Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2012 года Самарский областной суд
в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Зелениной С.Ю.,
с участием прокурора Сукачевой О.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному и региональному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на ДД.ММ.ГГГГ годы расходного обязательства Самарской области по предоставлению из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, городских округов и бюджетам поселений в Самарской области субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов, городских округов и поселений в Самарской области по замене и модернизации узлов учета потребления природного газа, установленных на объектах газопотребления муниципальной собственности», свои требования прокурор обосновывает следующим.
Названным постановлением внесены изменения в постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в результате уменьшен общий объем субсидий с 244.082,86 тыс.руб. до 241.082,86 тыс.руб..
Согласно п.1 ст.5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря финансового года.
В силу ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансферов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ.
Пунктом 3 постановления №, в которое вносилось изменение оспариваемым постановлением, установлено, что исполнение расходных обязательств осуществляется Самарской областью в пределах предусмотренного главным распорядителем средств областного бюджета законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период общего объема бюджетных ассигнований соответственно на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Законом Самарской области №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ был принят областной бюджет на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый ДД.ММ.ГГГГ годов, которым установлен размер бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ год. Законом Самарской области №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ в Закон Самарской области №-ГД внесены изменения по уменьшению объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений в Самарской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов, городских округов и поселений в Самарской области по замене и модернизации узлов учета потребления природного газа, установленных на объектах газопотребления муниципальной собственности.
В связи с принятием Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый ДД.ММ.ГГГГ годов» Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № действовало до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.3 ст.242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Таким образом, правовые нормы о бюджетных ассигнованиях на ДД.ММ.ГГГГ год прекратили свое действие ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, прокурор полагает, что внесение изменений постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, утратившее силу ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства.
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель правительства Самарской области, представители министерства управления финансами Самарской области и министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заявленные требования не признали, считая их необоснованными. Представители ссылались на то, что постановление принято Правительством Самарской области в пределах полномочий, определенных законодательством. Кроме этого, внесение изменений в постановление правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № обусловлено необходимостью приведения подзаконного нормативного акта в соответствие с Законом Самарской области о бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и фактически носит технический характер. Считают, что постановление № нельзя считать утратившим силу, поскольку оно принято на неопределенный срок и является действующим.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Самарской области требований, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 БК РФ нормативные правовые акты бюджетного законодательства Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.
Согласно статье 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Также в статье 12 названный Кодекс определяет, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. При этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи (ст.242 БК РФ).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (ст.85 БК РФ).
В силу ст.139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с ч.4 названной нормы распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Законом Самарской области №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ» установлен размер бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ год. Во исполнение требований ст.ст.85 и 139 БК РФ, реализуя свои полномочия, правительством Самарской области ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об установлении на ДД.ММ.ГГГГ годы расходного обязательства Самарской области по предоставлению из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, городских округов и бюджетам поселений в Самарской области субсидий в целях софианансирования расходных обязательств муниципальных районов, городских округов и поселений в Самарской области по замене и модернизации узлов учета потребления природного газа, установленных на объектах газопотребления муниципальной собственности».
Названным постановлением в п.2 был установлен общий объем субсидий на каждый указанный год, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на указанные цели.
В соответствии с п.2 Порядка предоставление субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленном порядке министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период текущего финансового года, Законом Самарской области №-ГД были внесены изменения в Закон №-ГД, а именно, был уменьшен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений Самарской области в целях софиансирования расходных обязательств муниципальных районов, городских округов и поселений в Самарской области по замене и модернизации узлов учета потреблений природного газа, установленных на объектах газопотребления муниципальной собственности.
Оспариваемым по настоящему делу постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, уменьшен общий объем субсидий с 244 082,86 тыс.руб. до 241 082,86 тыс.руб., в том числе объем субсидий в ДД.ММ.ГГГГ году снижен с 100 116,89 тыс. руб. до 97 116,89 тыс.руб., и в приложение о распределении субсидий внесены изменения, касающиеся <адрес>, их размер в ДД.ММ.ГГГГ году снижен с 3 565, 45 тыс. руб. до 545,45 тыс.руб..
В соответствии со ст.35 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый ДД.ММ.ГГГГ годов» настоящий Закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ. Закон №-ГД утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый ДД.ММ.ГГГГ годов".
Учитывая требования ст.ст.5,12 БК РФ акты бюджетного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие в пределах текущего финансового года.
Оспариваемое прокурором постановление Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ вносит изменение в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в части объема субсидий, предоставляемых в ДД.ММ.ГГГГ году. Т.е., изменения внесены были после окончания финансового года, когда уже операции по исполнению бюджета ДД.ММ.ГГГГ года завершены.
В соответствии по ст.ст.2, 5, 12, 65, 85, 242 БК РФ образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия, в том числе по установлению объема субсидий и их распределению. Поэтому внесение изменений в нормативные правовые акты о бюджете должны производиться с соблюдением требований, установленных названными нормами БК РФ, т.е. в пределах финансового года.
В связи с изложенным, суд считает ошибочными доводы заинтересованных лиц о том, что внесение изменений в постановление № обусловлено необходимостью приведения подзаконного акта в соответствие с Законом Самарской области о бюджете на ДД.ММ.ГГГГ, фактически носит технический характер и, что постановление № на сегодняшний день является действующим, поскольку они основаны на неправильном толковании норм Бюджетного кодекса. В силу бюджетного законодательства у правительства Самарской области имелись полномочия на своевременное внесение изменений, т.е. в пределах финансового года, периодом которого и обусловлено действие нормативного акта.
В данном случае сложилась ситуация, что изменения внесены, кроме того, что после завершения операций по исполнению бюджета за пределами финансового года, еще и со ссылкой на приведение в соответствие с Законом Самарской области, последний на момент принятия оспариваемого постановления утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в силу ст.253 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку в нарушение требований ст.5 БК РФ оспариваемым постановлением внесены изменения в постановление Правительства Самарской области №, которое прекратило свое действие по окончании финансового ДД.ММ.ГГГГ. Постановление № подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении на ДД.ММ.ГГГГ года расходного обязательства Самарской области по предоставлению из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, городских округов и бюджетам поселений в Самарской области субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов, городских округов и поселений в Самарской области по замене и модернизации узлов учета потребления природного газа, установленных на объектах газопотребления муниципальной собственности».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Определением кассационной инстанции по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 05.09.2012 года решение оставлено без изменения, а апелляционные жалобы правительства Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 05.09.2012 года.