Дело №3-48/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Ивановой М.О.
с участием:
прокурора прокуратуры Волгоградской области Елансковой Л.Ф.
представителя заявителя-
зарегистрированного кандидата
в депутаты Волгоградской областной
Думы по Дзержинскому одномандатному
округу №15 ФИО1 ФИО2
представителей Территориальной
избирательной комиссии
Дзержинского района г.Волгограда ФИО3
И.И.РА.
зарегистрированного кандидата
в депутаты Волгоградской
областной Думы по Дзержинскому
одномандатному округу №15 ФИО4,
представителя Волгоградского отделения
политической партии КПРФ ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 05 августа 2014 года гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному округу №15 ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 22 июля 2014 года № 74/710 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15 ФИО4, выдвинутого избирательным объединением – Волгоградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,
установил:
Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.2014 г. № 116/5301 на 14.09.2014 г. были назначены выборы депутатов Волгоградской областной Думы. Данное постановление в установленном законом порядке было опубликовано в газете «Волгоградская Правда» №103 от 10.06.2014 г.
Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 10.06.2014г. № 168/998-5 на территориальную избирательную комиссию Дзержинского района города Волгограда возложены полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15.
Постановлением от 22.07.2014г. № 74/710 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15 ФИО4, выдвинутый избирательным объединением - Волгоградское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
ФИО1, так же являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по тому же Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15, обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного выше постановления от 22.07.2014г. № 74/710, поскольку, по мнению заявителя, оно нарушает его избирательные права.
В обоснование указано, что в нарушение требований п.1 ст. 58 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции Федерального закона от 07.05.2013г. № 102-ФЗ) кандидатом ФИО4 избирательный фонд в установленном порядке создан не был, поскольку договор о специальном избирательном счёте был подписан от его имени лицом, не наделённым надлежащими полномочиями. Нотариально удостоверенной доверенностью, оформленной кандидатом на своего уполномоченного по финансовым вопросам ФИО6, последний уполномочен быть представителем по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Волгоградской городской Думы. В связи с указанным, по мнению заявителя, договор о специальном избирательном счете № <...> не может быть признан заключенным поскольку существенные условия такого договора между указанными сторонами не согласовывались.
Кроме того, по мнению заявителя, в нарушение п.п. «в» и «ж» п.24 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» при регистрации кандидата ФИО4 ТИК Дзержинского района г. Волгограда не учел отсутствие среди документальных материалов, поступивших для уведомления о выдвижении регистрации данного кандидата, таких обязательных документов, как первый финансовый отчёт и надлежащий документ, подтверждающий место работы (род занятий) кандидата, поскольку имеющийся финансовый отчёт составлен по форме, утратившей юридическую силу и утверждённой для проведения муниципальных выборов, отсутствует дата на которую представлен отчет, подписан ФИО6, не имеющим на это полномочий; в строках первого финансового отчета с шифром 20,30, 340,380 в графе «Сумма» указаны противоречащие цифровые показатели; в преамбуле финансового отчета указано на наименование избирательной компании-выборы «в органы местного самоуправления», в связи с которой он представлен; первый финансовый отчет не подтвержден банковской справкой; а в справке, подтверждающей место работы, указано название организации, не соответствующее названию, указанному кандидатом ФИО4, и подписана данная справка не надлежащим лицом.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 доводы изложенные в заявлении поддержала, в связи с чем, по мнению представителя заявителя, указанное являлось для ОИК основанием для отказа в регистрации кандидата по основаниям указанным в п.п. «в» и «ж» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и права на участие в референдуме» (в редакции Федерального закона от 07.05.2013г. № 102-ФЗ).
В судебное заседание не явились заявитель, представители Волгоградской областной избирательной комиссии, политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости», нотариус ФИО7, представитель Волгоградского отделения №8621 ОАО «Сбербанк России». Все участники процесса извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не известили. Заявитель представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. При таких данных, с учетом мнения участников процесса, заключения прокурора, полагавших возможным рассмотреть дело по существу, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Нотариус ФИО7 представила в суд письменный отзыв, в котором указано, что 03.07.2014г. по реестру № 3Д-1237 ею была удостоверена доверенность от имени ФИО4 на ФИО6 на представительство по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах депутатов. При удостоверении доверенности была допущена техническая ошибка: вместо «Волгоградской областной Думы» было напечатано «Волгоградской городской Думы». По просьбе доверителя –ФИО4 техническая ошибка была оговорена в соответствии с п.4 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 15 марта 2000г. № 91. (л.д.187)
Представители территориальной избирательной комиссии Дзержинского района города Волгограда, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15 (далее ОИК), ФИО8 и ФИО3 возражали по доводам, изложенным в заявлении ФИО1, просили оставить требования без удовлетворения. В обоснование указано, что ФИО4 в ОИК представлены все необходимые сведения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ. Неполнота представленных сведений не являлась основанием для отказа в регистрации кандидату ФИО4 Последний не извещался ОИК о необходимости устранения недостатков в представленных документах, в связи с чем оснований для отказа в регистрации также не было.
ФИО4 поддержал свои возражения, просили оставить заявление без удовлетворения, указав, что требования заявлены по формальным основаниям. Полномочия его уполномоченного ФИО6 были надлежаще оформлены. Ошибка в доверенности была устранена и при открытии счета 04.07.2014 в Сбербанк при заключении специального избирательного счета была представлена надлежаще оформленная доверенность. Представленные в ТИК документы содержат полную информацию, требуемую законом. Бланк финансового отчета заполнен рукописным способом, содержит достоверные сведения. Место работы в заявлении и справке отражены полностью и надлежаще.
Представитель Волгоградского отделения политической партии «КПРФ» ФИО5 поддержал возражения, пояснив, что кандидатом ФИО4, выдвинутым от политической партии «КПРФ», в ОИК представлены все необходимые документы, содержащие достоверную полную информацию. Недостатки в работе ОИК не могут служить основанием для нарушения прав кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы ФИО4
Представитель Волгоградского отделения №8621 ОАО «Сбербанк России» ФИО9, присутствуя в предварительном судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснив суду, что нарушений действующего законодательства при открытии специального избирательного счета на имя кандидата ФИО4 банком допущено не было, при заключении договора сотрудники банка руководствовались Порядком открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Волгоградской областной Думы, утвержденным Избирательной комиссией Волгоградской области. Уполномоченным по финансовым вопросам кандидата в депутаты ФИО4 – ФИО6 при заключении договора об открытии счета 04.07.2014 были представлены все необходимые документы для открытия специального избирательного счета в том числе доверенность, на оборотной стороне которой нотариусом была устранена ошибка в указании уровня проводимых выборов.
Выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы доверителя, возражения всех явившихся заинтересованных лиц, отзывы неявившихся лиц, исследовав представленные суду доказательства, заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 и 1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом. (в ред. Федеральных законов от 05.12.2006 N 225-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 22.04.2010 N 63-ФЗ, от 20.03.2011 N 38-ФЗ, от 02.05.2012 N 41-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 05.05.2014 N 95-ФЗ, от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
1.1. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. (п. 1.1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 95-ФЗ)
Как следует из п.п. «в» и «ж» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одними из оснований отказа в регистрации кандидата являются:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
(пп. "в" в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
Судом установлено.
Постановлением от 03 июля 2014 г. № 68/695 территориальной избирательной комиссии Дзержинского района города Волгограда зарегистрирована кандидатура уполномоченного по финансовым вопросам от кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы: ФИО4 – уполномоченный по финансовым вопросам ФИО6.(л.д.105)
Доверенностью от 03 июля 2014г., удостоверенной нотариусом ФИО7, ФИО4 уполномочил ФИО6 быть представителем по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах, с учетом внесенных на обратной стороне доверенности исправлений, депутатов Волгоградской областной Думы. Исправления внесены нотариусом ФИО7, которой оформлена первоначально доверенность. (л.д.103)
Согласно постановлению от 03 июля 2014г. № 68/694 ОИК Дзержинского района г.Волгограда, кандидату в депутаты на выборах Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15 ФИО4 разрешено открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда в Волгоградском отделении № 8621/0003 ОАО «Сбербанк России», расположенном по адресу 400137, <...>. (л.д.191)
ФИО4, в лице его уполномоченного по финансовым вопросам ФИО6, заключен договор от 04 июля 2014 года специального избирательного счета кандидата № <...>. (л.д.195-195)
Согласно выписки из специального лицевого счета, выданного дополнительным офисом № 8621\03 Сбербанка, на 04 июля 2014г. поступило <.......>., списано <.......>., остаток 4000руб.(л.д.81)
При данных обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы заявителя и его представителя о том, что кандидатом ФИО4 не создан избирательный фонд.
Доводы заявителя об отсутствии у ФИО6 полномочий на открытие специального избирательного счета в связи с ненадлежащим оформлением полномочий уполномоченного в нотариальной доверенности, вследствие чего, по мнению заявителя, не может быть признан заключенным договор об открытии специального избирательного счета, суд находит несостоятельными. Из материалов дела приведенных выше: копии договора от 04.07.2014г. об открытии специального избирательного счета, копии доверенности оставленной в офисе № 8621\03 Сбербанка на 04 июля 2014г., следует, что на момент совершения значимых действий по оспариваемой доверенности ошибка в последней была устранена путем исправления, внесенного соответствующим нотариусом.
Согласно п.9 ст.59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
В силу п.п. «д» п.1 ст.28 Закона Волгоградской области от 25.10.2008 № 1751-ОД «О выборах депутатов Волгоградской областной Думы» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию в числе других следующие избирательные документы:
д) первый финансовый отчет кандидата, представляемый в порядке, определенном пунктами 2 и 3 статьи 53 настоящего Закона;
(в ред. Закона Волгоградской области от 09.07.2013 N 78-ОД)
В соответствии с п.п. «а» п.2 и 3 статьи 53 указанного закона Волгоградской области:
2. Кандидаты, избирательные объединения представляют в соответствующие окружные избирательные комиссии (Избирательную комиссию Волгоградской области) свои финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью:
а) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Законом порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
3. Финансовый отчет кандидата представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Если кандидат утратил свой статус, обязанность представления финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. Обязанность представления финансового отчета избирательного объединения возлагается на уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам.
(в ред. Закона Волгоградской области от 09.07.2013 N 78-ОД)
Как следует из подтверждения ОИК Дзержинского района г.Волгограда от 14 июля 2014г. от ФИО4 приняты для регистрации последнего документы, в том числе первый финансовый отчет на 3-х листах(л.д.70), который содержит сведения о движении по счету. Отчет заверен уполномоченным ФИО6 и указана дата 14.07.2014г. Бланк финансового отчета выполнен печатным способом, сведения о поступлении и расходовании средств внесены рукописным способом. (л.д.72-74)
При таких данных суд приходит к выводу о том, что кандидатом ФИО4 и его уполномоченным по финансовым вопросам ФИО6 в ОИК представлен первый финансовый отчет соответствующий установленным законом требованиям.
Бланк, на котором выполнен первый финансовый отчет, представленный ФИО4, в лице его уполномоченного ФИО6, по форме, структуре и содержанию полностью аналогичен отчету представленному в избирательную комиссию заявителем ФИО1
Из объяснений ФИО4 и представителей ТИК по Дзержинскому району следует, что дата 14.07.2014г., на которую составлен отчет, указана уполномоченным в конце отчета, что не влечет недействительность первого финансового отчета. Отчет представлен в пределах срока, предусмотренного законом.
Указанное подтверждается материалами дела.(л.д.72-74)
Доводы заявителя о непредставлении кандидатом ФИО4 первого финансового отчета, отсутствие даты на которую составлен данный отчет, наличие противоречивых сведений в отчете, выполнении указанного отчета на бланке по выборам в Волгоградскую городскую Думу, суд, в силу изложенных выше обстоятельств и исследованных доказательств, признает несоответствующими фактическим данным и необоснованными.
Ссылка на отсутствие банковской справки в подтверждение движения по счету так же несостоятельна. Справка банка своевременно представлена в ОИК(л.д. 81) и содержит сведения о движении средств по счету. Данное обстоятельство признала представитель заявителя в судебном заседании.
В документах, представленных кандидатом ФИО4 в ОИК, имеется выписка по специальному избирательному счету со сведениями за период с 04.07.2014 до 24.07.2014. Операции по данному счету в указанный период не проводилось.(л.д.100)
В связи с указанным суд приходит к выводу о том, что справка (выписка) по специальному избирательному счету подтверждает сведения, содержащиеся в первом финансовом отчете кандидата по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Согласно п.п. «б» п.2.2. ст.33 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», к заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются: б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. (п.2.2 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 95-ФЗ)
Согласно сведений, содержащихся в заявлении кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы ФИО4, основным местом его работы, занимаемая должность – Адвокатская палата Волгоградской области, Волгоградская областная коллегий адвокатов, заведующий адвокатской консультацией № 22.(л.д.30)
Как следует из справки с места работы кандидата ФИО4 – адвокатской палаты Волгоградской области, последний является адвокатом и состоит в должности заведующего филиалом «Адвокатской консультации №22» Волгоградской областной коллегии адвокатов. Справка от 02.06.2014 подписана президентом адвокатской палаты Волгоградской области ФИО10. (л.д.37)
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются печатями указанных адвокатских образований на справках (л.д.37, 38)
При таких данных доводы заявителя и его представителя о том, что кандидатом в депутаты ФИО4 представлены ненадлежащие документы о месте работы и занимаемой должности в несуществующей организации, противоречат фактическим данным в связи с чем признаются судом несостоятельными.
ОИК Дзержинского района города Волгограда после принятия документов для регистрации от кандидата в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу №15 ФИО4 о выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, в установленный законом срок ( не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата), не извещал указанного кандидата.
При таких обстоятельствах, с учетом положений п.1.1. ст.38 и п.п. «в» и «ж» п.24 ст.38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые предусматривают основания отказа в регистрации кандидата в депутаты при отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; (пп. "в" в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ); несоздание кандидатом избирательного фонда, суд приходит к выводу о том, что кандидатом ФИО4 в избирательную комиссию представлены все необходимые документы, создан избирательный фонд. Недостатки которые имелись в оформлении в силу требований закона не являлись основаниями для отказа в регистрации кандидата ФИО4, а доводы заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2 не могут служить основанием для признания незаконным и отмены постановления территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 22 июля 2014 г. № 74/710 «О регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15 ФИО4».
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 22 июля 2014 г. № 74/710 «О регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу № 15 ФИО4» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 5 дней через Волгоградский областной суд.
Судья: М.Б. Гайдаров