ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-32/15 от 16.09.2015 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

дело №3-32/15

16 сентября 2015 года г. Владикавказ

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Багаевой С.В.,

при секретаре Туаевой Б.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился с заявлением в Верховный Суд РСО-Алания с привлечением в качестве заинтересованных лиц Правительство РСО-Алания, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания, АМС Правобережного района РСО-Алания, АМС Бесланского городского поселения РСО-Алания, Управление Росреестра по РСО-Алания, в котором просит:

- установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... по состоянию на 1 января 2009 года, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей,

- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости указанные сведения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании ст.56 КАС РФ, заявленные требования поддержали, указав в обоснование заявленного требования, что ФИО1 является собственником земельного участка и объекта недвижимости, расположенных по адресу: ...

Законный интерес ФИО1, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, состоит в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости земельного участка с показателем его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия является нарушением прав заявителя как правообладателя земельного участка, собственника и плательщика земельного налога.

Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Северная Осетия - Алания - ФИО3, действующий по доверенности № ... от 04.03.2015г., заявленные требования просил оставить без удовлетворения.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия – Алания ФИО4, действующая на основании доверенности №... от 01.07.2015г., заявленные требования просила оставить без удовлетворения.

Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по РСО-Алания ФИО5, действующая на основании доверенности ... от 28.01.2013г., заявленные требования просила оставить без удовлетворения, представив письменное возражение, в котором указала, что проведенная оценка спорного земельного участка и положительное экспертное заключение по нему не соответствуют требованиям закона, и не могут быть положены в основу решения суда. Оценщик использовал при проведении оценки только сравнительный подход, но обязан был использовать затратный, сравнительный и доходный оценки или обосновать отказ от использования того или иного подхода. При использовании сравнительного подхода оценщиком в качестве аналогов использованы земельные участки не сходные с объектом оценки, отсутствуют их кадастровые номера. Положительное экспертное заключение не содержит результаты проверки выбранных оценщиком методов оценки, достоверность информации.

Представители заинтересованного лица - Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания и АМС Бесланского городского поселения РСО-Алания в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.

Предусмотренный статьей 24.18 Закона №135-ФЗ судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации.

Материалами дела установлено следующее.

ФИО1 является собственником земельного участка и объекта недвижимости, расположенных по адресу: ..., согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16 марта 2000г., запись регистрации № ...

Кадастровая стоимость названного земельного участка в настоящее время определена в размере ... рублей, согласно данным кадастрового паспорта земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов,, разрешенное использование: для промышленного строительства, площадь ... кв.м.

Представленный заявителем отчет № ... от 02.06.2014г. индивидуального предпринимателя ... свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка и составляет ... рублей на дату оценки, т.е. на дату, когда была определена кадастровая стоимость.

К материалам дела приложено положительное экспертное заключение №... от 08 сентября 2014г. Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков «Экспертный совет» на указанный отчет.

Доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания о несоответствии оценки требованиям закона являются несостоятельными, поскольку при оценке земельных участков из земель населенных пунктов используется только сравнительный подход. Затратный подход не используется вообще, а доходный используется при оценке земель непосредственно приносящих доход, например, пахотных земель сельскохозяйственного назначения. В качестве аналогов взяты земельные участки, которые относятся к землям населенных пунктов и предназначены для коммерческой деятельности, расположены недалеко друг от друга.

Таким образом, доказательств того, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности в РФ и Федеральным стандартам оценки заинтересованными лицами не представлено.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

На основании постановления Правительства РСО-А от 24.10.2008 года №244 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов РСО-А» кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка была установлена на 01.01.2009 года. Именно по состоянию на указанную дату следует установить новую кадастровую стоимость данного участка, исходя из его рыночной стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, соответствующего его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...... по состоянию на 1 января 2009 года, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу... по состоянию на 1 января 2009 года, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Багаева

Копия верна судья С.В. Багаева

Решение вступило в законную силу «_____»_________________2015 г.

Судья С.В. Багаева