ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-32/2015 от 06.07.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 06 июля 2015г. по делу № 3-32/2015г.

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием прокурора Багамаева А.М.,

при секретаре Рамазанове Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании подпункта 3 пункта 1 статьи 36, подпунктов 3 и 4 пункта 2 и пункта 4 статьи 38, пунктов 1 и 2 статьи 39, пункта 1 статьи 40 и статьи 44 Закона Республики Дагестан от 02 февраля 2010 года № 8 «О Конституционном Суде Республики Дагестан»,

установил:

21 января 2010 года Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан «О Конституционном Суде Республики Дагестан» (далее – Закон Республики Дагестан или Закон).

02 февраля 2010 года Закон подписан Президентом Республики Дагестан под № 8, после чего был официально опубликован в газете «Дагестанская правда», № 41-42, 05.02.2010г.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 36 Закона к направляемому в Конституционный Суд Республики Дагестан обращению прилагается документ об уплате государственной пошлины.

Согласно подпунктов 3 и 4 пункта 2 статьи 38 Закона Конституционный Суд Республики Дагестан уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Закона в случаях, если обращение исходит от ненадлежащего органа или лица, либо если оно не оплачено государственной пошлиной.

Пункт 4 статьи 38 Закона Республики Дагестан предусматривает, что после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Республики Дагестан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона председатель Конституционного Суда Республики Дагестан в порядке, установленном Конституционным Судом Республики Дагестан, поручает одному или нескольким судьям Конституционного Суда Республики Дагестан предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее месяца со дня регистрации обращения.

Предварительное изучение обращений судьей (судьями) Конституционного Суда Республики Дагестан, в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона, является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Республики Дагестан.

Согласно пункту 1 статьи 40 Закона решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Республики Дагестан в заседании не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями) Конституционного Суда Республики Дагестан.

Пунктом 1 статьи 44 Закона предусмотрено, что решение о назначении дела к слушанию в заседании Конституционного Суда Республики Дагестан принимается не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. Конституционный Суд Республики Дагестан может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Закона Конституционный Суд Республики Дагестан самостоятельно определяет сроки рассмотрения дела, принятого к слушанию, если иное не указано в настоящем Законе.

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанных положений Закона Республики Дагестан недействующими по мотиву их противоречия положениям пункта 3 статьи 2, пункта 1 статьи 9, пункта 7 статьи 11 и пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ). Полагая, что порядок рассмотрения обращений в Конституционном Суде Республики Дагестан не должен противоречить порядку, установленному Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, заявитель указывает, что оспариваемые нормы Закона Республики Дагестан препятствуют в реализации его права на обращение в Конституционный Суд Республики Дагестан о нарушении его конституционных прав.

В письменных возражениях на заявление представитель Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности ФИО2 просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать, полагая доводы заявления необоснованными.

В судебном заседании ФИО1 свое заявление поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности ФИО2 и представитель Главы Республики Дагестан по доверенности ФИО3 в судебном заседании просили в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы заявления и письменных возражений на него, исследовав материалы дела, проверив и оценив содержание оспариваемых частей нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Багамаева А.М., полагавшего заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления.

Положениями пункта 3 статьи 2, пункта 1 статьи 9, пункта 7 статьи 11 и пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на соответствие которым заявитель просит проверить оспариваемые им положения Закона Республики Дагестан, установлено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение гражданина Российской Федерации подлежит обязательному бесплатному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, а также закреплено право гражданина на повторное обращение в соответствующие государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в случае, если причины, по которым не мог быть дан ответ по существу поставленных в первоначальном обращении вопросов, были устранены в последующем.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Указывая на то обстоятельство, что порядок направления и рассмотрения обращений в Конституционном Суде Республики Дагестан регулируется не федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а Законом Республики Дагестан, заявитель полагает, что порядок рассмотрения обращений в Конституционном Суде Республики Дагестан не должен противоречить порядку, установленному Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ.

Указанный довод заявления суд считает необоснованным и свидетельствующим об ошибочном толковании заявителем норм материального права.

Согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы установления системы судебной власти, а также порядка ее организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации.

В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

В силу части 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 27 указанного выше Федерального конституционного закона конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

При этом, в силу части 3 статьи 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» порядок рассмотрения конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации отнесенных к его компетенции вопросов осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В Республике Дагестан порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Дагестан, регулируется Законом Республики Дагестан от 02 февраля 2010 года № 8 «О Конституционном Суде Республики Дагестан» и, в том числе, оспариваемыми ФИО1 положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 36, подпунктов 3 и 4 пункта 2 и пункта 4 статьи 38, пунктов 1 и 2 статьи 39, пункта 1 статьи 40 и статьи 44 данного Закона.

Таким образом, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» прямо предусмотрено право субъекта Российской Федерации самостоятельно определять порядок рассмотрения обращений конституционными (уставными) судами субъекта Российской Федерации, что свидетельствует о необоснованности доводов ФИО1 о необходимости соответствия данного порядка положениям Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Данный вывод полностью соответствует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 7 февраля 2003г. № 46-О, в соответствии с которой в силу статьи 72 (пункты «б» и «н» части 1) Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации, основываясь на названных законоположениях, в конституции (уставе) и законах самостоятельно определяет полномочия собственных судебных органов конституционного контроля и порядок их осуществления, в том числе устанавливает общие процедурные правила возбуждения и рассмотрения дел и особенности производства по отдельным категориям дел.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

в удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующими подпункта 3 пункта 1 статьи 36, подпунктов 3 и 4 пункта 2 и пункта 4 статьи 38, пунктов 1 и 2 статьи 39, пункта 1 статьи 40 и статьи 44 Закона Республики Дагестан от 02 февраля 2010 года № 8 «О Конституционном Суде Республики Дагестан, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 07 июля 2015 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов