Приморский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-32/2012
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
«28» февраля 2012 г. г. Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Нужденко Т.П.
при секретаре Петровой Е.В.
с участием прокурора Быковой Е.С.
представителя заявителя – Приморского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО1, представителя Избирательной комиссии Приморского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в лице представителя ФИО3 об оспаривании решений Избирательной комиссии Приморского края от 19 января 2012 года № 398/54, № 399/54 об образовании избирательных участков,
установил:
Приморское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» («КПРФ») в лице представителя ФИО3 обратилось в суд с заявлением об оспаривании решений Избирательной комиссии Приморского края от 19 января 2012 года № 398/54, № 399/534 об образовании на территории воинских частей избирательных участков для голосования на выборах Президента Российской Федерации.
В обоснование заявления указано, что в оспариваемых решениях Избирательная комиссия Приморского края предлагает командирам воинских частей № 16871, № 07001, № 74854, № 39255, № 71289, № 19288, № 24776, учитывая условия нахождения избирателей в удаленных от населенных пунктов местностях, в целях обеспечения реализации конституционного права на участие в выборах в соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ (с последующими изменениями) «О выборах Президента Российской Федерации» образовать на территории воинской части избирательные участки.
Заявитель считает, что указанные решения противоречат пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ, поскольку при сравнении географического положения образованных избирательных участков и месторасположения избирательных участков, на которых ранее предполагалось голосование военнослужащих выше обозначенных воинских частей, можно убедиться, что вновь образованные избирательные участки остались практически на том же месте.
Кроме того, в силу пунктов 5 и 2 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Соответственно, решения об образовании на территории воинских частей избирательных участков для проведения голосования по выборам Президента Российской Федерации должны были быть приняты не позднее 13 января 2012 года.
Пункт 4 статьи 25 названного Федерального закона устанавливает, что в труднодоступных или отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться территориальной комиссией в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации – не позднее чем за три дня до дня голосования. Избирательная комиссия Приморского края при принятии решения об образовании избирательных участков № 1353, № 1329, № 1360, № 1361, № 1362, № 1363, № 1364 никоим образом не обосновала в своем решении, в чем заключается исключительность случая при образовании вышеперечисленных избирательных участков.
Оспариваемые решения Избирательной комиссии Приморского края также противоречат пункту 9 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ. Поскольку ссылка на исключительность случая в решениях от 19 января 2012 года № 398/54, № 399/54 отсутствует, Избирательная комиссия Приморского края при образовании избирательных участков должна была исходить из норм, указанных в пункте 2 статьи 25 Закона. Таким образом, вышеперечисленные избирательные участки могли быть образованы Избирательной комиссией Приморского края не позднее 16 января 2012 года.
Ссылаясь на указанные доводы, а также на положения части 1 статьи 259 ГПК РФ о лицах, имеющих право обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав, заявитель просит признать незаконными и отменить решения Избирательной комиссии Приморского края от 19 января 2012 года № 398/54, № 399/54 «Об образовании на территории воинских частей избирательных участков для проведения голосования по выборам Президента Российской Федерации».
В суде представитель Приморского краевого отделения политической партии «КПРФ» ФИО1 доводы заявления поддержал в полном объеме по тем же основаниям.
Представитель Избирательной комиссии Приморского края ФИО2 с доводами заявления не согласился.
В обоснование возражений против заявления указал, что оспариваемые заявителем решения приняты Избирательной комиссией Приморского края в соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ. Основанием для принятия оспариваемых решений послужили обращения территориальных избирательных комиссий города Уссурийска и Черниговского района с просьбами принять решение об образовании избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Данные обращения территориальных избирательных комиссий были подготовлены с учетом инициативы командиров соответствующих воинских частей об образовании избирательных участков на подведомственных им территориях.
Оспариваемые решения не могут создавать препятствий для Приморского краевого отделения политической партии «КПРФ» в назначении им наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 16 и пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ региональные отделения политических партий не наделены правом назначения наблюдателей и членов избирательных комиссий при проведении выборов Президента Российской Федерации.
Считает, что поскольку региональные отделения политических партий не являются избирательными объединениями на выборах Президента Российской Федерации, то есть не представляют собой субъектов избирательного процесса в рамках данной избирательной компании, они не могут обращаться в суд с жалобами на нарушение избирательных прав.
Указал, что заявителем никак не обосновано, каким образом оспариваемые решения нарушают избирательные права избирателей Уссурийского городского округа и Черниговского района.
Оспариваемые решения приняты по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ (то есть после 13 января 2012 года), поскольку соответствующие обращения территориальных избирательных комиссий города Уссурийска и Черниговского района поступили в избирательную комиссию Приморского края позднее данного срока. При этом Избирательная комиссия Приморского края действовала в соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ, который предусматривает, что избирательные участки могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей в срок, установленный пунктом 2 статьи 25, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня голосования. Закон не обязывает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обосновывать в своих решениях исключительность возникающих ситуаций. Сам факт принятия решения после 13 января 2012 года свидетельствует об исключительности сложившихся обстоятельств.
Полагал, что в оспариваемых решениях содержалось лишь предложение рекомендательного характера для командиров воинских частей об образовании избирательных участков на подведомственных им территориях, подготовленное с учетом того, что они предварительно дали согласие территориальным избирательным комиссиям на образование таких избирательных участков. Принятие оспариваемых решений является одним из этапов, обязательных в случае образования избирательных участков в воинских частях. Окончательное решение об образовании избирательных участков принимает командир соответствующей воинской части путем издания собственного приказа.
В настоящее время избирательные участки по выборам Президента Российской Федерации образованы лишь в двух воинских частях из перечисленных в оспариваемых решениях (воинские части – 16871 Черниговского района и 71289 города Уссурийска).
Просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителя Приморского краевого отделения политической партии «КПРФ» ФИО1, представителя Избирательной комиссии Приморского края ФИО2, заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления надлежит отказать по следующим основаниям.
Оспариваемыми заявителем решениями Избирательной комиссии Приморского края от 19 января 2012 года командирам воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, предложено образовать на территории воинских частей избирательные участки для голосования на выборах Президента Российской Федерации: воинская часть № 07001 – избирательный участок № 1329, воинская часть № 74854 – избирательный участок № 1360, воинская часть № 39255 – избирательный участок № 1361, воинская часть № 71289 – избирательный участок № 1362, воинская часть № 19288 – избирательный участок № 1363, воинская часть № 24776 – избирательный участок № 1364 (решение № 398/54); воинская часть № 16871 – избирательный участок № 1353 (решение № 399/54).
Обращаясь в суд за оспариванием данных решений, Приморское краевое отделение партии «КПРФ» сослалось на общие положения части 1 статьи 259 ГПК РФ, наделяющие региональные отделения политических партий наряду с другими лицами правом обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав.
При этом в заявлении не указано, какие именно права Приморского краевого отделения партии «КПРФ» нарушены оспариваемыми решениями краевой избирательной комиссии. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что оспариваемые решения создают дополнительные неудобства краевому отделению «КПРФ», которое имеет право назначать своих наблюдателей и членов избирательных комиссий.
Между тем, как следует из пункта 1 статьи 16 и пункта 8 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ, региональные отделения политических партий не наделены правом назначения наблюдателей и членов избирательных комиссий при проведении выборов Президента Российской Федерации.
В чем конкретно состоит нарушение прав краевого отделения «КПРФ» оспариваемыми решениями, представитель заявителя ответить затруднился.
Таким образом, Приморским краевым отделением «КПРФ» не приведено заслуживающих внимания доводов о нарушении его прав оспариваемыми решениями Избирательной комиссии Приморского края, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Суд не находит оснований к признанию оспариваемых заявителем решений незаконными и по существу.
Пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено, что военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые решения приняты в соответствии с пунктом 5 статьи 25 названного Федерального закона на основании обращений о том территориальных избирательных комиссий города Уссурийска (решение № 398/54) и Черниговского муниципального района (решение № 399/54), что подтверждается представленными Избирательной комиссией Приморского края соответствующими обращениями, которые в свою очередь, основывались на обращениях командиров воинских частей, что заявителем не оспаривается.
Таким образом, данные решения приняты Избирательной комиссией Приморского края в пределах полномочий, которыми она наделена пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о нарушении Избирательной комиссией Приморского края требований закона о сроках принятия настоящих решений.
Пункт 5 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ при установлении общего срока образования избирательных участков, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи (не позднее чем за 50 дней до дня голосования), предусматривает возможность в исключительных случаях образования избирательных участков на территориях воинских частей в срок не позднее чем за пять дней до дня голосования. Установленный данной нормой специальный срок Избирательной комиссией Приморского края при принятии оспариваемых решений не нарушен.
Суд находит убедительными доводы Избирательной комиссии Приморского края, что решения об образовании избирательных участков на территориях воинских частей могли быть приняты ею только после поступления соответствующих обращений территориальных избирательных комиссий, основанных на обращениях командиров воинских частей.
Ссылка заявителя на нарушение Избирательной комиссией Приморского края сроков, установленных пунктами 4 и 9 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 119-ФЗ, безосновательна, поскольку данные положения Закона к срокам образования избирательных участков на территориях воинских частей применению не подлежат.
Суд также соглашается с доводами Избирательной комиссии Приморского края, что обязывающего характера оспариваемые решения от 19 января 2012 года № 398/54 и № 399/54 не имеют, вынесены в форме предложения, фактически являются рекомендательными. При наличии указанных решений краевой избирательной комиссии вопрос об образовании избирательного участка на территории воинской части решался каждым командиром соответствующей воинской части самостоятельно, что следует, в том числе, и из того, что командиром воинской части № 74854 избирательный участок на территории воинской части образован не был, а командирами воинских частей № 07001, № 19288, № 24776, № 39255 изданные ими приказы о создании на территории вверенных им воинских частей избирательных участков впоследствии ими же отменены.
Таким образом, оспариваемые решения сами по себе не могут повлечь нарушение избирательных прав граждан и заявителя, а потому суд не находит оснований к их отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197, 198, 260.1, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Приморского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в лице представителя ФИО3 о признании незаконными и отмене решений Избирательной комиссии Приморского края от 19 января 2012 года № 398/54, № 399/54 «Об образовании на территории воинских частей избирательных участков для проведения голосования по выборам Президента Российской Федерации» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Т.П. Нужденко
Копия верна
Судья Т.П. Нужденко