Дело №3-31/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2013 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи краевого суда Поповой Е.И.
при секретаре Лукки А.А.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гуща Вячеслава Владимировича к главе муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района Краснодарского края, Совету муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района Краснодарского края, территориальной избирательной комиссии Динская Краснодарского края о признании незаконными бездействия Совета Нововеличковского сельского поселения, территориальной избирательной комиссии Динская, выразившихся в не назначении в установленный законом срок выборов главы Нововеличковского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Гуща В.В. обратился в суд с заявлением к главе муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района Краснодарского края, Совету муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района Краснодарского края, территориальной избирательной комиссии Динская Краснодарского края о признании незаконными бездействия Совета Нововеличковского сельского поселения, территориальной избирательной комиссии Динская, выразившихся в не назначении в установленный законом срок выборов главы Нововеличковского сельского поселения. Свои требования мотивировал тем, что в связи с истечением 08 сентября 2013 года срока полномочий главы Нововеличковского сельского поселения Динского района Глебова Андрея Валентиновича Совет Нововеличковского сельского поселения обязан был назначить выборы главы поселения в срок не ранее, чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, то есть в период с 09 июня 2013 года по 19 июня 2013 года; указывает, что в случае не назначения выборов Советом Нововеличковского сельского поселения в срок до 29 июня 2013 года выборы обязана была назначить территориальная избирательная комиссия Динская. Полагает, что бездействием указанных органов нарушены его избирательные права, в связи с чем, просит признать бездействие Совета Нововеличковского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Динская незаконным, обязать Совет Нововеличковского сельского поселения Динского района назначить дату голосования по выборам главы Нововеличковского сельского поселения не позднее пяти дней со дня принятия решения суда; решение обратить к немедленному исполнению; вынести частное определение в адрес избирательной комиссии, должностных лиц органов местного самоуправления, способствовавших нарушению его избирательных прав.
В судебном заседании заявитель Гуща В.В. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, указав, что в данном случае имеются предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» основания для признания незаконными бездействия Совета муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района и территориальной избирательной комиссии Динская, которые не выполнили своих обязанностей и не назначили выборы главы Нововеличковского сельского поселения, в связи с чем, было нарушено его конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления. Просил обязать Совет муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района и территориальную избирательную комиссию Динская назначить дату голосования по выборам главы Нововеличковского сельского поселения не позднее пяти дней со дня принятия решения суда, а также вынести частное определение в адрес органов местного самоуправления, должностных лиц Совета Нововеличковского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Динская.
Представитель Совета Нововеличковского городского поселения -председатель Совета Габлая А.В. указывал не необоснованность заявленных требований и об отсутствии бездействия Совета Нововеличковского городского поселения, нарушающего избирательные права заявителя, просил в удовлетворении заявления отказать в связи с пропуском заявителем срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
Представитель территориальной избирательной комиссии Динская -председатель комиссии Трофименко А.И. просил в удовлетворении заявления отказать в связи с его необоснованностью, указывал на пропуск заявителем установленного срока на обращение в суд.
Выслушав стороны, заключение прокурора Руденко М.В., полагавшей требования заявителя в части требований о признании незаконными бездействия Совета Нововеличковского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Динская удовлетворить, а в части требований о назначения выборов главы Нововеличковского сельского поселения прекратить производство по делу в связи с наличием решения Краснодарского краевого суда от 08 ноября 2013 года, которым установлен срок назначения выборов не позднее 31 декабря 2013 года, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 260 ГГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.
Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан -конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 23) дано разъяснение судам, что статьей 260 ГПК РФ, статьей 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращенные), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований. Судам надлежит проверять соблюдение этих сроков, а в случае их пропуска -обсуждать вопрос о допустимости их восстановления, предложив заявителю указать причины пропуска сроков обращения в суд.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
В силу частей 7-8 статьи 104 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», если установленный уставом муниципального образования срок полномочий главы, представительного органа муниципального образования либо его депутатов, избранных на основных, досрочных, повторных муниципальных выборах, истекает после 31 декабря 2012 года, следующие после указанных выборов основные муниципальные выборы проводятся во второе воскресенье (в случае, предусмотренном частью 3 статьи 6 Закона, - в третье воскресенье) сентября, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах.
Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 3 указанной статьи. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября. Срок, на который избирается соответствующий орган местного самоуправления, равен сроку его полномочий, установленному в уставе конкретного муниципального образования, исчисляется соответственно со дня голосования, когда был избран представительный орган муниципального образования в правомочном составе, либо глава муниципального образования, либо иное выборное должностное лицо местного самоуправления. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в сроки, предусмотренные частью 4 указанной статьи, а также, если представительный орган муниципального образования отсутствует, выборы назначаются организующей выборы избирательной комиссией, не позднее, чем за 70 дней до дня голосования.
Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 4 указанной статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Как усматривается из материалов дела, ст. 29 Устава Нововеличковского сельского поселения, принятого решением Совета Нововеличковского сельского поселения от 19.11.2007 №32.1, срок полномочий главы поселения установлен в четыре года.
При таких обстоятельствах о том, что на 8 сентября 2013 года выборы главы Нововеличковского сельского поселения не назначены решением Совета Нововеличковского сельского поселения заявителю должно было стать известно из отсутствия официальной публикации соответствующего решения в период с 9 июня 2013 года (то есть за 90 дней до дня голосования и при опубликовании решения в день его принятия) по 24 июня 2013 года (то есть за 80 дней до дня голосования и при опубликовании в максимально установленный для публикации пятидневный срок). Об отсутствии опубликования решения территориальной избирательной комиссии Динская заявитель должен был узнать не позднее 1 июля 2013 года (то есть за 70 дней до дня голосования и при опубликовании решения в максимально установленный семидневный срок со дня истечения срока опубликования решения представительного органа о назначении выборов).
Таким образом, установленный ч. 1 ст. 260 ГПК РФ срок на обращение в суд с настоящим заявлением истек 2 октября 2013 года. Заявление Гуща В.В. поступило в суд 6 ноября 2013 года, то есть с пропуском срока на 35 дней. В судебном заседании заявитель считал срок обращения в суд не пропущенным, в связи с чем не обосновывал причины, которые препятствовали его обращению в суд с рассматриваемым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушениях избирательного законодательства, на которые он ссылается как на основание своих требований из отсутствия официальной публикации.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПКРФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общий трехмесячный срок для обращения в суд, установленный частью 1 статьи 260 ГПК РФ и пропущенный заявителем по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Пропуск указанного срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, что должно быть обосновано в решении суда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявителем трехмесячный срок на обращение в суд пропущен без уважительных причин, основания для его восстановления отсутствуют. Отказывая в удовлетворении требований, суд учитывает, что решением Краснодарского краевого суда от 08 ноября 2013 года по делу " номер обезличен " по заявлению председателя Совета Нововеличковского сельского поселения Динского района Габлая В.А. об определении срока назначения выборов главы Нововеличковского сельского поселения срок назначения выборов главы Нововеличковского сельского поселения установлен не позднее 31 декабря 2013 года, что в полном объеме обеспечивает пассивные избирательные права заявителя Гуща В.В.
В связи с досрочным прекращением со 02 октября 2013 года полномочий главы Нововеличковского сельского поселения Динского района Глебова А.В., согласно решению Совета Нововеличковского сельского поселения от 01 октября 2013 года " номер обезличен ", возникли основания для назначения досрочных выборов главы Нововеличковского сельского поселения Динского района.
Учитывая, что на день обращения заявителя в суд и на день рассмотрения дела судом имеются основания для назначения выборов в связи со сложением полномочий главы Глебовым А.В., а заявитель указывает на незаконное бездействие Совета Нововеличковского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Динская, суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, согласно которой решение принимается по заявленным требованиям, и ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, согласно которой при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, установил отсутствие противоправного бездействия Совета Нововеличковского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Динская, влекущее отказ в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 3 указанной статьи. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Срок, на который избирается соответствующий орган местного самоуправления, равен сроку его полномочий, установленному в уставе конкретного муниципального образования, исчисляется соответственно со дня голосования, когда был избран представительный орган муниципального образования в правомочном составе, либо глава муниципального образования, либо иное выборное должностное лицо местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальном)7 опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Если представительный орган муниципального образования не назначит выборы, выборы назначаются организующей выборы избирательной комиссией, не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
С учетом изложенного, день голосования на досрочных выборах главы Нововеличковского сельского поселения не может быть определен позднее 30 марта 2013 года. Исходя из сроков, установленных ст. 6 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах», Совет Нововеличковского сельского поселения вправе принять решение о назначении выборов в период с 29 декабря 2013 года по 08 января 2014 года, а в случае непринятия такого решения Советом Нововеличковского сельского поселения выборы могут быть назначены территориальной избирательной комиссией Динская не позднее 18 января 2014 года (без учета возможности сокращения сроков избирательных действий).
Таким образом, на день рассмотрения дела в суде сроки совершения действия по назначению выборов главы Нововеличковского сельского поселения ни Советом Нововеличковского сельского поселения, ни территориальной избирательной комиссией Динская не пропущены, то есть противоправное бездействие отсутствует, что влечет отказ в удовлетворении заявления Гуща В.В.
Учитывая вывод суда об отказе в удовлетворении заявления, требования заявителя об обращении решения к немедленному исполнению, вынесению частного определения в адрес органов местного самоуправления и должностных лиц Совета Нововеличковского сельского поселения, территориальной избирательной комиссии Динская также подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 26, 194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Гуща Вячеслава Владимировича к главе муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района Краснодарского края, Совету муниципального образования Нововеличковское сельское поселение Динского района Краснодарского края, территориальной избирательной комиссии Динская Краснодарского края о признании незаконными бездействия Совета Нововеличковского сельского поселения, территориальной избирательной комиссии Динская, выразившихся в не назначении в установленный законом срок выборов главы Нововеличковского сельского поселения - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Верховный суд Российской Федерации путем подачи жалобы через Краснодарский краевой суд.
Судья: