ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-33/2014 от 20.08.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 Верховный Суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего, судьи Болат-оол А.В.,

 при секретаре Мангыр С.Т.,

 с участием прокурора О., заявителя Я., представителя заявителя Т., представителей территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва Р. и Б., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2014 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Я. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №,

 УСТАНОВИЛ:

 Я. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва (далее – ТИК **) № от 08 августа 2014 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Центральному одномандатному избирательному округу №, указывая на то, что ему отказано в регистрации ввиду отсутствия в представленных документах решения политической партии, регионального отделения о выдвижении кандидата, а также в связи с тем, что сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате и письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, представлены позднее 30 июля 2014 года. Считает решение ТИК ** незаконным, поскольку отсутствие решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением, не является основанием для отказа в регистрации. Об отсутствии необходимых документов он узнал только 05 августа 2014 года после получения СМС-оповещения от ТИК **. 06 августа 2014 года он представил в ТИК ** сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате и письменное уведомление о том, что не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. Он внес уточнения и дополнения в пределах установленного срока, за день до заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о его регистрации. ТИК ** несвоевременно проинформировала его о недостающих сведениях. Просит признать незаконным решение ТИК ** № от 08 августа 2014 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № и обязать ТИК ** зарегистрировать его кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по данному одномандатному избирательному округу.

 В судебном заседании Я. и его представитель Т. заявление по изложенным в нем основаниям поддержали.

 Представители ТИК ** Р. и Б. с заявлением не согласились. Р. пояснил, что решение ТИК ** об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва принято на законных основаниях. Заявитель не представил в ТИК ** в установленный срок решение политической партии, ее регионального отделения о выдвижении кандидата, сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате и письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, что на основании пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» явилось основанием для отказа в его регистрации.

 Представитель Тувинского республиканского отделения политической партии ** в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Суд в порядке ч. 1 ст. 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в его отсутствие.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора О., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

 Согласно пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата предусмотрено п. 3 ч.8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

 Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года №2622 ВХ-I на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года № при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию ** - полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 Из материалов дела следует, что решением отчетно-выборной конференции Тувинского республиканского отделения политической партии ** от 22 июля 2014 года Я. выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 28 июля 2014 года Я. подал в ТИК ** заявление о согласии баллотироваться по указанному одномандатному избирательному округу с приложением соответствующих документов, о чем указано в оспариваемом решении.

 Решением ТИК ** № от 08 августа 2014 года заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № в связи с несоблюдением требований пп. «в» п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, а также ч. 1 ст. 40, ч. 3 ст. 42 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

 Согласно ч. 1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также... при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

 В силу постановления ЦИК России от 13.05.2014 N 230/1468-6 выдвижение политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» (ее региональными отделениями, иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов считается поддержанным избирателями по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и не требует сбора подписей избирателей.

 В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию решение политической партии или ее регионального отделения, указанное в части 3 статьи 42 настоящего Закона, а также сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 4 статьи 35 настоящего Закона (в случае, если указанные изменения вносились), и письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

 Частью 3 ст. 42 вышеуказанного Закона Республики Тыва установлено, что регистрация кандидата, республиканского списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом, при представлении указанного решения в соответствующую избирательную комиссию в сроки, установленные соответственно частями 1 и 2 статьи 40 настоящего Закона.

 Поскольку выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва назначены на 14 сентября 2014 года, то в силу ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва документы, необходимые для регистрации кандидата, должны быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее 30 июля 2014 года до 18 часов по местному времени.

 Суд считает, что непредставление кандидатом, выдвинутым избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, в территориальную избирательную комиссию решения политической партии, регионального отделения о его выдвижении не может служить основанием для отказа в его регистрации ввиду следующего.

 Согласно п. 14.1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию соответствующие документы, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.

 В соответствии с п. 14.5 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

 Из содержания указанной нормы следует, что представление кандидатом в окружные избирательные комиссии решения политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу требуется в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.

 Законом Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Частями 7 и 10 ст. 35 данного Закона установлено, что избирательная комиссия Республики Тыва в течение трех дней со дня приема документов рассматривает представленные документы, заверяет представленные избирательным объединением списки кандидатов, указанные в части 1 настоящей статьи, и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенные копии указанных списков кандидатов либо мотивированное решение об отказе в заверении списков кандидатов в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. Избирательная комиссия Республики Тыва в течение одних суток с момента принятия решения о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляет в соответствующие территориальные избирательные комиссии.

 Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 27 июля 2014 года №82/431-6 заверен список кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, выдвинутый Тувинским республиканским отделением политической партии ** по одномандатным избирательным округам.

 Поскольку решение Тувинского республиканского отделения политической партии ** о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам в соответствии с п. 14.1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона было представлено в Избирательную комиссию Республики Тыва, что подтверждается письменным подтверждением получения документов от 26 июля 2014 года, и список кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых данным избирательным объединением, был заверен решением Избирательной комиссии Республики Тыва от 27 июля 2014 года, то необходимости представления заявителем в ТИК ** решения регионального отделения о его выдвижении не имелось.

 Таким образом, непредставление заявителем в ТИК ** в установленный срок решения политической партии, регионального отделения о его выдвижении не может служить основанием для отказа в его регистрации.

 Представление заявителем в ТИК ** сведений об отсутствии изменений в ранее представленных сведениях о кандидате 06 августа 2014 года также не может служить основанием для отказа в регистрации.

 Из содержания ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва следует, что представление сведений об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 4 статьи 35 указанного Закона, является обязательным только в том случае, если такие изменения вносились.

 Как сказано в п. 4.10.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, законом может быть предусмотрено, что кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения обязаны представить в избирательную комиссию сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате. В случае, если сведения не изменились, документ не представляется.

 У заявителя изменений в ранее представленных данных о кандидате не было, что видно из представленных им 06 августа 2014 года по установленной форме сведений, в связи с чем он не обязан был представлять в ТИК ** указанные сведения.

 Вместе с тем, согласно п. 1.6 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 14-ФЗ) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

 Аналогичное требование установлено ч. 1 ст. 40 вышеуказанного Закона Республики Тыва.

 В нарушение указанного требования заявитель не представил в ТИК ** в установленный срок письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

 Это письменное уведомление представлено им только 06 августа 2014 года.

 Непредставление заявителем указанного письменного уведомления в установленный срок в силу пп. «в» п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона является достаточным основанием для отказа в регистрации.

 Доводы заявителя о том, что он представил недостающие документы сразу после получения извещения от ТИК **, а ТИК ** своевременно не известила его о выявленных недостатках, тем самым лишила его возможности устранить недостатки в установленный срок в порядке, предусмотренном п. 1.1 ст.38 вышеуказанного Федерального закона, основаны на неправильном толковании норм материального права.

 Из содержания п. 1.1 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона следует, что кандидат вправе устранить выявленные в документах недостатки - внести дополнения и уточнения в представленные документы, привести их оформление в соответствие требованиям законодательства, а также в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Однако данная норма не предполагает возможности дополнительного представления иных документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

 Поскольку заявитель не представил в ТИК ** в установленный срок письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, то ТИК ** на основании пп. «в» п. 24 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона правомерно отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу №.

 Таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Я. не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления Я. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по ** одномандатному избирательному округу № отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 августа 2014 года.

 Председательствующий Болат-оол А.В.