УИД 71RS0021-01-2021-000577-22
Дело № 3-322с/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Алексеевой Т.В.,
при секретаре Соколовой Е.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании доплаты отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении по сокращению штатов, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат и морального вреда, обязании произвести удержание налога,
у с т а н о в и л:
ФИО1 16.02.2021 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании доплаты отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении по сокращению штатов, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, обязании произвести удержание налога с указанных выплат, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что ФИО1 с 12.09.2001 замещала должности государственной гражданской службы в налоговых органах Тульской области, с 20.06.2019 замещала должность <данные изъяты>
Приказом Межрайонной ФНС России №9 по Тульской области № от 24.12.2020, ФИО1 уволена с 31.12.2020 с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе).
При увольнении на основании пункта 3.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> и компенсация за неиспользованный отпуск за 31,5 календарных дня – <данные изъяты>
При получении выплат, связанных с увольнением ФИО1 стало известно о том, что при начислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск, а также при начислении ежегодных отпускных за периоды с 25.02.2020 по 06.03.2020, с 29.06.2020 по 17.07.2020, с 11.11.2020 по 13.11.2020, с 16.11.2020 по 04.12.2020, в составе ее месячного денежного содержания не учитывались полученные средства материального стимулирования и премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, в связи с чем выплаты были произведены ей в заниженном размере.
Ссылаясь на данные обстоятельства, ФИО1 просила о взыскании с Управления доплаты отпускных за 2020г. в сумме <данные изъяты> доплаты компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) – <данные изъяты>.; компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – <данные изъяты> взыскании процентов в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ за задержку причитающихся выплат по состоянию на дату подачи иска в размере <данные изъяты> начислении процентов с 11.02.2021 по дату фактического исполнения судебного решения; возложении обязанности по удержанию с указанных выплат налога и перечислении в соответствующие бюджеты РФ; взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> (Т.1, л.д.5-16).
Решением Узловского городского суда Тульской области от 11.06.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 27.10.2021, с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу ФИО1 взыскано денежное содержание за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в 2020г. в размере <данные изъяты> компенсация при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере <данные изъяты> компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> компенсация за задержку выплат – <данные изъяты> компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> на Управление возложена обязанность по начислению и выплате денежной компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ, начиная с 11.02.2021 по день фактического расчета, а также по удержанию налогов со взысканных выплат в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислению в соответствующие бюджеты РФ (Т.1, л.д. 245-253, Т.2, л.д. 104-113).
Определением от 31.03.2022 судебное решение от 11.06.2021 отменено в связи с новыми обстоятельствами; определением от 07.06.2022 дело передано по подсудности на рассмотрение в Тульский областной суд в качестве суда первой инстанции (Т.2, л.д. 253-255, Т.3, л.д. 28-31).
Определением от 15.07.2022 настоящее гражданское дело принято к производству областного суда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ГПК РФ.
Истец ФИО1 при рассмотрении дела в судебное заседание областного суда не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом посредством смс-сообщения.
Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований, с учетом представленных возражений и дополнений к ним.
Представитель третьего лица Федеральной налоговой службы Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен, ранее в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что ФИО1 в 2020г. отпускные были начислены правильно, окончательный расчет при увольнении произведен с нею в полном объеме; оснований для включения в расчет денежного содержания истца выплаченных ей в период прохождения государственной гражданской службы средств материального стимулирования и премий за счет средств материального стимулирования не имеется, поскольку эти выплаты не входят в установленный фонд оплаты труда, осуществляются за счет специальных средств федерального бюджета и не являются ни премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, ни дополнительными выплатами, входящими в состав денежного содержания в силу пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ; выплаты не носят постоянного характера, их размер изменяется с учетом показателей работы.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, в письменных возражениях полагал требования ФИО1 необоснованными.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с 12.09.2001 ФИО1 замещала должности государственной гражданской службы в налоговых органах Тульской области (Т.1, л.д. 17-23).
С 20.06.2019 ФИО1 замещала должность <данные изъяты> области, о чем с ней был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы РФ.
Согласно п.п. 9-10 служебного контракта № от 10.12.2018, в редакции дополнительного соглашения от 20.06.2019, заключенного со ФИО1, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Т.1, л.д. 81-88).
Приказом от 10.02.2020 ФИО1 предоставлен ежегодный основной отпуск с 25.02.2020 по 06.03.2020; приказом от 10.06.2020 предоставлен ежегодный основной отпуск с 29.06.2020 по 17.07.2020; приказом от 27.10.2020 предоставлены ежегодные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день с 11.11.2020 по 13.11.2020 и за выслугу лет с 16.11.2020 по 25.11.2020, основной отпуск с 26.11.2020 по 04.12.2020 (Т.1, л.д. 93-96).
Приказом Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области № от 24.12.2020 ФИО1 уволена с 31.12.2020 с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе) (Т.1, л.д. 91-92).
При увольнении ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания по пункту 3.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ в сумме <данные изъяты> компенсация за неиспользованный отпуск за 31,5 календарных дня – <данные изъяты> (Т.3, л.д.70).
Также в период нахождения в отпусках ФИО1 были выплачены отпускные: ежегодный основной отпуск с 25.02.2020 по 06.03.2020 – <данные изъяты> (Т.3, л.д. 67); ежегодный основной отпуск с 29.06.2020 по 17.07.2020 – <данные изъяты> (Т.3, л.д.68); ежегодные дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день с 11.11.2020 по 13.11.2020 – <данные изъяты> за выслугу лет с 16.11.2020 по 25.11.2020 – <данные изъяты> ежегодный основной отпуск с 26.11.2020 по 04.12.2020 – <данные изъяты> (Т.3, л.д. 69).
Как установлено судом, в период прохождения гражданской службы ФИО1 как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России №9 по Тульской области, повышение эффективности налогового администрирования.
Указанные средства материального стимулирования и премии выплачивались в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих на 2019, 2020 годы, писем ФНС России (с отметкой для служебного пользования) и изданных в соответствии с ними приказов Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области (Т.1, л.д. 165-167, Т.3, л.д.115-129, 153-161).
На основании приказов Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области от 14.04.2019, 12.07.2019, 27.09.2019, 19.12.2019, 14.04.2020, 08.07.2020, 25.09.2020, 10.12.2020 о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих, в том числе ФИО1 выплачены средства материального стимулирования за 4 квартал 2018г., 1-4 кварталы 2019г., 1-3 кварталы 2020г. соответственно: <данные изъяты> (Т.1, л.д. 97-98, 105-106, 113-114,121-122,125-126, 131-132, 137-138, 143-144).
На основании приказов Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области от 14.04.2019, 08.05.2019, 24.06.2019, 26.07.2019, 12.08.2019, 23.09.2019, 28.10.2019, 20.11.2019, 20.12.2019, 25.03.2020, 25.05.2020, 22.06.2020, 17.08.2020, 09.09.2020, 09.10.2020, 17.11.2020, 16.12.2020 о премировании работников Инспекции, в том числе ФИО1 выплачены премии за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ФНС России №9 по Тульской области, повышение эффективности налогового администрирования, соответственно: <данные изъяты>. (Т.1, л.д. 99-104, 107-112, 115-120,123-124, 127-130,133-136, 139-142,145-146).
Полагая, что отпускные в 2020г., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск выплачены ей не в полном объеме, поскольку при расчете не учтены начисленные в 2019-2020г.г. средства материального стимулирования и премии, что привело к занижению размера денежного месячного содержания, и соответственно неправильному расчету отпускных и компенсационных выплат при увольнении, истец ФИО1 обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Возражая против иска, Управление настаивало на том, что средства материального стимулирования и премии являются самостоятельным видом выплат, не относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания, не входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего, и не учитываются при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении, поскольку не относятся к обязательной составляющей месячного оклада государственного служащего.
С учетом заявленных ФИО1 требований и возражений ответчика, наличии спора о составе денежного содержания государственного гражданского служащего для исчисления отпускных и компенсационных выплат при увольнении, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу относится определение правовой природы произведенных Инспекцией выплат материального стимулирования и премий в пределах дополнительных бюджетных ассигнований на 2019-2020г.г. в течение 12 месяцев перед очередными отпусками (с февраля 2019г. по январь 2020г., с июня 2019г. по май 2020г., с ноября 2019г. по октябрь 2020г. соответственно), а также в течении 12 месяцев перед увольнением (с января 2020 по декабрь 2020).
Правопреемником Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Тульской области является Управление ФНС России по Тульской области.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Названным Федеральным законом, в редакции, действующей на дату выплаты спорных сумм, закреплено право гражданского служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (пункт 4 части 1 статьи 14).
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих согласно части 3 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Пунктом 8 Указа №763, в редакции от 31.12.2019 определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа №763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Указа №763 Правительством Российской Федерации постановлением от 06.09.2007 №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (в редакции постановления от 10.07.2014 №642).
Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, федеральным законодателем на дату выплаты спорных сумм был определен состав денежного содержания гражданского служащего, где в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, являлась премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
При этом частью 10 статьи 50 поименованного Федерального закона предусматривалась возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.
Как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N АКПИ19-773, определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил № 562 устанавливающий исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).
С 2013г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
В частности, в абзаце 8 подпункта «р» пункта 2 Указа №601 отмечена необходимость установления особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, анализ приведенных выше нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
По ходатайству Управления судом в целях выяснения вопроса о правовой природе выплаченных в 2019-2020г.г. ФИО1 сумм материального стимулирования, премий и порядке их выплаты, в Аппарате Правительства Российской Федерации и ФНС России были запрошены копии (выписки) постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №, от 17.02.2020 №, от 10.06.2020 №, с грифом «секретно».
Представленные ФНС России во исполнение судебного запроса документы – выписки из вышеперечисленных постановлений Правительства Российской Федерации, имеющие гриф «секретно» исследованы судом, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от 03.10.2022.
Как следует из указанных выписок нормативные правовые акты – постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №, от 17.02.2020 №, от 10.06.2020 № содержат сведения о выделении в 2019 году, первом и втором полугодиях 2020 года федеральным государственным органам дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих (включая начисления на выплаты по оплате труда) сверх установленного фонда оплаты труда федеральных государственных служащих, в том числе центрального аппарата и территориальных органов ФНС России.
По результатам исследования и изучения предоставленных выписок из секретных правовых актов, суд усматривает, что постановления Правительства Российской Федерации не содержат положений, регламентирующих порядок выплаты средств материального стимулирования гражданским служащим и предусматривают выделение дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Положений о том, что выплаченные суммы материального стимулирования не входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего, и не учитываются при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении, исследованные нормативно-правовые акты не содержат.
Наоборот, из исследованных правовых актов усматривается, что дополнительные бюджетные ассигнования сверх установленных фондов оплаты труда выделены Правительством Российской Федерации на оплату труда государственных гражданских служащих.
Таким образом, проанализировав содержание вышеперечисленных постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №, от 17.02.2020 №, от 10.06.2020 № с грифом «секретно», в предоставленном объеме, суд полагает возможным сделать вывод о том, что указанное материальное стимулирование за счет выделенных дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а потому должно учитываться при исчислении денежного содержания государственных гражданских служащих в соответствии с п.п.6,8 Правил №562.
При этом суд исходит из того, что указанные ежегодные решения Правительства Российской Федерации направлены на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 по совершенствованию системы государственного управления, внедрению новой кадровой политики включающей, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих и единого подхода к осуществлению выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы, и имеют целью обеспечение стабильного материального положения государственных гражданских служащих, их мотивации.
Выплата средств материального стимулирования (1 раз в квартал) и премий за счет средств материального симулирования носит систематический характер; связана с исполнением должностных обязанностей и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, с учетом вклада каждого подразделения, личного вклада сотрудников в выполнение возложенных задач, и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий.
Тот факт, что указанные выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует о том, что указанные выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания государственных гражданских служащих.
Иное противоречило бы положениям части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 и изданным во исполнение него – постановлениям Правительства РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку выплаченное истцу в период с апреля 2019г. по декабрь 2020г. материальное стимулирование (премии) должно учитываться при расчете ее денежного содержания при исчислении отпускных за 2020г. и компенсационных выплат при увольнении, суд приходит к выводу, что истцу действительно не в полном объеме были начислены и выплачены суммы отпускных за периоды с 25.02.2020 по 06.03.2020, с 29.06.2020 по 17.07.2020, с 11.11.2020 по 13.11.2020, с 16.11.2020 по 04.12.2020, а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск.
Согласно п. 6 Правил № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" пункта 1 Правил (при увольнении в связи с сокращением должностей), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. При этом месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"-"г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д"-"ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (п.8 Правил № 562).
Так, судом установлено, что ФИО1 за период с 25.02.2020 по 06.03.2020 выплачены отпускные <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> за период с 29.06.2020 по 17.07.2020 выплачены отпускные <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> за период с 11.11.2020 по 13.11.2020 выплачены отпускные <данные изъяты> и за период с 16.11.2020 по 04.12.2020 выплачены отпускные <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> из расчета месячного содержания в размере <данные изъяты> (Т.3, л.д.54).
В то время как при исчислении отпускных за период с 25.02.2020 по 06.03.2020 в составе денежного содержания надлежало учитывать премии, средства материального стимулирования, выплаченные во 1-4 кварталах 2019г.; отпускных за период с 29.06.2020 по 17.07.2020 – премии, средства материального стимулирования, выплаченные во 2-4 кварталах 2019г., 1-2 кварталах 2020г.; отпускных за периоды с 11.11.2020 по 13.11.2020, с 16.11.2020 по 04.12.2020 – премии, средства материального стимулирования, выплаченные в 4 квартале 2019г., 1-4 кварталах 2020г.
В связи с чем, отпускные за период с 25.02.2020 по 06.03.2020 должны составлять <данные изъяты> отпускные за период с 29.06.2020 по 17.07.2020 должны составлять <данные изъяты> из расчета денежного содержания <данные изъяты> отпускные за период с 11.11.2020 по 13.11.2020 должны составлять <данные изъяты> и отпускные за период с 16.11.2020 по 04.12.2020 должны составлять <данные изъяты> из расчета денежного содержания <данные изъяты>. (Т.1, л.д. 173,174).
Поскольку при исчислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск в составе денежного содержания надлежало учитывать суммы премий и средств материального стимулирования, выплаченных в 2020г., то указанная компенсация при увольнении должна составлять <данные изъяты> из расчета денежного содержания <данные изъяты> компенсация за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> из расчета месячного содержания <данные изъяты> (Т.1, л.д. 171-172).
Расчет, заявленных в иске ФИО1 взысканию сумм соответствует расчету, представленному Управлением, принят судом и признан правильным (Т.1, л.д. 168,171-174).
При таких обстоятельствах, взысканию в пользу истца подлежит доплата отпускных за период с 25.02.2020 по 06.03.2020 в сумме <данные изъяты> отпускных за период с 29.06.2020 по 17.07.2020 в сумме <данные изъяты> отпускных за период с 11.11.2020 по 13.11.2020 в сумме <данные изъяты> отпускных за период с 16.11.2020 по 04.12.2020 в сумме <данные изъяты> доплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме <данные изъяты> доплата компенсации за неиспользованный отпуск – <данные изъяты>
Ссылка ответчика на подлежащий применению к данным правоотношениям пункт 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н, не может быть принята во внимание ввиду следующего.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Вместе с тем указанный Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008-2012 годах и в 2013 году.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В настоящем же деле установлено, что материальное стимулирование в 2019-2020 годах выплачено истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, и по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, поскольку производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
В связи с чем, материальное стимулирование, выплачиваемое во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 и материальное стимулирование, выплаченное в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, имеют различную правовую природу.
Доказательства, подтверждающие, что суммы материального стимулирования в спорные периоды выплачивались истцу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в соответствии с требованиями статей 55,56 ГПК РФ ответчиком не представлены.
Оценивая доводы Управления, суд принимает во внимание письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300, согласно которому из буквального толкования положений Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ.
Минтруд России в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка, придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.
Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Также суд учитывает и ответ первого заместителя Министра финансов РФ от 27.04.2021 №, в котором указано, что выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением ими должностных обязанностей, и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты).
С учетом вышеизложенного, суд исходит из того, что отсутствие в приказах о материальном стимулировании и премировании прямого указания о том, что оно произведено за выполнение особо важных и сложных заданий, не может служить основанием для начисления гражданским служащим отпускных и компенсационных выплат при увольнении в заниженном размере, учитывая правовую природу этих выплат.
При таких обстоятельствах доводы ответчика и третьего лица о том, что материальное стимулирование истца за счет дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, подлежат отклонению.
Требование истца о взыскании процентов за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса РФ, суд полагает не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статьи 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Принимая во внимание, что спорная часть отпускных и компенсационных выплат при увольнении истцу не начислялась, является спорной выплатой, суд приходит к выводу, что требование о взыскании компенсации за задержку выплаты заявленных ко взысканию в настоящем споре сумм в размере 3030,16 руб., а также о взыскании компенсации по дату фактического исполнения судебного решения нельзя признать основанным на законе.
Указанная позиция согласуется с судебной практикой вышестоящих судов (Определения судебной коллегии по гражданским делам 1 КСОЮ № 88-2600/2022 от 31.01.2022, №88-9233/2022 от 05.04.2022, №88-16319/2022 от 21.06.2022, №88-17566/2022 от 20.06.2022).
Оснований для взыскания компенсации после вынесения судебного решения и до фактического исполнения не имеется также и потому, что материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена (Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2019 №58-КГ19-4).
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд установив факт нарушения представителем нанимателя трудовых прав государственного гражданского служащего, выразившийся в занижении как сумм отпускных, причитающихся к выплате, так и компенсационных выплат при увольнении, в силу положений ст.ст.21,237,394 Трудового кодекса РФ полагает правильным взыскать с УФНС по Тульской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Определяя размер компенсации, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», принимает во внимание, что денежное содержание является основным источником материального обеспечения государственного гражданского служащего, длительность допущенного нарушения (на протяжении полутора лет); нарушение, гарантированного Конституцией РФ права на получение оплаты за труд в установленном размере, требования разумности и справедливости.
Взыскивая компенсацию не в заявленной сумме, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, степени нарушения ответчиком трудовых прав истца, отсутствия иных доказательств причинения нравственных и физических страданий (помимо установления факта нарушения трудовых прав) в результате выплаты не в полном размере отпускных за периоды с 25.02.2020 по 06.03.2020, с 29.06.2020 по 17.07.2020, с 11.11.2020 по 13.11.2020, с 16.11.2020 по 04.12.2020, и компенсационных выплат при увольнении.
С учетом положений статей 3, 19, 24, 226, 217 Налогового кодекса РФ и разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов РФ от 18.09.2020 №, удовлетворению подлежит требование ФИО1 о возложении на Управление обязанности по перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц при выплате взыскиваемых по решению суда сумм.
Поскольку первоначально вынесенное судебное решение по данному делу исполнялось и по платежным поручениям № от 29.11.2021, № от 29.11.2021, № от 30.11.2021, № от 30.12.2021 Управлением перечислено истцу соответственно: <данные изъяты>. (Т.3, л.д. 48-52), суд при новом рассмотрении иска ФИО1 полагает целесообразным считать настоящее решение исполненным в части взыскания отпускных, компенсационных выплат при увольнении, и удержании с них налога, взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу в пользу ФИО1 доплату отпускных за период нахождения в ежегодном основном отпуске с 25.02.2020 по 06.03.2020 – <данные изъяты> отпускных за период нахождения в ежегодном основном отпуске с 29.06.2020 по 17.07.2020 – <данные изъяты> отпускных за период нахождения в ежегодных дополнительных, основном отпусках с 11.11.2020 по 13.11.2020 – <данные изъяты> с 16.11.2020 по 04.12.2020 в сумме <данные изъяты> доплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении – <данные изъяты> доплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – <данные изъяты> компенсацию морального вреда – <данные изъяты>
Обязать УФНС по Тульской области произвести удержание с указанных выплат налога в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ.
В удовлетворении иска в остальной части ФИО1 отказать.
Считать решение исполненным в части взыскания отпускных, компенсационных выплат при увольнении, удержании с них налога и в части компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции (Первый апелляционный суд общей юрисдикции – 107996 <...>, ГСП-6, для корреспонденции 119991, <...>, ГСП-1) в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тульский областной суд.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 07.10.2022.