Дело № 3-33 30 июля 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре судебного заседания Терентьевой А.А.
с участием прокурора областной прокуратурыКоваль Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 30 июля 2013 года дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 19 июля 2013 года № … об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № …,
у с т а н о в и л :
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 19 июля 2013 года № … ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным данного постановления и возложении на окружную избирательную комиссию № … обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….
В обоснование заявленных требований указал, что 04 и 17 июля 2013 года представил в избирательную комиссию полный пакет документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № …. Считает постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 19 июля 2013 года № … незаконным, поскольку не был уведомлен избирательной комиссией о недостатках в оформлении документов, в связи с чем, не имел возможности эти недостатки устранить.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали. Пояснили, что все необходимые для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты документы были представлены заявителем в избирательную комиссию 04 июля 2013 года. Избирательная комиссия, установив, что справки об имуществе и о расходах были оформлены кандидатом с нарушением требований закона, не уведомила об этом заявителя. Не предоставив возможность исправить недостатки документов, избирательная комиссия не вправе была отказывать в регистрации кандидатом в депутаты по подпункту «в.1» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что 04 июля 2013 годаФИО1 в избирательную комиссию были представлены не все документы, необходимые для уведомления о выдвижении его кандидатом в депутаты. Заявитель должен был представить справки об имуществе и о расходах, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в количестве 8 штук (отдельно на себя, супругу и несовершеннолетних детей), а представил 2 справки, составленные не по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546. На избирательную комиссию законом не возложена обязанность извещения кандидатов о необходимости представить дополнительные документы. При таких обстоятельствах избирательная комиссия обоснованно отказала ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов.
Заслушав пояснения заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Коваль Д.В., полагавшей удовлетворить заявленные требования, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями избирательной комиссии, комиссии референдума нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 19 июля 2013 года № … ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № … в соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
В силу подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 названного закона основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 утверждены формы данных документов. В частности, справки должны быть заполнены отдельно на каждое лицо, о котором предоставляются сведения, справки должны быть составлены от имени кандидата и подписаны кандидатом.
Судом установлено, что 04 июля 2013 года ФИО1 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № … по выборам депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва были представлены документы, в том числе:
справка о принадлежащем кандидату, его супруге, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ (далее – справка об имуществе);
справка о расходах кандидата, его супруги, несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – справка о расходах).
Указанные справки были оформлены ФИО1 не по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546, а именно, справки об имуществе и расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей оформлены не отдельно на каждое лицо.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов установлен Законом Архангельской области от 3 июня 2003 года № 170-22-ОЗ «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» (далее – областной закон).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 областного закона после принятия избирательной комиссией области решения о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам кандидат, выдвинутый избирательным объединением в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также иные сведения о себе, указанные в пунктах 5 - 7 статьи 24 настоящего закона. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе в срок, указанный в пункте 5 статьи 25 настоящего закона.
Частью 5 статьи 25 областного закона предусмотрено, что выдвижение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов избирательным объединением начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается по истечении 30 дней после опубликования решения о назначении выборов.
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва от 30 мая 2013 года № 1879 выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва назначены на 8 сентября 2013 года. Сообщение об этом опубликовано в газете «Волна» 4 июня 2013 года № 21.
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 18 апреля 2013 № 79/452-5 утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва 8 сентября 2013 года. Согласно пункту 26 Календарного плата выдвижение кандидатов, списков кандидатов и представление соответствующих документов в избирательную комиссию области, окружную избирательную комиссию осуществляется с 5 июня по 5 июля 2013 года.
Таким образом, срок подачи заявленияи документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, истекал 5 июля 2013 года.
Отказывая ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, избирательная комиссия пришла к выводу о том, что заявителем были допущены нарушения в оформлении документов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 3.1 статьи 33 областного закона.
Поскольку предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ справки об имуществе и о расходах ФИО1, его супруги и несовершеннолетних детей были представлены заявителем в избирательную комиссию 04 июля 2013 года, т.е. в установленный законом срок, однако, они были оформлены с нарушением требований закона, ФИО1 имел право заменить представленные документы после 05 июля 2013 года, но не позднее, чем за 1 день до дня заседания избирательной комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 25 апреля 2013 года № 80/469-5 утвержден Порядок работы окружной избирательной комиссии по приему и проверке документов, представляемых при выдвижении и для регистрации кандидатов в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва и иных, связанных с ними документов (далее – Порядок).
Согласно подпункту 2.5.1 Порядка Комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом документов несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее, чем за три дня до дня рассмотрения на своем заседании вопроса о регистрации кандидата, извещает кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.
В извещении должно быть указано, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, областного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
В соответствии с подпунктом 2.5.2 Порядка извещение незамедлительно вручается непосредственно кандидату, его представителю, либо направляется в их адрес.
В силу подпункта 2.5.5 Порядка если Комиссия в соответствии с подпунктами 2.5.1, 2.5.2 настоящего Порядка не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, областного закона, и в чем состоит данное нарушение, Комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктами «в.1» и (или) «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 утверждено Разъяснение порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 5 Разъяснения если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Поскольку избирательная комиссия не уведомила ФИО1 о нарушении им формы справок, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, она не вправе была принимать решение об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты по подпункту «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд не может согласиться с доводами окружной избирательной комиссии о том, что предоставление заявителем документов, оформленных с нарушением требований закона, свидетельствует о не представлении данных документов, поскольку такой вывод основан на неправильном толковании материального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Поскольку постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 19 июля 2013 года № … об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по данному избирательному округу принято избирательной комиссией с нарушением требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, оно подлежит отмене, с возложением на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявления ФИО1 о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 19 июля 2013 года № … об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № … удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … от 19 июля 2013 года № … об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….
Обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № … зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № ….
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в 5-дневный срок путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко