ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-311 от 04.10.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

УИД 71RS0023-01-2021-001364-77

Дело № 3-311с/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Алексеевой Т.В.,

при секретаре Соколовой Е.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании доплаты отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении по сокращению штатов, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, обязании произвести удержание налога,

у с т а н о в и л:

Фонарева Н.А. 26.03.2021 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании доплаты отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении по сокращению штатов, компенсации за неиспользованный отпуск, обязании произвести удержание налога с указанных выплат, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что Фонарева Н.А. с 22.08.2019 замещала должности государственной гражданской службы в Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Тульской области, с 08.06.2020 переведена на должность <данные изъяты>

Приказом Межрайонной ФНС России №5 по Тульской области от 24.12.2020, Фонарева Н.А. уволена с 10.01.2021 с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе).

При увольнении на основании пункта 3.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ Фонаревой Н.А. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> и компенсация за неиспользованный отпуск за 16,67 календарных дня – <данные изъяты>

При получении выплат, связанных с увольнением Фонаревой Н.А. стало известно о том, что при начислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск, а также при начислении ежегодных отпускных за периоды с 10.03.2020 по 24.03.2020, с 08.06.2020 по 23.06.2020, с 17.08.2020 по 26.08.2020, в составе ее месячного денежного содержания не учитывались полученные средства материального стимулирования и премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, в связи с чем выплаты были произведены ей в заниженном размере.

Ссылаясь на данные обстоятельства Фонарева Н.А. просила о взыскании с Управления доплаты отпускных за 2020г. в сумме <данные изъяты> доплаты компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) – <данные изъяты> компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – <данные изъяты> возложении обязанности по удержанию с указанных выплат налога и перечислении в соответствующие бюджеты РФ; взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> (Т.1, л.д.5-12).

Решением Щекинского районного суда Тульской области от 22.06.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 29.09.2021, с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу Фонаревой Н.А. взыскано денежное содержание за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в 2020г. в размере <данные изъяты> компенсация при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере <данные изъяты> компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> на Управление возложена обязанность по удержанию налогов со взысканных выплат в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислению в соответствующие бюджеты РФ (Т.1, л.д. 196-204, Т.2, л.д. 42-52).

Определением от 21.04.2022 судебное решение от 22.06.2021 отменено в связи с новыми обстоятельствами; определением от 18.05.2022 дело передано по подсудности на рассмотрение в Тульский областной суд в качестве суда первой инстанции (Т.2, л.д. 240-243, Т.3, л.д.77-78).

Определением от 17.06.2022 настоящее гражданское дело принято к производству областного суда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ГПК РФ.

Истец Фонарева Н.А. при рассмотрении дела в судебное заседание областного суда не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом; в письме, направленном посредством электронной почты просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности Демочкина И.В. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, отказе в удовлетворении заявленных Фонаревой Н.А. исковых требований, с учетом представленных возражений и дополнений к ним.

Представитель третьего лица Федеральной налоговой службы Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен, ранее в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица по доверенности Креховец В.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Фонаревой Н.А. в 2020г. отпускные были начислены правильно, окончательный расчет при увольнении произведен с нею в полном объеме; оснований для включения в расчет денежного содержания истца выплаченных ей в период прохождения государственной гражданской службы средств материального стимулирования и премий за счет средств материального стимулирования не имеется, поскольку эти выплаты не входят в установленный фонд оплаты труда, осуществляются за счет специальных средств федерального бюджета и не являются ни премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, ни дополнительными выплатами, входящими в состав денежного содержания в силу пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ; выплаты не носят постоянного характера, их размер изменяется с учетом показателей работы.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации, привлеченного к участию в деле определением от 04.08.2022 (Т.3, л.д. 143), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, с 22.08.2019 Фонарева Н.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Тульской области (Т.1, л.д. 23-27).

С 08.06.2020 Фонарева Н.А. замещала должность <данные изъяты>, о чем с ней был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ (Т.1, л.д. 70-73).

Согласно п.п. 9-10 служебного контракта от 08.06.2020, в редакции дополнительного соглашения от 24.09.2020, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Т.1, л.д. 74-75).

Приказом от 25.02.2020 Фонаревой Н.А. был предоставлен ежегодный основной отпуск с 10.03.2020 по 24.03.2020; приказом от 22.05.2020 предоставлен ежегодный основной отпуск с 08.06.2020 по 23.06.2020; приказом от 24.07.2020 предоставлены ежегодные дополнительные отпуска: с 17.08.2020 по 23.08.2020 (за выслугу лет), с 24.08.2020 по 26.08.2020 (за ненормированный рабочий день) (Т.1, л.д. 85-88).

Приказом Межрайонной ИФНС России № 5 по Тульской области от 24.12.2020 Фонарева Н.А. уволена с 10.01.2021 с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) (Т.1, л.д.68-69).

При увольнении Фонаревой Н.А. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания по пункту 3.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ в сумме <данные изъяты> компенсация за неиспользованный отпуск за 16,67 календарных дня – <данные изъяты> (Т.1, л.д.47).

Также в период нахождения в отпусках Фонаревой Н.А. были выплачены отпускные: ежегодный основной отпуск с 10.03.2020 по 24.03.2020 – <данные изъяты> (Т.1, л.д. 148); ежегодный основной отпуск – с 08.06.2020 по 23.06.2020 – <данные изъяты> (Т.1,л.д.149); ежегодные дополнительные отпуска за выслугу лет и ненормированный рабочий день с 17.08.2020 по 26.08.2020 – <данные изъяты> (Т.1, л.д.149 оборот.);

Как установлено судом, в период прохождения гражданской службы Фонаревой Н.А. как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ФНС России №5 по Тульской области, повышение эффективности налогового администрирования.

Указанные средства материального стимулирования и премии выплачивались в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих на 2019, 2020 годы, писем ФНС России (с отметкой для служебного пользования) и изданных в соответствии с ними приказов Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области (Т.1, л.д. 108-124, Т.3, л.д. 111-127).

На основании приказов Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области от 16.12.2019, 16.04.2020, 08.07.2020, 28.09.2020, 11.12.2020 о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих, в том числе Фонаревой Н.А. выплачены средства материального стимулирования за 3-4 кварталы 2019г., 1-3 кварталы 2020г. соответственно – <данные изъяты> (Т.3, л.д. 155-156,161-162, 167-168, 171-172,177-178).

На основании приказов Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области от 20.09.2019, 23.10.2019, 19.11.2019, 23.12.2019, 25.03.2020, 26.05.2020, 19.06.2020, 17.08.2020, 23.10.2020, 17.11.2020, 15.12.2020 о премировании работников Инспекции, в том числе Фонаревой Н.А. выплачены премии за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ФНС России №5 по Тульской области, повышение эффективности налогового администрирования, соответственно: <данные изъяты> (Т.3, л.д. 149-154,157-160, 163-166, 169-170, 173-176,179-180).

Полагая, что отпускные в 2020г., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск выплачены ей не в полном объеме, поскольку при расчете не учтены начисленные в 2019-2020г.г. средства материального стимулирования и премии, что привело к занижению размера денежного месячного содержания, и соответственно неправильному расчету отпускных и компенсационных выплат при увольнении, истец Фонарева Н.А. обратилась в суд за защитой нарушенных прав.

Возражая против иска, Управление настаивало на том, что средства материального стимулирования и премии являются самостоятельным видом выплат, не относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания, не входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего, и не учитываются при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении, поскольку не относятся к обязательной составляющей месячного оклада государственного служащего.

С учетом заявленных Фонаревой Н.А. требований и возражений ответчика, наличии спора о составе денежного содержания государственного гражданского служащего для исчисления отпускных и компенсационных выплат при увольнении, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу относится определение правовой природы произведенных Инспекцией выплат материального стимулирования и премий в пределах дополнительных бюджетных ассигнований на 2019-2020г.г. в течение 12 месяцев перед очередными отпусками (с марта 2019г. по февраль 2020г., с июня 2019г. по май 2020г., с августа 2019г. по июль 2020г. соответственно), а также в течении 12 месяцев перед увольнением (с января 2020 по декабрь 2020).

Правопреемником Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Тульской области является Управление ФНС России по Тульской области (Т.1, л.д. 153-154 ).

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Названным Федеральным законом, в редакции, действующей на дату выплаты спорных сумм, закреплено право гражданского служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (пункт 4 части 1 статьи 14).

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ ).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих согласно части 3 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Пунктом 8 Указа №763, в редакции от 31.12.2019 определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа №763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Указа №763 Правительством Российской Федерации постановлением от 06.09.2007 №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (в редакции постановления от 10.07.2014 №642).

Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Таким образом, федеральным законодателем на дату выплаты спорных сумм был определен состав денежного содержания гражданского служащего, где в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, являлась премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

При этом частью 10 статьи 50 поименованного Федерального закона предусматривалась возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N АКПИ19-773, определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил № 562 устанавливающий исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).

С 2013г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

В частности, в абзаце 8 подпункта «р» пункта 2 Указа №601 отмечена необходимость установления особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Таким образом, анализ приведенных выше нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

По ходатайству Управления судом в целях выяснения вопроса о правовой природе выплаченных в 2019-2020г.г. Фонаревой Н.А. сумм материального стимулирования, премий и порядке их выплаты, в Аппарате Правительства Российской Федерации и ФНС России были запрошены копии (выписки) постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 , от 17.02.2020 , от 10.06.2020 , с грифом «секретно».

Представленные ФНС России во исполнение судебного запроса документы – выписки из вышеперечисленных постановлений Правительства Российской Федерации, имеющие гриф «секретно» исследованы судом, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от 04.10.2022.

Как следует из указанных выписок нормативные правовые акты – постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 , от 17.02.2020 , от 10.06.2020 содержат сведения о выделении в 2019 году, первом и втором полугодиях 2020 года федеральным государственным органам дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих (включая начисления на выплаты по оплате труда) сверх установленного фонда оплаты труда федеральных государственных служащих, в том числе центрального аппарата и территориальных органов ФНС России.

По результатам исследования и изучения предоставленных выписок из секретных правовых актов, суд усматривает, что постановления Правительства Российской Федерации не содержат положений, регламентирующих порядок выплаты средств материального стимулирования гражданским служащим и предусматривают выделение дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.

Положений о том, что выплаченные суммы материального стимулирования не входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего, и не учитываются при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении, исследованные нормативно-правовые акты не содержат.

Наоборот, из исследованных правовых актов усматривается, что дополнительные бюджетные ассигнования сверх установленных фондов оплаты труда выделены Правительством Российской Федерации на оплату труда государственных гражданских служащих.

Таким образом, проанализировав содержание вышеперечисленных постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 , от 17.02.2020 , от 10.06.2020 с грифом «секретно», в предоставленном объеме, суд полагает возможным сделать вывод о том, что указанное материальное стимулирование за счет выделенных дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а потому должно учитываться при исчислении денежного содержания государственных гражданских служащих в соответствии с п.п.6,8 Правил №562.

При этом суд исходит из того, что указанные ежегодные решения Правительства Российской Федерации направлены на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 по совершенствованию системы государственного управления, внедрению новой кадровой политики включающей, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих и единого подхода к осуществлению выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы, и имеют целью обеспечение стабильного материального положения государственных гражданских служащих, их мотивации.

Выплата средств материального стимулирования (1 раз в квартал) и премий за счет средств материального симулирования носит систематический характер; связана с исполнением должностных обязанностей и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, с учетом вклада каждого подразделения, личного вклада сотрудников в выполнение возложенных задач, и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий.

Тот факт, что указанные выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует о том, что указанные выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания государственных гражданских служащих.

Иное противоречило бы положениям части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 и изданным во исполнение него – постановлениям Правительства РФ.

При таких обстоятельствах, поскольку выплаченное истцу в период с апреля 2019г. по декабрь 2020г. материальное стимулирование (премии) должно учитываться при расчете ее денежного содержания при исчислении отпускных за 2020г. и компенсационных выплат при увольнении, суд приходит к выводу, что истцу действительно не в полном объеме были начислены и выплачены суммы отпускных за периоды с 10.03.2020 по 24.03.2020, с 08.06.2020 по 23.06.2020, с 17.08.2020 по 26.08.2020, а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск.

Согласно п. 6 Правил № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" пункта 1 Правил (при увольнении в связи с сокращением должностей), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. При этом месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д"-"ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (п.8 Правил № 562).

Так, судом установлено, что Фонаревой Н.А. за период с 10.03.2020 по 24.03.2020 выплачены отпускные в сумме <данные изъяты> за период с 08.06.2020 по 23.06.2020 выплачены отпускные <данные изъяты> руб. из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> за период с 17.08.2020 по 23.08.2020 выплачены отпускные (за выслугу лет) <данные изъяты> и за период с 24.08.2020 по 26.08.2020 отпускные (за ненормированный рабочий день) <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> компенсация за неиспользованный основной отпуск в размере <данные изъяты> и за неиспользованный дополнительный отпуск в размере <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> (Т.1, л.д. 139,141,143,145).

В то время как при исчислении отпускных за период с 10.03.2020 по 24.03.2020 в составе денежного содержания надлежало учитывать премии, средства материального стимулирования, выплаченные в 1-4 кварталах 2019г., за период с 08.06.2020 по 23.06.2020 – премии, средства материального стимулирования, выплаченные в 3-4 кварталах 2019г., 1-2 кварталах 2020г.; отпускных за период с 17.08.2020 по 26.08.2020 – премии, средства материального стимулирования, выплаченные в 3-4 квартале 2019г., 1-3 кварталах 2020г.

В связи с чем, отпускные за период 10.03.2020 по 24.03.2020 должны составлять <данные изъяты> отпускные за период с 08.06.2020 по 23.06.2020 должны составлять <данные изъяты> из расчета денежного содержания <данные изъяты> отпускные за период с 17.08.2020 по 23.08.2020 должны составлять <данные изъяты> (за выслугу лет) и с 24.08.2020 по 26.08.2020 - <данные изъяты> (за ненормированный служебный день), из расчета денежного содержания <данные изъяты> (Т.1, л.д. 144,146).

Поскольку при исчислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск в составе денежного содержания надлежало учитывать суммы премий и средств материального стимулирования, выплаченных в 2020г., то указанная компенсация при увольнении должна составлять <данные изъяты> из расчета денежного содержания <данные изъяты> компенсация за неиспользованный отпуск <данные изъяты> (основной) и <данные изъяты>. (дополнительный), из расчета месячного содержания <данные изъяты> (Т.1, л.д. 140,142).

Расчет, заявленных в иске Фонаревой Н.А. ко взысканию сумм отпускных за периоды с 10.03.2020 по 24.03.2020, с 08.06.2020 по 23.06.2020, с 17.08.2020 по 26.08.2020, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, соответствует расчету, представленному Управлением (Т.3, л.д. 181).

Что касается расчета компенсации за неиспользованный отпуск, то суд отмечает, что истцом в расчете (Т.1, л.д.12) при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении допущена счетная ошибка – исчислено <данные изъяты> вместо правильного <данные изъяты>

Вместе с тем, Управлением заявлено о применении последствий пропуска истцом Фонаревой Н.А. годичного срока, установленного в статье 392 Трудового кодекса РФ для обращения в суд за защитой нарушенных прав в отношении требований о взыскании доплаты отпускных за ежегодный основной отпуск за период с 10.03.2020 по 24.03.2020 – <данные изъяты>

Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Таким образом, соответствующий годичный срок в силу прямого указания, содержащегося в законе, подлежит исчислению со дня установленного срока выплаты сумм, причитающихся работнику (в отличие от общего трехмесячного срока, установленного частью первой той же статьи и исчисляемого с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права). Это положение закона, по его смыслу, исходит из того, что после наступления срока выплаты работник имеет возможность проверить правильность их исчисления, а годичный срок является достаточным и для выявления нарушения, и для обращения работника в суд за защитой.

В настоящем споре, как указывал ответчик в целях обоснования заявления о пропуске истцом срока обращения в суд, оплата отпуска в силу положений статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, предоставленного на период с 10.03.2020 по 24.03.2020 была произведена 28.02.2020; обращение истца в суд с требованиями о взыскании невыплаченной части отпускных за эти периоды состоялось 26.03.2021, т.е. за пределами годичного срока с момента выплаты отпускных.

Оснований исчислять годичный срок для обращения в суд, начиная с даты увольнения не имеется, поскольку сведений о том, что у истца существовали какие-либо препятствия для получения необходимой ей информации о размере начисленных и выплаченных отпускных 28.02.2020 за период с 10.03.2020 по 24.03.2020, в частности, препятствий в получении расчетных листков, суду не предоставлено.

Доводы истца о том, что о нарушении своих трудовых прав при оплате отпусков она узнал только после увольнения, а также о том, что отношения носят длящийся характер, а потому срок, установленный в ст. 392 Трудового кодекса РФ ею не пропущен, не могут быть приняты во внимание в силу вышеизложенного, а также потому, что исчисление срока обращения в суд не может быть поставлено в зависимость от действий самого работника, направленных на получение необходимой информации, при отсутствии каких-либо препятствий для ее получения ранее.

Иные причины истцом в качестве уважительных, приведены суду не были.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителя ответчика о пропуске истцом годичного срока, установленного в статье 392 Трудового кодекса РФ, и не усматривает оснований для взыскания в пользу истца доплаты отпускных за период с 10.03.2020 по 24.03.2020, ввиду пропуска срока для обращения в суд и отсутствия оснований для его восстановления.

При таких обстоятельствах, взысканию в пользу истца подлежит доплата отпускных за период с 08.06.2020 по 23.06.2020 в сумме <данные изъяты> с 17.08.2020 по 26.08.2020 в сумме <данные изъяты> доплата компенсации при увольнении в сумме <данные изъяты> доплата компенсации за неиспользованный отпуск – <данные изъяты>

Ссылка ответчика на подлежащий применению к данным правоотношениям пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н, не может быть принята во внимание ввиду следующего.

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Вместе с тем указанный Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008-2012 годах и в 2013 году.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В настоящем же деле установлено, что материальное стимулирование в 2019-2020 годах выплачено истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, и по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, поскольку производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

В связи с чем, материальное стимулирование, выплачиваемое во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 и материальное стимулирование, выплаченное в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, имеют различную правовую природу.

Доказательства, подтверждающие, что суммы материального стимулирования в спорные периоды выплачивались истцу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в соответствии с требованиями статей 55,56 ГПК РФ ответчиком не представлены.

Оценивая доводы Управления, суд принимает во внимание письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2021 , согласно которому из буквального толкования положений Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ.

Минтруд России в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка, придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.

Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Также суд учитывает и ответ первого заместителя Министра финансов РФ от 27.04.2021 , в котором указано, что выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением ими должностных обязанностей, и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).

С учетом вышеизложенного, суд исходит из того, что отсутствие в приказах о материальном стимулировании и премировании прямого указания о том, что оно произведено за выполнение особо важных и сложных заданий, не может служить основанием для начисления гражданским служащим отпускных и компенсационных выплат при увольнении в заниженном размере, учитывая правовую природу этих выплат.

При таких обстоятельствах доводы ответчика и третьего лица о том, что материальное стимулирование истца за счет дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, подлежат отклонению.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд установив факт нарушения представителем нанимателя трудовых прав государственного гражданского служащего, выразившийся в занижении как сумм отпускных, причитающихся к выплате, так и компенсационных выплат при увольнении, в силу положений ст.ст.21,237,394 Трудового кодекса РФ полагает правильным взыскать с УФНС по Тульской области в пользу Фонаревой Н.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

Определяя размер компенсации, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», принимает во внимание, что денежное содержание является основным источником материального обеспечения государственного гражданского служащего, длительность допущенного нарушения (на протяжении двух лет); нарушение, гарантированного Конституцией РФ права на получение оплаты за труд в установленном размере, требования разумности и справедливости.

Взыскивая компенсацию морального вреда в заявленной сумме, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, степени нарушения ответчиком трудовых прав истца, в результате выплаты не в полном размере отпускных за периоды с 08.06.2020 по 23.06.2020, с 17.08.2020 по 26.08.2020 и компенсационных выплат при увольнении.

При этом суд полагает, что указанная сумма вопреки доводам ответчика не является чрезмерно завышенной и соответствует требованиям разумности и справедливости.

С учетом положений статей 3, 19, 24, 226, 217 Налогового кодекса РФ и разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов РФ от 18.09.2020 , удовлетворению подлежит требование Фонаревой Н.А. о возложении на Управление обязанности по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц при выплате взыскиваемых по решению суда сумм.

Руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу в пользу ФИО1 доплату отпускных за период нахождения в ежегодном основном отпуске с 08.06.2020 по 23.06.2020 – <данные изъяты> за период нахождения в ежегодных дополнительных отпусках с 17.08.2020 по 26.08.2020 – <данные изъяты> доплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении – <данные изъяты> доплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – <данные изъяты> обязав произвести удержание с указанных выплат налога в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить в соответствующие бюджеты РФ.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда – 10000 руб.

В удовлетворении иска в части взыскания доплаты отпускных за период с 10.03.2020 по 24.04.2020 в сумме <данные изъяты> Фонаревой Н.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции (Первый апелляционный суд общей юрисдикции – 107996 г.Москва, ул.Гиляровского д. 31, строение 1, ГСП-6, для корреспонденции 119991, г.Москва, ул.Верейская, д. 29, стр.34, ГСП-1) в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тульский областной суд.

Председательствующий:

Решение изготовлено в окончательной форме 07.10.2022.