Дело №3-32/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Владимир 07 августа 2013 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В..
с участием прокурора Ярцева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, от 31 июля 2013 года №119/716 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1» и о возложении обязанности на указанную избирательную комиссию зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2013 года №165 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва на 8 сентября 2013 года.
31 июля 2013 года постановлением территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) округа Муром Владимирской области №119/716, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, ФИО1, выдвинутой региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10, отказано в регистрации.
ФИО1 обратилась во Владимирский областной с вышеуказанным заявлением. В обоснование ссылалась на то, что в заявлении о согласии баллотироваться указала о наличии у неё высшего образования. 18 июля 2013 года ТИК округа Муром Владимирской области приняла названное заявление с приложенными документами, среди которых была и копия диплома о высшем образовании на фамилию О.М.А. В последний день приёма документов на регистрацию, то есть 24 июля 2013 года до 18 часов, ею была сдана в упомянутую избирательную комиссию копия свидетельства о браке, подтверждающая факт изменения фамилии с О.М.А. на ФИО1. В извещении ТИК округа Муром Владимирской области от 26 июля 2013 года о выявленных недостатках в представленных документах, отсутствовали какие-либо замечания в части неполноты сведений или несоблюдения требований закона к документу, подтверждающему сведения об образовании. Вместе с тем 31 июля 2013 года ТИК округа Муром Владимирской области было принято оспариваемое постановление, с указанием того, что представленная копия диплома об образовании на фамилию О.М.А. не подтверждает сведения об образовании кандидата ФИО1, указанные в заявлении о согласии баллотироваться. Полагала данное постановление незаконным, в связи с неисполнением ТИК округа Муром Владимирской области обязанности по извещению заявителя о неполноте сведений об образовании, предусмотренной пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО2, допущенный к участию в деле по письменному заявлению доверителя, заявленные требования поддержали в полном объёме, дополнительно указав, что ТИК округа Муром Владимирской области могла сопоставить принадлежность документа об образовании заявителю на основании представленных копий диплома об образовании и свидетельства о браке.
ТИК округа Муром Владимирской области в письменных возражениях (т.1, л.д.166-171) и в устных пояснениях, данных её представителями по доверенности ФИО3 и ФИО4, являющимся председателем названной ТИК, в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявленных требований, находя оспариваемое постановление законным и обоснованным, полагая, что копия свидетельства о браке является новым документом, представленным дополнительно в ТИК, с нарушением сроков, установленных законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Избирательная комиссия Владимирской области в своём письменном отзыве (т.1, л.д.101-103), а также в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителем по доверенности ФИО5, согласилась с тем, что у ТИК округа Муром Владимирской области при наличии копии свидетельства о браке, подтверждающей факт изменения фамилии заявителя после выдачи ей диплома об образовании, отсутствовали законные основания для отказа в регистрации ФИО1, тем не менее в окончательном разрешении вопроса о законности оспариваемого постановления полагалась на усмотрение суда.
Представитель регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по доверенности ФИО6 поддержал доводы заявителя и её представителя, полагая заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения заявителя и её представителя, представителей ТИК округа Муром Владимирской области, Избирательной комиссии Владимирской области, регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области, исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьёй 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункт 1).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушениями требований закона (пункт 1.1).
В силу статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (пункт 2).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в статьях 28, 33 Избирательного кодекса Владимирской области.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области все документы для регистрации кандидата представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов.
Из материалов дела следует, что постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 14 мая 2013 года №59 на ТИК округа Муром Владимирской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва (т.1, л.д.138-146).
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10 от 24 июня 2013 года ФИО1, выдвинутая региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области, указала о наличии высшего образования (т.1, л.д.212).
Из копии подтверждения получения документов от кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу №10, представленному в суд ТИК округа Муром Владимирской области, видно, что данное заявление вместе с документами, в том числе подтверждающими, указанные ФИО1 сведения об образовании, были приняты ТИК округа Муром Владимирской области 18 июля 2013 года (т.1, л.д.211).
В подтверждение сведений о наличии высшего образования ФИО1 была представлена копия диплома **** от **** года об окончании **** государственного университета, выданного на фамилию О.М.А. (т.1, л.д.224).
24 июля 2013 года, в 17 часов 45 минут, то есть до истечения срока предоставления документов для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу (до 18 часов 24 июля 2013 года), ТИК округа Муром Владимирской области от ФИО1 была принята надлежащим образом заверенная председателем данной ТИК копия свидетельства о заключении брака, из которой следует, что Р.В.Ю. и О.М.А. **** года во **** заключили брак, о чём в книге регистрации актов о заключении брака **** произведена запись за № ****. После регистрации брака присвоены фамилии: мужу – Р., жене – ФИО1 (т.2, л.д.13,14).
26 июля 2013 года ТИК округа Муром Владимирской области №01-19/108 составлено извещение о выявленных недостатках документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1, не содержащее какие-либо замечания в части неполноты сведений или несоблюдения требований закона к документу, подтверждающему сведения об образовании, представленному заявителем. В извещении сообщалось, что заседание комиссии по вопросу регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва ФИО1 назначено на 31 июля 2013 года (т.2, л.д.21-23).
31 июля 2013 года ТИК округа Муром Владимирской области было принято постановление №119/716 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1», со ссылкой на то, что представленная копия диплома об образовании на фамилию О.М.А. не подтверждает сведения об образовании кандидата ФИО1, указанные в заявлении о согласии баллотироваться, что в свою очередь, в соответствии с подпунктом «в» статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, подпунктом «в» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата) является основанием для отказа в регистрации (т.2, л.д.24,25).
Вместе с тем в процессе рассмотрения дела судом доподлинно установлено, что с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, предоставляющим кандидату право вносить по собственной инициативе уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, ФИО1 уточнены сведения об образовании, путём предоставления копии свидетельства о заключении брака, подтверждающего факт изменения фамилии с О.М.А. (содержащейся в дипломе об образовании) на ФИО1
О возможности уточнения и дополнения сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, говорится и в разъяснении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года №203/1272-4.
При таких обстоятельствах законных оснований для отказа ФИО1 в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10 у ТИК округа Муром Владимирской области не было, поэтому принятое этой комиссией оспариваемое постановление подлежит отмене, с возложением на ТИК округа Муром Владимирской области обязанности зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10, по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, от 31 июля 2013 года №119/716 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1».
Обязать территориальную избирательную комиссии округа Муром Владимирской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10, по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда подпись Д.А.Завьялов
Верно. Судья Д.А.Завьялов