Дело № 3-33 /2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2013 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Холчевой О.П.,
при секретаре Багровой Е.В.,
с участием прокурора Степановой Е.А.,
представителей заявителя ФИО1 - ФИО2, ФИО3,
представителей окружной избирательной комиссии по выборам депутата Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 от 25 июля 2013 года № 81 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1», при этом просит признать указанное решение незаконным и обязать окружную избирательную комиссию по выборам депутата Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 зарегистрировать кандидата в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1
Заявленные требования мотивированны следующим. Региональным отделением в Ивановской области Политической партии «Гражданская Платформа» принято решение о выдвижении кандидатов в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам и в состав списка кандидатов включен ФИО1 Данный список заверен постановлением Избирательной комиссии Ивановской области № 86/589-5 от 11 июля 2013 года.
12 июля 2013 года кандидат в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1 лично представил в Окружную избирательную комиссию по выборам депутата Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 (далее ОИК №10) документы для уведомления о выдвижении, в том числе заявление о согласии баллотироваться, где были указаны сведения о его образовании - послевузовское профессиональное. В подтверждение данных сведений ФИО1 в ОИК № 10 был представлен диплом серии … о присуждении ФИО1 ученой степени кандидата биологических наук.
16 июля 2013 года ФИО1 представил в ОИК № 10 документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
21 июля 2013 года ОИК № 10 известила ФИО1 о несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных кандидатом в ОИК № 10 для уведомления о выдвижении и регистрации, указав, что кандидатом ФИО1 не были представлены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании - послевузовское профессиональное. При этом в извещении ОИК № 10 не указано, в отношении каких документов, представленных кандидатом ФИО1, не соблюдены требования закона к оформлению документов и не указано какие именно документы должны быть представлены в подтверждение наличия у кандидата послевузовского профессионального образования.
25 июля 2013 года ОИК № 10 вынесла решение № 81 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1, ссылаясь на то, что представленный ФИО1 документ об ученой степени кандидата наук не является документом о послевузовском профессиональном образовании. Указанное решение ОИК № 10 является незаконным и подлежит отмене, поскольку в соответствии с требованиями законодательства представленный ФИО1 диплом серии
… года о присуждении ФИО1 ученой степени кандидата биологических наук подтверждает образование ФИО1 - послевузовское профессиональное. Иные документы, подтверждающие наличие у гражданина послевузовского профессионального образования, в указанный период времени не были предусмотрены законодательством и, соответственно, не выдавались гражданам. Форма представленного ФИО1 диплома о присуждении ему ученой степени кандидата наук, соответствует требованиям законодательства. ОИК №10 в нарушение требований законодательства необоснованно пришла к выводу о том, что ФИО1 не обучался в аспирантуре и в связи с этим не вправе указывать в заявлении уровень образования: послевузовское профессиональное. Незаконное решение ОИК № 10 нарушает предусмотренное статьей 32 Конституции Российской Федерации право ФИО1 быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления и лишает ФИО1 возможности выдвижения кандидатом в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, о рассмотрении заявления был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд в качестве своих представителей ФИО2 и ФИО3
Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие заявителя ФИО1
Представители заявителя ФИО1 - ФИО2 и ФИО3, заявление ФИО1 поддержали по доводам, изложенным в заявлении, требования уточнили, просят отменить решение ОИК № 10 от 25 июля 2013 года № 81 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1» и обязать ОИК № 10 зарегистрировать кандидата в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО1
Представители окружной избирательной комиссии по выборам депутата Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 ФИО4, ФИО5 с заявлением не согласны, указывая, что ФИО1 было отказано в регистрации кандидата в депутаты на основании п.п. «в» п.4 ст.21.1 Закона Ивановской области от 21 декабря 2009 года № 156-ОЗ «О выборах депутатов Ивановской областной Думы» - в связи с отсутствием среди документов, представленных для регистрации кандидата в депутаты, документов, указанных в подпункте «в» пункта 8 статьи 16.2 указанного Закона Ивановской области, а именно документов, подтверждающих указанные в заявлении ФИО1 о согласии баллотироваться сведения о получении им послевузовского профессионального образования. Представленный ФИО1 документ о присвоении ему ученой степени кандидата биологических наук - копия диплома серии …, не свидетельствует о получении ФИО1 послевузовского профессионального образования. Данный вывод основан на положениях п.3 ст.27 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» (в действующей редакции), п.5 ст.7, ст.19 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в действующей редакции), Приказа Министерства образования от 15 октября 1999 года № 568 (в действующей редакции). В связи с отсутствием документов, подтверждающих сведения об указанном образовании, ОИК № 10 не обладала сведениями о том, где и в какой период времени ФИО1 обучался и получил указанный им в заявлении уровень образования. О данном факте, в соответствии с требованиями закона ОИК № 10 уведомила ФИО1 в письменной форме 21 июля 2013 года. За день, предшествующий дню заседания ОИК № 10, 23 июля 2013 года ФИО1 не представил документа, подтверждающего получение им послевузовского профессионального образования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением избирательной комиссии Ивановской области от 13 июня 2013 года № 79/499-51 назначены выборы депутатов Ивановской областной Думы шестого созыва на 8 сентября 2013 года.
Региональным отделением в Ивановской области Политической партии «Гражданская Платформа» заявитель ФИО1 выдвинут кандидатом в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу.
12 июля 2013 года и 16 июля 2013 года в ОИК № 10 заявителем ФИО1 были представлены документы для уведомления о выдвижении и о регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе заявление о согласии баллотироваться, где ФИО1 были указаны сведения об образовании - послевузовское профессиональное. В подтверждение указанных сведений ФИО1 был представлен диплом кандидата наук серии … выданный на основании Решения Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ от 6 марта 2009 года ….
Согласно указанному диплому Решением диссертационного совета Рязанского государственного агротехнологического университета имени проф.П.А. Костычева от … ФИО1 присуждена ученая степень кандидата биологических наук.
ФИО1 в ОИК № 10 также был представлен диплом об окончании Ивановского сельскохозяйственного института, выданный 21 декабря 1991 года.
21 июля 2013 года ФИО1 получил письменное извещение ОИК № 10 о несоблюдении им требований закона к оформлению представленных документов - не представление копий документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться, сведения об образовании: послевузовское профессиональное, а также о рассмотрении вопроса о его регистрации в качестве депутата на заседании ОИК № 10 25 июля 2013 года. Каких-либо дополнительных документов в подтверждение получения послевузовского профессионального образования ФИО1 в ОИК № 10 не представил.
Решением ОИК № 10 от 25 июля 2013 года № 81 отказано в регистрации кандидата в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва ФИО1, выдвинутого Региональным отделением в Ивановской области Политической партии «Гражданская Платформа» по одномандатному избирательному округу № 10.
В суд с заявлением об оспаривании указанного решения ОИК № 10 ФИО1 обратился в установленный законом срок - 1 августа 2013 года.
Отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования регулируются Законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.3 Закона РФ «Об образовании», ст.1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Законом РФ «Об образовании» определено, что одним из уровней образования является образование послевузовское профессиональное (ст.27 Закона).
В соответствии с требованиями ст.25 Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 27 октября 2008 года № 180-ФЗ, действующей на момент присуждения ФИО1 ученой степени кандидата биологических наук, послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.
В силу положений ст.27 Закона РФ «Об образовании» в указанной редакции, соответствующий уровень образования подтверждается документом государственного образца.
Данные правовые нормы действовали и на момент выдачи ФИО1 диплома кандидата наук.
Согласно требованиям ст.25 Закона РФ «Об образовании» в действующей редакции послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, и при обучении в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.
Статьей 27 Закона РФ «Об образовании» в действующей редакции предусмотрено, что гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» выдаются соответствующие документы о послевузовском профессиональном образовании. Гражданам, защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук).
В соответствии с положениями ст.7 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции, действующей на момент присуждения ФИО1 ученой степени кандидата биологических наук и выдачи ему диплома кандидата наук, лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.
Статьей 7 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции, действующей с 2011 года, предусмотрено, что гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре, при обучении в форме ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании. Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование при обучении в форме ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, лицам, получившим такое образование в ординатуре, интернатуре, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 года № 74 утвержден Единый реестр ученых степеней и ученых званий и Положение о порядке присуждения ученых степеней.
В силу положений п.п.3, 5 указанного Положения в редакции, действующей на момент присуждения ФИО1 ученой степени кандидата биологических наук и выдачи ему диплома кандидата наук, высшая аттестационная комиссия и советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы) осуществляют оценку квалификации научных и научно-педагогических работников и определяют соответствие представленных ими на соискание ученой степени диссертаций критериям, установленным настоящим Положением. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.
Пунктами 1 и 2 данного Положения в действующей редакции предусмотрено, что Положение устанавливает требования к квалификации соискателей ученых степеней и критерии, которым должны отвечать диссертации - научно-квалификационные работы, представленные на соискание ученой степени, а также порядок присуждения ученой степени. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.
В соответствии с п.10 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 года № 814, зарегистрированного в Минюсте РФ 5 августа 1998 года № 1582, лицам, завершившим подготовку по образовательным программам послевузовского профессионального образования, выдаются документы государственного образца.
Приказом Министерства образования РФ от 15 октября 1999 года № 568, зарегистрированным в Минюсте РФ 7 февраля 2000 года № 2080, изданным во исполнение, в том числе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 года № 814, утвержден образец государственного документа о послевузовском профессиональном образовании, данный образец введен в действие с октября 2002 года и установлено, что лицам, прошедшим обучение в аспирантуре, адъюнктуре, созданных в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно - правовых форм, выдается удостоверение, которое является государственным документом о послевузовском профессиональном образовании.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что как на момент присуждения ФИО1 ученой степени кандидата биологических наук и выдачи ему диплома кандидата наук, так и в настоящее время законодательством предусмотрено, что наличие послевузовского профессионального образования подтверждается соответствующими документами о получении указанного уровня образования - государственными документами о послевузовском профессиональном образовании, образцы которых утверждены в установленном порядке. Диплом кандидата наук свидетельствует о квалификации гражданина и, безусловно, не подтверждает факт получения им послевузовского профессионального образования. Ученая степень кандидата наук присуждается по результатам защиты диссертации лицами, имеющими высшее профессиональное образование. Закон не предусматривает присуждение ученой степени кандидата наук только лицам, имеющим послевузовское профессиональное образование. В соответствии с требованиями ст.19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции, действующей с 2007 года, п.2 указанного Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации в редакции, действующей с 2004 года, к защите диссертаций на получение ученой степени кандидата наук допускаются лица, без обучения в аспирантуре (адъюнктуре). На момент присуждения ФИО1 ученой степени кандидата наук и выдачи ему диплома кандидата наук и в настоящее время законом не предусмотрено, что диплом кандидата наук подтверждает факт получения послевузовского профессионального образования и является документом о послевузовском профессиональном образовании.
Суд не может принять во внимание доводы заявителя и его представителей о том, что представленный в ОИК № 10 диплом кандидата наук подтверждает послевузовское профессиональное образование, поскольку данные доводы основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Из пояснений представителей заявителя в судебном заседании следует, что ФИО1 заочно обучался в аспирантуре. Однако никаких доказательств в подтверждение данного обстоятельства в ОИК № 10 и суду не представлено.
Таким образом, ФИО1, представив в ОИК № 10 заявление о согласии баллотироваться с сообщением о себе сведений об образовании - послевузовское профессиональное, не представил надлежащих документов, свидетельствующих об указанном уровне образования.
Согласно подпункта «в» пункта 4 ст.21.1 Закона Ивановской области от 21 декабря 2009 года № 156-ОЗ «О выборах депутатов Ивановской областной Думы» основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных при выдвижении и для регистрации кандидата, документов, указанных в пунктах 1, 3, 3.1 статьи 16.1, пунктах 4. 8 и 9 статьи 16.2, пункте 1 статьи 20.1 настоящего Закона.
Данная правовая норма корреспондирует с положениями подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пунктом 8 статьи 16.2 указанного закона Ивановской области «О выборах депутатов Ивановской областной Думы» предусмотрено, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и находящийся в заверенном Избирательной комиссией Ивановской области списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, в течение 5 дней с даты принятия Избирательной комиссией Ивановской области решения о заверении списка кандидатов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата Ивановской областной Думы. При этом в заявлении указывается, в том числе образование кандидата (подпункт «а» пункта 8 статьи 16.2 Закона) и представляются копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании (подпункт «в» пункта 8 статьи 16.2 Закона).
Ссылки заявителя и его представителей на ненадлежащее содержание извещения ОИК № 10 от 21 июля 2013 года суд считает необоснованными.
В соответствии с положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 статьи 20.1 Закона Ивановской области «О выборах депутатов Ивановской областной Думы» избирательная комиссия, выявив неполноту сведений о кандидате или несоблюдение требований закона к оформлению документов, извещает об этом кандидата не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Из материалов дела следует и судом установлено, что о выявленных недостатках заявитель был извещен в установленный законом срок.
Содержание уведомления ОИК № 10 от 21 июля 2013 года свидетельствует о том, что заявитель четко и ясно был извещен о непредставлении копий документов в подтверждение сведений об образовании - послевузовское профессиональное.
Оспариваемое решение ОИК № 10 достаточно мотивированно. Несогласие заявителя с содержанием уведомления и оспариваемого решения не является основанием для отмены данного решения.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое решение ОИК № 10 № 81 от 25 июля 2013 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва ФИО1 является правомерным.
Кроме того, из материалов дела следует и судом установлено, что Региональным отделением в Ивановской области Политической партии «Гражданская Платформа» ФИО1 включен в областной список кандидатов в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва по единому областному избирательному округу, при этом в Избирательную комиссию Ивановской области было представлено заявление ФИО1 от 27 июня 2013 года о согласии баллотироваться в составе указанного областного списка депутатов с указанием сведений об образовании - послевузовское профессиональное, и в подтверждение указанного уровня образования представлен диплом кандидата наук.
Уведомлением Избирательной комиссии Ивановской области от 21 июля 2013 года Региональному отделению в Ивановской области Политической партии «Гражданская Платформа» было сообщено о выявленных недостатках в представленных документах, в том числе указано, что в заявлении кандидата ФИО1 о согласии баллотироваться сведения о получении послевузовского профессионального образования не подтверждены документально.
Региональное отделение в Ивановской области Политической партии «Гражданская Платформа» 23 июля 2013 года в установленном порядке уточнило представленные сведения о кандидате ФИО1, изменив сведения об образовании: с послевузовского профессионального на высшее профессиональное.
Постановлением Избирательной комиссии Ивановской области от 25 июля 2013 года № 94/645-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Ивановской областной Думы шестого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Ивановской области Политической партии «Гражданская Платформа» по единому областному избирательному округу. В указанный список включен ФИО1, при этом в сведениях о его образовании указано - высшее профессиональное.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления ФИО1 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.П.Холчева