ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-31/2014 от 19.08.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 Верховный Суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего, судьи Болат-оол А.В.,

 при секретаре Мангыр С.Т.,

 с участием прокурора Л., переводчика С., заявителя Т., представителя окружной избирательной комиссии ** Республики Тыва М., представителя регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Т. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии ** Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №,

 УСТАНОВИЛ:

 Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии ** кожууна Республики Тыва (далее – ОИК) № от 07 августа 2014 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №, указывая на то, что 30 июля 2014 года в 10 час. 30 мин. председатель ОИК А. незаконно отказал ему в приеме документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в связи с отсутствием заверенного списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии **. 31 июля 2014 года председатель ОИК А. и секретарь ОИК Б. вновь отказали ему в приеме документов, однако через полтора часа позвонили и попросили прибыть в ОИК, где извинились и приняли у него документы. Просит признать незаконным решение ОИК № от 07 августа 2014 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № и обязать ОИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по данному одномандатному избирательному округу.

 В судебном заседании Т. заявление по изложенным в нем основаниям поддержал.

 Представитель ОИК М. с заявлением не согласился и пояснил, что решение ОИК об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва принято на законных основаниях. ОИК не отказывала заявителю в приеме документов, а попросила его представить заверенный список кандидатов. Избирательное объединение ** представило в Избирательную комиссию Республики Тыва документы на выдвижение в 17 час. 16 мин. 30 июля 2014 года. Заявление Т. о выдвижении оформлено с нарушением требований п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: в нем не указаны идентификационный номер налогоплательщика, наименование ВУЗа, год его окончания, реквизиты диплома и квалификация. Документы представлены заявителем 31 июля 2014 года, по окончании срока представления документов на выдвижение и регистрацию. В представленных документах отсутствуют справки о расходах кандидата и его супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546. Кроме того, заявитель открыл специальный избирательный счет и представил первый финансовый отчет 31 июля 2014 года, по окончании установленного срока.

 Представитель регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва О. с заявлением согласилась и просила его удовлетворить.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Л., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

 Согласно пп. «в», «в1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

 Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата предусмотрены п.п. 3, 4 ч. 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

 Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года №2622 ВХ-I на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года №77/389-6 при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию ** – полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 Из материалов дела следует, что решением конференции регионального отделения политической партии ** от 29 июля 2014 года Т. был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 31 июля 2014 года Т. подал в ОИК заявление о согласии баллотироваться по указанному одномандатному избирательному округу с приложением соответствующих документов, о чем ему было выдано письменное подтверждение.

 Решением ОИК № от 07 августа 2014 года заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № в связи с несоблюдением требований ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 63 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

 В соответствии с ч. 1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также... при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 20 мая 2014 года № политическая партия ** допущена к выдвижению политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением списков кандидатов без сбора подписей на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва.

 Абзацем вторым ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва предусмотрено представление кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения в соответствующую территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени решения политической партии или ее регионального отделения, указанного в части 3 статьи 42 данного Закона.

 Поскольку выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва назначены на 14 сентября 2014 года, то в силу ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва документы, необходимые для регистрации кандидата, должны быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее 30 июля 2014 года до 18 часов по местному времени.

 Представитель ОИК М. в судебном заседании, пояснив, что ОИК не отказывала заявителю в приеме документов, а попросила его представить заверенный список кандидатов, выдвинутый региональным отделением политической партии ** в Республике Тыва, тем самым фактически подтвердил, что ОИК 30 июля 2014 года отказала заявителю в приеме документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, ввиду отсутствия указанного списка.

 Отказ ТИК ** заявителю в приеме документов 30 июля 2014 года в связи с отсутствием заверенного списка кандидатов от регионального отделения политической партии ** в Республике Тыва является незаконным, поскольку действующим законодательством Российской Федерации о выборах не предусмотрена как возможность отказа избирательной комиссии по каким-либо основаниям в приеме документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, так и обязанность кандидата представлять решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным объединением по одномандатным избирательным округам.

 В связи с этим ОИК 31 июля 2014 года правильно приняла у заявителя документы, в принятии которых ею было отказано 30 июля 2014 года.

 В соответствии с п. 2 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации...

 В заявлении Т. о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу в нарушение требования п. 2 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона не указаны идентификационный номер налогоплательщика, организация, осуществляющая образовательную деятельность, и год ее окончания. Указания присвоенной квалификации данная норма не требует; из ее содержания следует, что необходимо указать реквизиты документа об образовании и о квалификации, а не присвоенную квалификацию.

 Согласно пп. «б» п. 3.1 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

 Т. в нарушение требования пп. «б» п. 3.1 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона в ОИК не представлены справки о расходах кандидата и его супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546.

 Довод заявителя о том, что указанные справки в ОИК им были представлены, опровергается письменным подтверждением от 31 июля 2014 года, из содержания которого видно, что такие справки им в ОИК не представлялись.

 Как установлено п. 9 ст. 59 вышеуказанного Федерального закона, законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.

 Согласно п. 3 ст. 65 вышеуказанного Закона Республики Тыва кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.

 Т. представил в ОИК первый финансовый отчет 31 ДД.ММ.ГГГГ года.

 Согласно п. 1 ст. 58 вышеуказанного Федерального закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

 Пунктом 1.5 Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 27 июня 2014 года №78/398-6, установлено, что кандидат открывает специальный избирательный счет в одномандатном избирательном округе, где он баллотируется, на основании разрешения (приложение №1), выдаваемого окружной избирательной комиссией.

 Таким образом, разрешение об открытии специального избирательного счета, предусмотренное п. 11 ст. 58 вышеуказанного Федерального закона, выдается кандидату после уведомления им соответствующей избирательной комиссии о выдвижении. Только после получения разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидат открывает специальный избирательный счет в филиале Сберегательного банка Российской Федерации и представляет в ОИК сведения об открытии специального избирательного счета и первый финансовый отчет.

 В данном случае Т. одновременно уведомил ОИК о выдвижении и представил документы для своей регистрации.

 30 ДД.ММ.ГГГГ года первый финансовый отчет в ОИК заявителем не представлялся. Специальный избирательный счет в филиале ** банка Российской Федерации открыт им только 31 ДД.ММ.ГГГГ года. Соответственно, 30 ДД.ММ.ГГГГ года ОИК в принятии первого финансового отчета ему не отказывала.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что первый финансовый отчет представлен им в ОИК по истечении установленного срока.

 Заявитель указывает на то, что в нарушение п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона ОИК не извещала его об отсутствии необходимых документов и неправильном оформлении представленных документов.

 Данное обстоятельство не имеет правового значения для дела, поскольку из содержания п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона следует, что кандидат вправе устранить выявленные в документах недостатки - внести дополнения и уточнения в представленные документы, привести их оформление в соответствие требованиям законодательства, а также в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Однако данная норма не предполагает возможности дополнительного представления иных документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

 Заявитель в порядке п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона при условии извещения его ОИК мог внести дополнения в заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу, указав недостающие сведения, - идентификационный номер налогоплательщика, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и год ее окончания.

 Однако непредставление им в ОИК в установленный срок справки о расходах кандидата и его супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N546, а также первого финансового отчета в силу пп. «в» п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона является достаточным основанием для отказа в регистрации.

 Поскольку заявитель не представил в ОИК в установленный срок справку о расходах кандидата и его супруги по каждой сделке по установленной форме, а также первый финансовый отчет, то ОИК на основании пп. «в» п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона правомерно отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 Таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Т. не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления Т. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии ** Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 августа 2014 года.

 Председательствующий Болат-оол А.В.