ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-31/2013 от 02.08.2013 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3-31/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2013 года

Владимирский областной суд в составе:

судьи Кирюшиной ОА.

при секретаре Беляковой С.В.

с участием прокурора Ярцева Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене постановления территориальной (окружной) избирательной комиссии Судогодского района Владимирской области №59 от 21 июля 2013 года «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением (окружной) избирательной комиссии Судогодского района Владимирской области №59 от 21 июля 2013 года ФИО2, выдвинутый Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7.

ФИО1., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился с заявлением об отмене решения территориальной (окружной) избирательной комиссии о регистрации ФИО2 в связи с тем, что он не представил в избирательную комиссию первый финансовый отчет: вместо первого финансового отчета в избирательную комиссию был лишь представлен в двух экземплярах учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Кроме этого, представленные сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах оформлены с нарушениями требований закона.

ФИО1 полагает, что указанные нарушения в силу положений Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года являются основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 поддержал заявленные требования в полном объеме и дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата ФИО2 был сдан в избирательную комиссию своевременно. Избирательная комиссия не указала на какие-либо нарушения или недостатки, допущенные кандидатом при оформлении сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, вкладах в банках, ценных бумагах. В связи с чем, полагает, что избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата.

Представитель заинтересованного лица территориальной (окружной) избирательной комиссии Судогодского района Владимирской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменные возражения, в которых указал на отсутствие оснований для отмены регистрации кандидата ФИО2 по аналогичным основаниям, а также предоставил суду заверенную копию первого финансового отчета кандидата ФИО2 без подписи последнего.

Представитель Избирательной комиссии Владимирской области ФИО5 не возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, пунктами 4.2; 4.6 и 4.7 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Владимирской области №79 от 03 июня 2013 года для регистрации кандидат должен представить в соответствующую избирательную комиссию документы, указанные в пункте 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, в том числе первый финансовый отчет, в который включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. К первому финансовому отчету прилагаются справка, выданная филиалом Сбербанка России, об оставшихся денежных средствах на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на ту же дату. Названные документы должны быть подшиты, пронумерованы как единый документ. Фактически кандидатом ФИО2 были представлены отдельными документами два экземпляра учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата без указания даты, на которую представлены сведения, а также справка, выданная Сбербанком России, об остатках вклада, принадлежащего гражданину ФИО2. Также полагает, что Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу) на праве собственности, о вкладах, ценных бумагах оформлены с нарушениями требований закона, а именно нарушена форма документа, установленная Приложением №1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. В названии документа после слов "супругу" пропущены слова "несовершеннолетним детям". Кроме этого пояснил, что приложенный представителем территориальной (окружной) избирательной комиссии Владимирской области к письменным возражениям бланк первого финансового отчета кандидата ФИО2, без подписи последнего, фактически был распечатан после получения заявления из суда председателем данной комиссии и заверен им же как копия.

Заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 вышеуказанной нормы Закона вместе с заявлением о согласии баллотироваться по одномандатному (двухмандатному) избирательному округу кандидат представляет в избирательную комиссию копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Вместе с указанным заявлением в окружную избирательную комиссию представляются сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Форма представления таких сведений приведена в приложении №1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.

Законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет (пункт 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

В силу части 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, утвержденного Законом Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ (в редакции от 28 мая 2013 года), для регистрации кандидатов, списков кандидатов не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию в числе других документов первый финансовый отчет.

В соответствии с пунктом 7 статьи 56 Избирательного кодекса Владимирской области при проведении выборов в Законодательное Собрание Владимирской области порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета устанавливается Избирательной комиссией Владимирской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Владимирской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, отзыва и расходования этих средств устанавливаются Избирательной комиссией Владимирской области.

Во исполнение указанной нормы закона, 03 июня 2013 года постановлением Избирательной комиссии Владимирской области №79 была утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва (далее по тексту Инструкция от 03 июня 2013 года).Из смысла положений пунктов 4.2; 4.6 и 4.7 Инструкции от 03 июня 2013 года следует, что первый финансовый отчет кандидата считается представленным, если он представлен на бумажном носителе и в электронном виде с приложением самого первого финансового отчета, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата по состоянию на ту же дату, что и сведения, включенные в финансовый отчет, по форме, приведенной в приложении №1 к настоящей Инструкции, а также справки, выданной филиалом Сбербанка Российской Федерации об остатке средств избирательного фонда кандидата на специальном избирательном счете по форме, приведенной в приложении №12 настоящей Инструкцию.

При этом первый финансовый отчет должен быть представлен как единый документ в сброшюрованном виде и иметь сквозную нумерацию страниц.

Согласно части 2 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти Владимирской области) также документов, указанных в пункте 3-1) статьи 28 настоящего Кодекса, иных предусмотренных настоящим Кодексом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом Владимирской области для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт «в» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области).

Из материалов дела следует, что 16 июля 2013 года ФИО2, обратился в территориальную (окружную) избирательную комиссию Судогодского района Владимирской области с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области по одномандатному избирательному округу №7.

Согласно подтверждению о получении документов, 19 июля 2013 года в 14 часов 35 минут ФИО2 был представлен в данную избирательную комиссию на бумажном носителе первый финансовый отчет в одном экземпляре на шести листах.

При обозрении в судебном заседании подлинных документов, сданных ФИО2 в избирательную комиссию, судом установлено, что фактически им были сданы два документа:

- учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения в двух экземплярах, каждый на трех листах, прошитый и пронумерованный, без указания даты, по состоянию на которую в данный документ включены сведения;

- справка дополнительного офиса №**** Владимирского отделения Сбербанка России №**** **** года, выданная ФИО2 о том, что в дополнительном офисе №**** по счету №**** остаток вклада по состоянию на **** года составляет ****.

Оценивая в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленную представителем территориальной (окружной)избирательной комиссией Судогодского района Владимирской области копию Первого финансового отчета без подписи ФИО2 и даты составления, суд приходит к выводу о недостоверности данного письменного доказательства в связи с отсутствием его оригинала, что подтверждается обозренными в судебном заседании подлинными документами, сданными ФИО2 в избирательную комиссию, а также объяснениями представителя Избирательной комиссии Владимирской области, пояснившим, что представленный в суд Первый финансовый отчет был изготовлен на компьютере председателем территориальной (окружной) избирательной комиссии Судогодского района Владимирской области.

Требования к оформлению документа "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения" содержаться в пункте 4.7, а также в приложении №1 Инструкции от 03 июня 2013 года, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Владимирской области №79, в соответствии с которыми он должен быть составлен на ту же дату, что и сведения, включенные в первый финансовый отчет.

Отсутствие в данном документе даты его составления (обязательного реквизита документа), а также само по себе отсутствие первого финансового отчета, лишает его смысловой нагрузки.

Кроме этого, представленная ФИО2 справка от **** года об остатке средств на счете в филиале Сбербанка Российской Федерации не соответствует форме, приведенной в приложении №12 Инструкции от 03 июня 2013 года, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Владимирской области №79, поскольку из ее текста не представляется возможным определить, что счет №**** является специальным избирательным счетом кандидата.

Анализируя указанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО2 не был представлен в избирательную комиссию первый финансовый отчет в полном объеме, а представленные по отдельности входящие в него обязательные приложения оформлены с нарушением установленной законом формы.

Доводы представителя заинтересованного лица ФИО2 о сдаче в избирательную комиссию всех надлежащим образом оформленных документов, включая первый финансовый отчет, опровергаются указанными выше доказательствами.

Из проведенного судом анализа представленного ФИО2 документа "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах" на соответствие его форме, утвержденной Приложением №1 к Федеральному закону №67 от 12 июня 2002 года, установлено, что в наименовании документа после слов "супругу" пропущено словосочетание "несовершеннолетним детям". Вместе с тем, данный факт не свидетельствует о нарушении формы документа, так как сведения, предусмотренные федеральным законодательством ФИО2 указаны в полном объеме, обязанность предоставления сведений о доходах и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Поскольку в судебном заседание нашел свое подтверждение факт непредставления кандидатом ФИО2 документа, в том числе в электронном виде, а именно: первого финансового отчета с прилагаемыми к нему справкой, выданной филиалом Сбербанка России, об оставшихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата, избирательного объдинения денежных средств, и Учетом поступления и расходования денежных средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения на ту же дату, что и сведения, включенные в финансовый отчет, то у избирательной комиссии имелись основания, предусмотренные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ для отказа в регистрации кандидата.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что принятое 21 июля 2013 года территориальной (окружной) избирательной комиссией Судогодского района Владимирской области постановление №59 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7» является незаконным.

Пунктом 6 статьи 76 данного Закона предусмотрено, что суд может отменить решение о регистрации кандидата в депутаты по заявлению кандидата в депутаты, зарегистрированному по тому же избирательному округу, в случае если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона.

В связи с чем, постановление территориальной (окружной) избирательной комиссии Судогодского района Владимирской области от 21 июля 2013 года № 59 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7» подлежит отмене.

Суд находит несостоятельными доводы представителя заинтересованного лица ФИО2 о том, что поскольку избирательной комиссией не были выявлены неполнота сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, то выявленные в настоящее время недостатки лишают права суд принять решение об отказе в регистрации. В силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате (кандидатах), вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (то есть ранее в установленные сроки такой документ был представлен в избирательную комиссию). В данном случае первый финансовый отчет ФИО2 не предоставлялся.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконным постановление территориальной (окружной) избирательной комиссии Судогодского района Владимирской области от 21 июля 2013 года № 59 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7».

Отменить регистрацию ФИО2 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №7.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья Владимирского областного суда: О.А. Кирюшина