ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2015г. по делу № 3-30/2015г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием прокурора Алиевой Ф.Д.,
при секретаре Рамазанове Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующими статей 2, 3 и 4 Закона Республики Дагестан от 30 апреля 2015 года № 44 «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе «город Махачкала» и внутригородских муниципальных образованиях в его составе»,
установил:
23 апреля 2015 года Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе «город Махачкала» и внутригородских муниципальных образованиях в его составе» (далее – Закон Республики Дагестан или Закон).
30 апреля 2015 года Закон подписан Главой Республики Дагестан под № 44 и официально опубликован в газете «Дагестанская правда», № 207-209, 06.05.2015г.
Статьей 2 Закона установлено, что:
1) представительным органом местного самоуправления городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» является собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»;
2) высшим должностным лицом городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» является глава городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»;
3) исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» является администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»;
4) представительным органом местного самоуправления внутригородского муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» является собрание депутатов внутригородского района;
5) высшим должностным лицом внутригородского муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» является глава внутригородского района;
6) исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления внутригородского муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» является администрация внутригородского района.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Дагестан собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» формируется путем избрания депутатов из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства, составляющей 15 депутатов.
Согласно части 2 статьи 3 Закона собрание депутатов внутригородского района городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» избирается на муниципальных выборах по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов.
Статьей 4 Закона определена численность представительных органов муниципальных образований первого созыва:
1) собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» - 45 человек;
2) собрание депутатов внутригородского района «Кировский район» города Махачкалы - 27 человек;
3) собрание депутатов внутригородского района «Советский район» города Махачкалы - 27 человек;
4) собрание депутатов внутригородского района «Ленинский район» города Махачкалы - 25 человек.
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании статей 2, 3 и 4 Закона недействующими, указывая в обоснование, что данные статьи противоречат положениям части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ), в соответствии с которой не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере установления структуры органов местного самоуправления. Согласно доводов заявления, устанавливая в оспариваемых статьях 2, 3 и 4 Закона структуру органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и его внутригородских муниципальных образований, Народным Собранием Республики Дагестан нарушено право заявителя, как жителя города Махачкалы, на участие в определении структуры органов местного самоуправления.
В дополнительно поданном заявлении ФИО1 в обоснование заявленных требований указал, что, предусмотренный частью 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан порядок формирования собраний депутатов внутригородских районов на муниципальных выборах путем использования пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, противоречит положениям федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан, в соответствии с которыми конкретный вид избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании определяется уставом данного муниципального образования. Предусмотрев в части 2 статьи 3 Закона использование на муниципальных выборах депутатов внутригородских районов пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, Народное Собрание Республики Дагестан ограничило активное и пассивное избирательное право заявителя.
В письменных возражениях на заявление Народное Собрание Республики Дагестан просило в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая доводы ФИО1 о несоответствии оспариваемых статей Закона требованиям федерального законодательства необоснованными.
В судебном заседании ФИО1 свое заявление поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности ФИО2 и представитель Главы Республики Дагестан по доверенности ФИО3 в судебном заседании просили в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы заявления и письменных возражений на него, исследовав материалы дела, проверив и оценив содержание оспариваемых частей нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшей заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере установления структуры органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 34 указанного выше Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, под структурой органов местного самоуправления следует понимать перечень всех действующих в муниципальном образовании органов местного самоуправления и должностных лиц, наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения.
Данное определение структуры органов как перечня всех органов и должностных лиц, наделенных полномочиями по решению каких-либо общих задач, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, постановившего, что понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий (п. 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 2-П по делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
В этой связи, оспариваемые ФИО1 статьи 2, 3 и 4 Закона Республики Дагестан не могут быть признаны противоречащими положениям части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, поскольку они не устанавливают обязательный для городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и его внутригородских муниципальных образований перечень всех органов местного самоуправления и должностных лиц, наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения, и не относят полномочия органов местного самоуправления в сфере установления структуры органов местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, перечисление в статье 2 Закона Республики Дагестан тех органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и его внутригородских муниципальных образований, наличие которых в структуре органов местного самоуправления является обязательным в силу прямого указания федерального законодательства, не может рассматриваться как установление структуры органов местного самоуправления, а является, по сути, реализацией предусмотренного абзацем 2 части 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ права субъекта Российской Федерации на установление наименований представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации.
Также не могут рассматриваться как противоречащие федеральному законодательству и устанавливающие структуру органов местного самоуправления положения статей 3 и 4 Закона Республики Дагестан, устанавливающие порядок формирования представительных органов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и его внутригородских муниципальных образований, а также их численность.
Кроме того, суд учитывает, что возможность изменения законом субъекта Российской Федерации порядка формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением с избрания на муниципальных выборах на формирование из состава представительных органов внутригородских районов предусмотрена частями 5 и 5.1. статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, а возможность установления законом субъекта Российской Федерации численности депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района, предусмотрена частью 7.1. той же статьи.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что доводы заявления о несоответствии статей 2, 3 и 4 Закона Республики Дагестан положениям части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем, в удовлетворении заявления следует отказать.
Доводы ФИО1 о несоответствии положений части 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан об избрании собраний депутатов внутригородских районов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на муниципальных выборах по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов, положениям части 3 статьи 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ избирательная система, применяемая при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем.
Согласно части 10 статьи 35 вышеуказанного Федерального закона принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Довод заявления о несоответствии части 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан положениям части 3 статьи 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ фактически сводится к доводу о нарушении Народным Собранием Республики Дагестан компетенции представительных органов внутригородских районов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на выбор избирательной системы, используемой на муниципальных выборах в данных внутригородских муниципальных образованиях.
Между тем, правом выступать в интересах органов местного самоуправления и муниципальных образований, оспаривая нормативный правовой акт по мотиву нарушения их компетенции, заявитель не наделен.
Доводы заявителя об ограничении частью 2 статьи 3 Закона его активного и пассивного избирательного права, являются необоснованными.
При этом суд учитывает, что установленный оспариваемой частью Закона порядок формирования собраний депутатов внутригородских районов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на муниципальных выборах путем использования пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, не препятствует ФИО1 в реализации своего активного избирательного права в рамках данной избирательной системы, использование которой, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, само по себе не свидетельствует об отступлении от принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, не противоречит Конституции Российской Федерации и совместимо с соответствующими общепризнанными принципами и нормами международного права (п. 2.1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июля 2011 г. № 15-П).
Не ограничивает оспариваемая норма Закона Республики Дагестан и пассивное избирательное право ФИО1, реализовать которое в условиях применения пропорциональной избирательной системы он, даже не являясь членом какой-либо политической партии, может путем обращения в любое избирательное объединение о включении его кандидатуры в список кандидатов (пункт 3.1. статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; пункт 5 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»; пункт 3 статьи 40 Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан»).
Таким образом, оспариваемые ФИО1 положения части 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан не затрагивают его права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки нормативного акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые ФИО1 статьи 2, 3 и 4 Закона Республики Дагестан не регулируют порядок организации и проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, в связи с чем, суд признает необоснованными приведенные в судебном заседании доводы заявителя о нарушении оспариваемыми статьями Закона его права на участие в публичных слушаниях для обсуждения вопросов о внесении изменений в устав городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в связи с изданием Закона Республики Дагестан от 30 апреля 2015 года № 44.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
в удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующими статей 2, 3 и 4 Закона Республики Дагестан от 30 апреля 2015 года № 44 «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе «город Махачкала» и внутригородских муниципальных образованиях в его составе», отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 22 июня 2015 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов