 недостоверная подпись, что составило менее 1 процента от проверенных подписей. Полагает, что оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты ФИО4 не имеется.

Представители заинтересованного лица ФИО6 и ФИО7 считают заявленные требования необоснованными, пояснили, что в избирательную комиссию было представлено 263 подписи и что вычеркнутые в подписных листах подписи не учитывались и не вошли в число 263.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ФИО2, ФИО1, представителя окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 ФИО5, представителей заинтересованного лица ФИО6 и ФИО7, заключение прокурора Миронова С.Ю., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст.16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений п.6 ст. 37 ФЗ №67-ФЗ являются недействительными.

Законом предусмотрена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписи, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия)( пункт 7 статьи 38 ФЗ№67-ФЗ от 12.06. 2002 г.).

В соответствии с п.7 ст. 38 указанного закона по окончанию проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Аналогичные положения содержатся и в законе Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» (ст. 37 п.17).

В пункте 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. перечислены основания для отказа в регистрации кандидата, в том числе в подпункте «д» указанной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в подпункте «ж» пункта 8 статьи 38 Закона РК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия».

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 15 сентября 2011 года №5/27-5 о количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного собрания Республики Карелия пятого созыва по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 установлено число подписей необходимых для регистрации не менее 239, кандидатом может быть представлено в избирательную комиссию не более чем 263 подписи.

В соответствии с п.5 ст.37 Закона Республики Карелия от 26 июля 2003 года № 681-ЗРК проверке подлежат все подписи избирателей, представленные кандидатом в избирательную комиссию.

Решением окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 от 24 сентября 2011 года была создана рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.

Как усматривается из материалов дела ФИО4 в окружную избирательную комиссию по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу № 6 были представлены необходимые для регистрации ее кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва документы, в том числе одна папка со 102 подписными листами, содержащих 263 подписи избирателей в ее поддержку в подшитом и пронумерованном виде.

28 октября 2011 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, согласно которому кандидатом к проверке заявлено 263 подписи, представлено 263 подписи, проверено рабочей группой 263 подписи, из которых 1 подпись признана недостоверной, что составляет 0.38%.

Вывод о недостоверности одной подписи на листе 37 под №90 сторонами не оспаривается.

Судом исследовались подписные листы, представленные в избирательную комиссию кандидатом в депутаты ФИО4

Исследовав представленные подписные листы, судом установлено, что они содержат больше подписей, чем 263, но в подписных листах эти подписи не учитывались, им не присвоен порядковый номер, они вычеркнуты.

Из пункта 4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.

Аналогичные положения содержатся и в п.7 ст.37 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия».

Действительно в подписных листах, за исключением 4,8,18,28,46,54,55,62,65,66,69,71,72,75,77,83,85,87,88,89,90,96, имеются вычеркнутые строки с данными избирателей, всего 126, как установлено судом они не учитывались, были вычеркнуты до представления подписных листов в избирательную комиссию, о чем свидетельствует отсутствие порядкового номера у этих строк, они не вошли в число 263 подписей, которые подлежали проверке. Данное обстоятельство подтверждено протоколом об итогах сбора подписей.

При указанных обстоятельствах суд считает, что не присвоив спорным подписям порядковый номер, кандидат в депутаты тем самым оговорила исключение этих подписей из общего количества, представленных к проверке.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что необходимо было проверять все представленные подписи, в том числе и 126, которые не вошли в число 263, несостоятельны и не основаны на законе.

Доводы заявителя, что он сомневается в достоверности еще 45 подписей избирателей, которые собраны ФИО8 и ФИО9, так как по ним не проводилась экспертиза, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку основаны на предположениях, каких – либо аргументированных доводов в поддержку своей позиции ФИО1 не представлено, доводы о том, что необходимо подвергать экспертному исследованию все подписи в поддержку кандидата не основаны на законе.

Судом установлено, что одна подпись избирателя под № 65 на подписном листе 27 необоснованно признана достоверной, поскольку не указаны полные сведения о лице, производившем сбор подписей, а именно число и месяц рождения (других подписей на листе нет).

В соответствии с подпунктом «З» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

В соответствии с п.12 ст. 37 указанного закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает дату рождения.

Тем не менее, выявление дополнительно одной недостоверной подписи не влияет на правильность принятого комиссией решения о регистрации кандидата в депутаты ФИО4

Осуществляя проверку, представленных кандидатом в депутаты подписных листов с подписями избирателей, избирательная комиссия обоснованно не учитывала вычеркнутые подписи, исходила из того, что представлено 263 подписи. Каких-либо нарушений законодательства при проверке подписных листов кандидата в депутаты ФИО4, которые могли бы привести к отмене решения окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что для регистрации кандидата в депутаты ФИО4 было представлено необходимое количество подписей избирателей, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва ФИО4 не имеется. В связи с чем, заявление ФИО1, поданное в интересах ФИО2, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-199,261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1, поданного в интересах ФИО2, о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по «Лососинскому» одномандатному избирательному округу №6 от 24 октября 2011 года №**** о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва ФИО4, выдвинутой Региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в Республике Карелия и его отмене, отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Карелия в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда Республики Карелия Кудинова Т.В.

Мотивированное решение составлено

9 ноября 2011 года

На день размещения в сети «Интернет» решение не вступило в законную силу