Дело № 3-33/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 05 августа 2014 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего
судьи областного суда Богородской Н.А.
с участием прокурора Богдановой Н.С.
и адвоката Зайцевой А.Е.
при секретаре Донцовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 58/366 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 58/366 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирован ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Решением Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 25 июля 2014 года № 59/372 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирован ФИО1, выдвинутый Брянским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 58/366 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2», ссылаясь на то, что на момент принятия указанного решения о регистрации кандидата в депутаты ФИО2 у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации, которые она проигнорировала, тем самым нарушив права иных кандидатов.
В обоснование заявленных требований указал, что фактически сданное кандидатом количество подписей превышает максимально допустимое для сдачи в избирательную комиссию количество подписей на 11 подписей. Нарушена форма подписного листа, изготовленного кандидатом ФИО2 для сбора подписей в поддержку своего выдвижения, т.к. не соответствует приложению № 5 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в подписных листах, представленных ФИО2 указано: « Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидатом в депутаты…..», а должно быть указано « Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем________кандидата в депутаты по _______(наименование или номер избирательного округа)»; кроме того, форма подписного листа не требует указания в данной графе сведений о наименовании органа, в который проводятся выборы, однако в подписных листах, представленных ФИО2, указано «… кандидатом в депутаты Брянской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 30»; в подписных листах отсутствуют сведения о гражданстве кандидата, а также указано «не судимого», однако, если у кандидата имелась или имеется судимость, в подписном листе должны быть указаны сведения о судимости; подстрочный текст в графе « Подписной лист удостоверяю:….» имеет расхождения с текстом подстрочника в форме подписного листа согласно приложению № 5 к указанному Федеральному закону. Таким образом, все отобранные для проверки подписи должны были быть признаны недействительными на основании пп. «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, в представленных ФИО2 подписных листах №№ 41 ( подписи 201-205), 42 (подпись 206), 122 ( подписи 609-610), 123 ( подписи 611-615), 125 ( подписи 621-625), 126 (подписи 626-630), 127 ( подписи 631-635), 128 ( подписи 636-640), 129 ( подписи 641-642,644-645), 131 ( подпись 653), 135 ( подписи 671-675), 136 ( подписи 676-680), 137 ( подписи 681-683,685), 138 ( подписи 686-690), 139 ( подписи 694-695), 140 ( подписи 696-700), 141 ( подписи 701-705), 142 ( подписи 706-710), 143 ( подписи 711-715), 144 ( подписи 716-720), 145( подписи 721-725),146 ( подписи 729-730), 147 ( подпись 731), 149 ( подписи 741-745), 150 ( подписи 747-750), 151 ( подписи 751-753), 156 (подписи 776-780), 157 (подписи 781-785), 158 (подписи 786-790), 159 ( подписи 791-795), 160 ( подписи 796-800) отсутствует наименование района в адресах места жительства избирателей, а в подписных листах №№ 122 (подпись 608) и 155 (подпись 772) не указано наименование населенного пункта в адресах места жительства избирателей. Во всех подписных листах, подлежавших проверке, отсутствует наименование района в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Указание неполных сведений об адресе места жительства избирателя, поставившего свою подпись в листе поддержки выдвижения, влечет недействительность такой подписи по основанию, предусмотренному подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона, указание неполных сведений об адресе места жительства лица, собиравшего подписи, - по основаниям, предусмотренным подп. «з» пункта 6.4 указанной нормы закона.
В соответствии с пп. «ж» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей. В представленных кандидатом в депутаты ФИО2 подписных листах имеются неоговоренные исправления в серии паспорта избирателя ( подписной лист № 137, подпись 684), в адресе места жительства избирателя ( подписной лист № 138, подпись 688) и в дате рождения избирателя (подписной лист 151, подпись 754). Указанные подписи избирательная комиссия должна была признать недействительными.
Согласно подп. «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо, если сведения о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности. В подписном листе № 155 ( подписи 771-775) имеются исправления в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, а в подписном листе № ( подписи 686-690) недостоверные сведения о дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (согласно копии паспорта, представленной кандидатом).
Кроме того, в «шапке» подписного листа кандидатом должны быть указаны сведения о его месте работы и занимаемой должности, в случае их отсутствия - о роде занятий. В нарушение указанного требования кандидат ФИО2 указал, что является генеральным директором ООО «Сириус» и индивидуальным предпринимателем, что привело к нарушению принципа равенства кандидатов, поскольку иные кандидаты ограничивались установленными законом рамками при сообщении лицам, ставившим свои подписи в поддержку его выдвижения, сведений о себе.
Избирательная комиссия не уведомила кандидата в порядке п.1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ об имеющихся недостатках в представленных им на выдвижение документах, проверив их надлежащим образом с точки зрения полноты представленных сведений, а именно: в заявлении о согласии баллотироваться имеют место неполное указание места рождения (в соответствии с паспортом), некорректно указано наименование органа, выдавшего паспорт, и гражданство.
На основании подп. «г.1», «в.1» пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии Унечского района от 24 июля 2014 года № 58/366 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2».
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, в ходатайстве от 01 августа 2014 года просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 167 и части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО1
Представитель Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области ФИО3 заявленные требования признала, согласилась с допущенными избирательной комиссией нарушениями, указанными в заявлении ФИО1
Представитель Избирательной комиссии Брянской области ФИО4 требования заявителя признала частично, согласившись с доводами, изложенными в заявлении о нарушении формы подписного листа и не указания в адресах избирателей района и населенных пунктов, а также неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях и лице, осуществлявшим сбор подписей, за исключением указания года рождения избирателя в подписном листе 151 ( подпись 754). Указала, что иные нарушения, указанные заявителем, основанием для признания незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии не являются.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО2 и адвокат Зайцева А.Е. в его интересах требования заявителя не признали, полагая, что предусмотренных пунктами 6 и 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отмены регистрации кандидата ФИО2 в данном случае не имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Богдановой Н.С., полагавшей заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года. В соответствии с положениями статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З (ред. от 10 декабря 2013 года ) «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» указанное постановление официально опубликовано в областной газете «Брянская учительская газета», № 21, 12 июня 2014 года.
Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/903-5 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии» на Территориальную избирательную комиссию Унечского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Унечскому одномандатному избирательному округу № 30.
Согласно решению Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 58/366 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2» кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирован ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Решением Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 25 июля 2014 года № 59/372 « О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО1» кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирован ФИО1, выдвинутый Брянским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Согласно пункту 5 статьи 56 Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-З «О выборах депутатов Брянской областной Думы» в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, единого списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, единый список кандидатов, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, зарегистрировавшего единый список кандидатов, в случаях и в порядке, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно подп. « г.1» пункта 24 указанной нормы закона, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в статье 25 Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-З «О выборах депутатов Брянской областной Думы».
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/905-5 «О количестве подписей избирателей, собираемых избирательным объединением, в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением в составе списка кандидатов, и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам» установлено необходимое и предельное количество подписей для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва, по Унечскому избирательному округу необходимое количество подписей для регистрации составляет 1026, предельное количество подписей для регистрации – 1129.
Согласно части 1 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Брянской области (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); в) первый финансовый отчет кандидата; г) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 20 либо пунктом 14 статьи 21 настоящего Закона (если такие изменения имеются, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением кандидатов); д) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Частью 6 данной нормы закона предусмотрено, что проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, представившие в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только в пределах подписей, подлежавших проверке ( часть 14 статьи 24 Закона Брянской области).
Согласно протоколу от 19 июля 2014 года об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 по Унечскому одномандатному избирательному округу № 30, указанным кандидатом в Территориальную избирательную комиссию Унечского района была представлена одна папка с подписными листами в количестве 228 листов и количеством подписей избирателей - 1140.
В соответствии с протоколом случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО2 от 23 июля 2014 года для проведения проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения указанного кандидата отобраны карточки с № 4 и № 2, проверке подлежат подписи с № 601-800 и с № 201 по 400 (26 подписей).
Таким образом, для проверки подписных листов в данном случае было отобрано 226 подписей избирателей (20% от 1129), что соответствует указанным выше требованиям закона.
Как следует из объяснений представителя Территориальной избирательной комиссии Унечского района ФИО3, все проверенные подписи избирателей были признаны действительными, вместе с тем, итоговый протокол проверки подписных листов избирательной комиссией не составлялся, что является нарушением указанных положений статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» и пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными - пунктом 6.4 названного Закона.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются:
- подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист ( подп. «г»);
-подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума ( подп. «ж»);
- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом ( подп. «з»);
-все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона( подп. «и»).
Проверяя доводы заявителя о наличии оснований для признания недействительными подписей избирателей, представленных кандидатом в депутаты ФИО2 в его поддержку, суд исследовал подлинные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата в депутаты ФИО2, отобранные для проведения проверки.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 указанной статьи).
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как «адрес места жительства»: адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства, который указывается в подписном листе, должен содержать все перечисленные в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ реквизиты. Адрес может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, например, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта (в случае проживания гражданина на межселенной территории).
Судом установлено, что согласно Закону Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области», город Унеча является административным центром Унечского городского поселения, входящего в состав Унечского муниципального района.
С учетом изложенного и, исходя из анализа вышеприведенных норм Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Доводы заявителя о недействительности подписей избирателей в представленных кандидатом в депутаты ФИО2 подписных листах, в связи с не указанием в адресах места жительства избирателей наименования района, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Так, в отобранных для проверки подписных листах №№ 41 ( подписи 201-205), 42 (подпись 206), 122 ( подписи 609-610), 123 ( подписи 611-615), 125 ( подписи 621-625), 126 (подписи 626-630), 127 ( подписи 631-635), 128 ( подписи 636-640), 129 ( подписи 641-642,644-645), 131 ( подпись 653), 135 ( подписи 671-672, 674-675), 136 ( подписи 676-680), 137 ( подписи 681-683,685), 138 ( подписи 686-690), 139 ( подписи 694-695), 140( подписи 696-700), 141( подписи 701-705), 142 ( подписи 706-710), 143( подписи 711-715), 144 ( подписи 716, 718-720), 145 ( подписи 721-725),146 ( подписи 729-730), 147 ( подпись 731), 149 ( подписи 741-745), 150 ( подписи 747-750), 151 ( подписи 751-753), 156 (подписи 776-780), 157 (подписи 781-785), 158 (подписи 786-790), 159 ( подписи 791-795), 160 ( подписи 796-800) отсутствует наименование района в адресах места жительства избирателей.
Также, в ходе исследования представленных подписных листов нашли подтверждение доводы заявителя об отсутствии сведений о наименовании населенного пункта в адресах места жительства избирателей в отобранных для проверки подписных листах №№ (подпись 608) и 155 (подпись 772).
Отсутствие в адресе места жительства избирателей наименования района и населенного пункта является основанием для признания перечисленных подписей избирателей недействительными в соответствии с подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, установившим, что недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, исследовав подлинные подписные листы, отобранные для проверки, представленные кандидатом в депутаты ФИО2 в его поддержку, суд признает обоснованными и доводы заявителя в части указания об отсутствии во всех подписных листах наименования района в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, что в силу требований подп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002
года № 67-ФЗ является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах, поскольку, исходя из буквального толкования указанной нормы закона, все подписи в подписном листе признаются недействительными, если лицо, осуществлявшее сбор подписей, не указало хотя бы один из обязательных элементов, составляющих объем сведений о сборщике подписей, предусмотренных федеральным законом: дату своего рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 указанного Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы», согласно которому подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Брянской областной Думы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к данному закону области.
Согласно указанной форме подписные листы должны содержать следующие сведения о кандидате: наименование или номер избирательного округа, по которому баллотируется кандидат, гражданство Российской Федерации, фамилию, имя отчество, дату рождения, место работы, занимаемая должность или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, сведения о месте жительства с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
Как следует из исследованных в судебном заседании подписных листов, представленных в поддержку кандидата ФИО2, отобранных для проверки, сведения о кандидате в них указаны не в полном объеме, а именно отсутствует графа «гражданина Российской Федерации», а соответственно и сведения о гражданстве кандидата ФИО2
Анализ избирательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем отсутствуют обязательные к заполнению строки или графы, необходимые для указания сведений, предусмотренных федеральным законодательством, то есть в подписном листе такие сведения содержатся не в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу, что все отобранные для проверки подписи избирателей, представленные кандидатом в депутаты ФИО2 в его поддержку, подлежат признанию недействительными на основании подп. «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.к. ни один их представленных подписных листов не содержит обязательной графы о гражданстве кандидата, что свидетельствует о нарушении установленной законом формы подписного листа.
Доводы адвоката ФИО2 – Зайцевой А.Е. о том, что гражданство ФИО2 подтверждается паспортом, представленным им при подаче документов на регистрацию, суд находит несостоятельными, поскольку копия паспорта относится к числу обязательных документов, необходимых для представления в избирательную комиссию при подаче кандидатом заявления об уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, и не освобождает его от обязанности исполнения требований закона и указания в подписных листах сведений о своем гражданстве. Избирательное законодательство не допускает произвольного толкования, и потому не указание кандидатом сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о признании несостоятельными доводов заявителя о признании нарушением формы подписного листа одновременного указания кандидатом ФИО2 своего основного места работы и рода занятий, сведений об отсутствии судимости ( «не судим»), а также указания в графе «наименование или номер избирательного округа» сведений о самовыдвижении кандидата в депутаты «Брянской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 30», поскольку, как указано выше, форма подписного листа не соответствует закону, если в нем отсутствуют обязательные к заполнению строки или графы, необходимые для указания сведений, предусмотренных федеральным законодательством, то есть содержатся в подписном листе такие сведения не в полном объеме, в данном случае указание ФИО2 в подписных листах помимо места работы и занимаемой должности – генеральный директор ООО «Сириус», сведений о том, что он является индивидуальным предпринимателем и не судим, не свидетельствуют о нарушении формы подписного листа. Сведения о выборах депутатов в Брянскую областную Думу содержатся в тексте самого подписного листа и указание данных сведений в графе «наименование или номер избирательного округа» также не может быть расценено как нарушение формы подписного листа. Указанные заявителем расхождения в форме подписного листа в графе «…. поддерживаем кандидата в депутаты…» и в подписных листах, представленных ФИО2 «…. поддерживаем….. кандидатом в депутаты…» суд расценивает как техническую описку, не свидетельствующую о нарушении формы подписного листа.
В ходе рассмотрения дела нашли подтверждение и доводы заявителя ФИО1 об имеющихся в представленных кандидатом в депутаты ФИО2 подписных листах неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях и лице, осуществлявшем сбор подписей, а именно в подписном листе № 137 ( подпись 684) имеются неоговоренные исправления в серии паспорта избирателя, в подписном листе № 138 ( подпись 688) неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя, в подписном листе № 155 ( подписи 771-775) имеются исправления в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, а в подписном листе № 138 (подписи 686-690) недостоверные сведения о дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей ( неправильно указан месяц в дате выдачи паспорта). При этом оснований полагать, что имеются исправления в дате рождения избирателя в подписном листе № 151 ( подпись 754) не имеется, т.к. цифра «8» в указании года рождения «1986» расценивается судом как особенности почерка лица, вносившего указанные сведения.
С учетом указанных выше обстоятельств, в связи с нарушением формы подписных листов с подписями избирателей, представленными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ФИО2, все отобранные для проверки 226 подписей избирателей подлежали признанию недействительными в соответствии с подп. «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 58/366 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2», т.к. судом установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Доводы заявителя о нарушении избирательной комиссией пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение, суд признает несостоятельными. Как следует из заявления ФИО2 о самовыдвижении, представленного в окружную избирательную комиссию Унечского одномандатного избирательного округа № 30 10 июля 2014 года, указанное заявление содержит все необходимые сведения, предусмотренные действующим законодательством, указание в заявлении в графе «наименование или код органа, выдавшего паспорт» - МО УФМС России по Брянской области в гор.Унеча вместо – Межрайонный отдел УФМС России по Брянской области в городе Унеча и в графе «гражданство» - РФ являются допустимыми сокращениями и не свидетельствуют о недостоверности или неполноте представленных кандидатом сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 58/366 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2».
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.А.Богородская