Дело № 3а – 69/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Саранск Республика Мордовия 9 сентября 2022 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонова,
при секретаре С.В. Ермаковой,
с участием в деле:
административного истца – Общества с ограниченной ответственностью «Изотерма» (далее также – ООО «Изотерма», Общество), его представителей С.Н. Абрамова, Ю.М. АндреевойТ.В. Юдиной
административного ответчика – Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее также – РСТ Республики Мордовия, орган регулирования), его представителей Е.О. Воробьевой, О.А. Сорокиной
заинтересованного лица – Федеральной антимонопольной службы (далее также – ФАС России),
старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитовой прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Изотерма» о признании недействующим со дня принятия приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 14 декабря 2018 г. № 201 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Изотерма» потребителям на 2019 – 2021 годы» в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 г. № 224 в части,
у с т а н о в и л:
Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия 14 декабря 2018 г. принят приказ № 201 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Изотерма» потребителям на 2019 – 2021 годы» (далее также – Приказ от 14 декабря 2018 г. № 201), в том числе устанавливающий долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на 2019 г. в размере 8289,89 тысяч рублей, согласно Приложению № 1.
Приказами РСТ Республики Мордовия от 17 декабря 2019 г. № 201, от 16 декабря 2020 г. № 224 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 14 декабря 2018 г. № 201 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Изотерма» потребителям на 2019 – 2021 годы» (далее также – Приказ от 17 декабря 2019 г. № 201, Приказ от 16 декабря 2020 г. № 224), в вышеуказанный приказ внесены изменения.
В частности, с учетом вышеуказанных изменений в Приложении 2 к приказу для Атяшевского городского поселения, Аловского, Атяшевского, Сабанчеевского, Тарасовского, Шейн – Майданского сельских поселений Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, Большеигнатовского, Киржеманского сельских поселений Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, Берегово – Сыресевского, Ладского сельских поселений Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, Булгаковского, Кочкуровского, Семилейского сельских поселений Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлены следующие одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям на 2019 – 2021 годы (руб./Гкал):
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. – 2793,16
с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 2850,11
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 2850,11
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 3061,78
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 3061,78
с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 3574,40
В Приложении 3 к приказу для Атяшевского городского поселения, Аловского, Атяшевского, Сабанчеевского, Тарасовского, Шейн – Майданского сельских поселений Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, Большеигнатовского, Киржеманского сельских поселений Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, Берегово – Сыресевского, Ладского сельских поселений Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, Булгаковского, Кочкуровского, Семилейского сельских поселений Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлены следующие одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям на 2019 – 2021 годы (руб./Гкал):
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. – 2793,16
с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 2850,11
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 2850,11
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 3061,78
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 3061,78
с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 3574,40
Тарифы, установленные вышеуказанными приказами, действовали с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.
ООО «Изотерма» обратилось с административным исковым заявлением, с учётом дополнений, о признании со дня принятия недействующими Приложение № 1 «Долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов» приказа от 14 декабря 2018 г. № 201 в части установления базового уровня операционных расходов на 2019 г., а также пункта 1 приказа от 16 декабря 2020 № 224 в части экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2019, 2020, 2021 годы согласно Приложению № 2 к приказу, и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, на 2019, 2020, 2021 годы согласно Приложению № 3.
Просило суд возложить обязанность принять новые нормативные правовые акты.
Требования мотивированы тем, что при расчёте базового уровня операционных расходов РСТ Республики Мордовия необоснованно занизил расходы на оказание аутсорсинговых услуг. Полагает, что вышеуказанные расходы подлежали учёту как экономически обоснованные ввиду отсутствия в штате регулируемой организации сотрудников, функции и обязанности которых идентичны услугам, предоставляемым по неучтённым договорам. В протоколе заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия от 14 декабря 2018 г. не указаны основания для произведения расчётов величины аутсорсинговых услуг исходя из затрат на оплату труда с пониженными тарифными коэффициентами сотрудников и страховым взносами, не приведён сам расчёт.
Доводит до суда мнение о том, что оспариваемые приказы противоречат действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: части первой статьи 7, части двенадцатой статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190 – ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Закон о теплоснабжении), пунктам 28, 40, 42, 44, 51, 57, 58, 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), подпункту «л» пункта 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также – Правила регулирования № 1075), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, пункту 24 Методическим указаниям по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760 – э (далее также – Методические указания № 760 – э).
Административный ответчик РСТ Республики Мордовия подал письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска. Указал, что процедура закупки посредством проведения открытого запроса котировок не состоялась, поскольку заявку подал единственный участник, в связи с чем, такой вид закупочных процедур не является конкурентным, и цена по такому договору не может быть безусловно признана как экономически обоснованная. На момент установления тарифов на 2018 г. в штатном расписании Общества присутствовали инженер, главный бухгалтер, бухгалтер, юрисконсульт, ведущий экономист и экономист, в связи с чем, тарифным органом был произведён расчёт величины аутсорсинговых услуг исходя из затрат на оплату труда сотрудников, осуществляющих соответствующие функции, с учётом пониженного тарифного коэффициента, страховых взносов, тарифной ставки рабочего первого разряда, предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно – коммунальном хозяйстве Республики Мордовия на 2017 – 2019 годы.
В дополнениях к возражениям РСТ Республики Мордовия указывает, что административный ответчик не делал упор на то, что функции, выполняемые по договорам аутсорсинга, дублируют обязанности штатных подразделений (сотрудников) с аналогичными функциями. При установлении тарифов на 2018 г. ООО «Изотерма» предоставляло штатное расписание, в котором присутствовали такие должности как инженер, главный бухгалтер, юрисконсульт, ведущий экономист и экономист. ООО «Изотерма» заявляло данные расходы в 2017 г. к учёту в составе необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) на 2018 г. Произведённый ООО «Изотерма» расчёт корректировки с целью учёта отклонений фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов на 2020 г. неверен. Также указывает на пропуск срока обращения в суд с административным исковым требованием.
22 июня 2022 г. судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФАС России.
В письменных объяснениях заинтересованное лицо ФАС России просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагая, что судебный акт по настоящему административному делу не повлияет на права и обязанности ФАС России по отношению к сторонам.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Изотерма» Ю.М. Андреева и Т.В. Юдина административный иск поддержали по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении и дополнениям к нему.
Представители административного ответчика РСТ Республики Мордовия Е.О. Воробьева и О.А. Сорокина в судебном заседании относительно административного иска возразили по основаниям, содержащимся в письменных возражениях на административное исковое заявление и в дополнениях к ним.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умнова дала заключение, в котором полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объёме (часть седьмая статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью восьмой указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Являясь субъектом регулирования оспариваемого нормативного правового акта, ООО «Изотерма», оказывающее услуги теплоснабжения преимущественно учреждениям бюджетной сферы в муниципальных образованиях Республике Мордовия: Атяшевском городском поселении, Атяшевском, Аловском, Сабанчеевском, Тарасовском, Шейн – Майданском сельских поселениях Атяшевского муниципального района, Большеигнатовском, Киржеманском сельских поселениях Большеигнатовского муниципального района, Кочкуровском, Булгаковском, Семилейском сельских поселениях Кочкуровского муниципального района, Берегово – Сыресевском, Ладском сельских поселениях Ичалковского муниципального района, Краснослободском городском поселении Краснослободского муниципального района, имеет экономическую заинтересованность в оспаривании расчётов.
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела период регулирования, для которого приказом от 14 декабря 2018 г. № 201 (в редакции приказа от 16 декабря 2020 г. № 224) были установлены тарифы, истёк. В то же время, исходя из специфики правовых отношений в сфере теплоснабжения, истечение соответствующего периода регулирования не исключает последующего применения тарифов участниками правоотношений при расчётах за поставленную тепловую энергию. В частности, в составе НВВ ООО «Изотерма» на 2022 г. учитывается корректировка с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов на 2020 г., которые рассчитываются индексацией по индексам потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, индекса изменения количества активов 2019 г.
Соответственно, нормативный правовой акт независимо от ограничения временными рамками может продолжать порождать правовые последствия и вызывать нарушения прав лица, в отношении которого применён этот акт.
В связи с изложенным, вопреки позиции административного ответчика, суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу в указанной части по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также административным истцом не пропущен срок на подачу административного искового заявления, предусмотренный частью шестой статьи, так как административный иск направлен в адрес суда 28 декабря 2021 г.
Государственное регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования № 1075, Методическими указаниями № 760 – э.
Подпунктом «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным Законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчёты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию.
Из содержания положений пункта 1 части второй статьи 5, пункта 1 части третьей статьи 7 и пункта 4 части первой статьи 8 Закона о теплоснабжении следует, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно Положению о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия, утверждённому постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. № 642, (далее также – Положение о РСТ Республики Мордовия) РСТ Республики Мордовия в пределах своей компетенции в сфере теплоснабжения устанавливает, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.
Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в РСТ Республики Мордовия образуется коллегиальный орган – Коллегия (пункт 23 Положения), состав которого утверждён приказом РСТ Республики Мордовия от 10 января 2018 г. № 01 – т.
Из материалов дела следует, что ООО «Изотерма» 18 апреля 2018 г. обратилась в РСТ Республики Мордовия с заявлением о выборе метода регулирования и установлении тарифов в сфере теплоснабжения на период с 2019 г. по 2021 г., представив комплект обосновывающих документов согласно реестру.
При рассмотрении тарифного дела РСТ Республики Мордовия применил метод индексации на 2019 – 2021 годы, первый долгосрочный период регулирования – 2019 г.
14 декабря 2018 г. на заседании Коллегии было принято решение об утверждении долгосрочных параметров регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Изотерма» потребителям на 2019 – 2021 годы, устанавливаемый на расчётный период регулирования.
Заседание Коллегии проведено при наличии необходимого кворума коллегиального органа. Результаты заседания Коллегии зафиксированы в протоколе от 14 декабря 2018 г. № 46.
14 декабря 2018 г. принят приказ РСТ Республики Мордовия № 201 на основании протокола заседания Коллегии № 46, который подписан начальником РСТ Республики Мордовия А.В. Рязановым.
В вышеуказанный приказ вносились изменения в предусмотренном Правилами порядке.
29 апреля 2020 г. административный истец обратился в РСТ Республики Мордовия с заявлением о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения с 1 января по 31 декабря 2021 г.
По результатам оценки указанного заявления органом регулирования подготовлен проект приказа № 224 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 14 декабря 2018 г. № 201 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Изотерма» потребителям на 2019 – 2021 годы», который был размещён на официальном портале органов государственной власти Республики Мордовия на странице РСТ Республики Мордовия в разделе «Нормативные акты» 10 декабря 2020 г.
16 декабря 2020 г. при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии органа регулирования, на котором единогласно принято решение об утверждении ООО «Изотерма» величины необходимой валовой выручки, использованной при расчёте (корректировке) тарифов, устанавливаемой на 2021 г.
16 декабря 2020 г. принят Приказ РСТ Республики Мордовия № 224 на основании протокола заседания Коллегии № 45, подписанный начальником РСТ Республики Мордовия А.В. Рязановым.
Согласно подпункту 9 пункта 22 Положения начальник РСТ Республики Мордовия издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Республиканской службы.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия приказа от 14 декабря 2018 г. № 201 в редакции приказа от 16 декабря 2020 г. № 224, судом не установлено.
Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В силу части второй статьи 5 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) в систему правовых актов Республики Мордовия входят нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия.
Частью второй статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10 – З «О правовых актах Республики Мордовия» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) предусмотрено, что источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет – портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда». Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.
Приказ № 201 от 14 декабря 2018 г. был официально опубликован в газете «Известия Мордовии» 21 декабря 2018 г. № 140 (25.749) – 60).
Приказ от 16 декабря 2020 г. № 224 официально опубликован 21 декабря 2020 г. на официальном интернет – портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (№ 1301202012210042).
С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт в редакции принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путём опубликования в одном из официальных источников.
Рассматривая заявленные Обществом требования о соответствии оспариваемого приказа нормам федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Оспаривая нормативные правовые акты в части, административный истец указал, что РСТ Республики Мордовия необоснованно занизил базовый уровень операционных расходов ООО «Изотерма» на 2019 г. суммарно на <данные изъяты> тысячи рублей, в том числе на инженерно – техническое обслуживание котельных и тепловых сетей на <данные изъяты> тысячи рублей, на оплату услуг бухгалтерского и налогового сопровождения на <данные изъяты> тысяч рублей, на оплату экономических услуг на <данные изъяты> тысяч рублей, юридических услуг на <данные изъяты> тысяч рублей.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Пунктом 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определено, что величина текущих расходов определяется в соответствии с пунктами 57 – 66 Основ ценообразования, операционных расходов – в соответствии с пунктами 58 – 60 Основ ценообразования и величина неподконтрольных расходов – в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Операционные расходы, в том числе, включают расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, а также расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. Указанные затраты определяются исходя из плановых (расчётных) значений цен и экономически обоснованных объёмов работ (услуг) (подпункты «а» и «б» пункта 44, подпункты «г», «и» пункта 58 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Из материалов тарифного дела и экспертного заключения усматривается, что Общество предлагало включить в базовый уровень операционных расходов расходы на выполнение работ и услуг производственного характера на 2019 г., в том числе: инженерно – технические услуги <данные изъяты> тысяч рублей; оплата услуг бухгалтерского и налогового сопровождения <данные изъяты> тысяч рублей; экономические услуги – <данные изъяты> тысяч рублей, юридические услуги – <данные изъяты> тысяч рублей. Итого <данные изъяты> тысяч рублей.
ООО «Изотерма» письмом от 28 ноября 2018 г. № 121 сообщило в РСТ Республики Мордовия, что в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) проводит процедуру торгов по оказанию аутсорсинговых услуг, получены коммерческие предложения и сформированы начальные максимальные цены контрактов: инженерно – техническое обслуживание в размере <данные изъяты> рублей, бухгалтерское и налоговое сопровождение <данные изъяты> рублей, экономическое сопровождение <данные изъяты> рублей, юридическое сопровождение <данные изъяты> рублей.
На основании проведения ООО «Изотерма» открытых запросов котировок на право заключения договоров на оказание аутсорсинговых услуг в рамках абонентского обслуживания на официальном сайте в ЕИС в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru
– извещение № <данные изъяты> размещен протокол от 6 декабря 2018 г.;
– извещение № <данные изъяты> размещен протокол от 6 декабря 2018 г.;
– извещение № <данные изъяты> размещен протокол от 6 декабря 2018 г.;
– извещение № <данные изъяты> размещен протокол от 6 декабря 2018 г.
В протоколах указано, что в связи с тем, что на момент окончания подачи заявок в адрес заказчика ООО «Изотерма» поступило по одной заявке, соответствующей требованиям закупочной документации заказчика, на основании Положения о закупках товаров, работ и услуг ООО «Изотерма» открытые запросы котировок признаны несостоявшимися, проведение новых процедур нецелесообразными, заключить договоры посредством закупки у единственного поставщика с участником, подавшим единственную заявку, с индивидуальным предпринимателем Н.Н. Пальдяев:
– на оказание аутсорсинговых инженерно – технических услуг в рамках абонентского обслуживания от 24 декабря 2018 г. № 24/12 – 03 на сумму <данные изъяты> рубля;
– на оказание аутсорсинговых бухгалтерских услуг в рамках абонентского обслуживания от 18 декабря 2018 г. № 18/12 – 01 на сумму <данные изъяты> рублей;
– на оказание аутсорсинговых экономических услуг в рамках абонентского обслуживания от 24 декабря 2018 г. № 24/12 – 02 на сумму <данные изъяты> рублей;
– на оказание аутсорсинговых юридических услуг в рамках абонентского обслуживания от 18 декабря 2018 г. № 18/12 – 02 на сумму <данные изъяты> рублей.
Письмами от 7 декабря 2018 г. № 131 и от 10 декабря 2018 г. № 132 ООО «Изотерма» направило в РСТ Республики Мордовия документацию о проведении закупок, также письмом от 26 декабря 2018 г. № 143 направило заключенные договора.
ООО «Изотерма» на основании протокола № 2 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 19 декабря 2017 г. был заключен договор на оказание юридических услуг от 2 января 2018 г. № 02/01/18 на 2018 г. с индивидуальным предпринимателем ФИО23 на сумму 995 000 рублей. Также на основании протокола № 3 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 21 декабря 2017 г. был заключен договор на оказание бухгалтерских услуг от 3 января 2018 г. № 03/01/18 – Б на 2018 г. с индивидуальным предпринимателем ФИО22 на сумму <данные изъяты> рублей, на основании протокола № 4 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26 декабря 2017 г. был заключен договор на оказание экономических услуг от 9 января 2018 г. № 09/01/18 – Э на 2018 г. с индивидуальным предпринимателем ФИО21 на сумму <данные изъяты> рублей.
Данные документы были представлены в РСТ Республики Мордовия в составе тарифного дела ООО «Изотерма» на утверждение тарифов на тепловую энергию на 2019 г. на основании заявления от 18 апреля 2018 г. № 37 о выборе метода регулирования и установлении тарифов в сфере теплоснабжения с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Акты об оказании аутсорсинговых услуг по данным договорам были представлены в РСТ Республики Мордовия письмом ООО «Изотерма» от 29 ноября 2018 г. № 124.
Базовый уровень операционных расходов на 2019 г. установлен органом регулирования для ООО «Изотерма» в размере 8289,89 тысяч рублей.
Согласно пояснениям административного ответчика, орган регулирования при определении расходов на оказание аутсорсинговых услуг на 2019 г. не учёл проведённые торги и занизил суммы расходов, поскольку проведённая закупочная процедура является неконкурентной, в связи с чем указывает, со ссылкой на практику ФАС России, что цена по таким договорам не может быть безусловно признана как экономически обоснованная.
РСТ Республики Мордовия указывает, что ранее при определении тарифа на 2018 г. было установлено, что в штатном расписании ООО «Изотерма» присутствовал инженер с тарифным коэффициентом <данные изъяты> Экспертами произведён расчёт величины аутсорсинговых услуг исходя из затрат на его оплату труда в соответствии с тарифным коэффициентом <данные изъяты> и страховых взносов. Экономически обоснованный размер аутсорсинговых услуг на оказание инженерно – технических услуг по расчётам экспертов составил <данные изъяты> тысяч рублей. Также эксперты указывают, что ранее в штатном расписании присутствовали юрисконсульт, ведущий экономист, экономист, главный бухгалтер и бухгалтер, расчёт произведён исходя из затрат на их оплату труда в соответствии с пониженным тарифным коэффициентом и страховых взносов, в соответствии с которым экономически обоснованный размер аутсорсинговых услуг на оказание бухгалтерских услуг составил <данные изъяты> тысяч рублей, экономических услуг <данные изъяты> тысяча рублей, юридических услуг <данные изъяты> тысяч рублей.
Проверяя доводы административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.
В связи с отсутствием государственного регулирования цен аутсорсинговых услуг подпункт «а» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в данном случае не применяется.
Экономическая обоснованность цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, обеспечивается проведением конкурсных процедур (подпункт «б» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путём проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 указанной статьи торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из анализа действующего законодательства, торги представляют собой способ заключения договора, содержащий правовой механизм, обеспечивающий определённый порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью выявления победителя, предложение которого может быть признано лучшим среди других.
Порядок подготовки и процедуры проведения конкурса регулируются нормами Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Изотерма», утверждённым протоколом общего собрания участников № 3 от 7 ноября 2017 г.
В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель ФИО24 признан единственным участником конкурса, заявка соответствовала конкурсной документации.
Заключение договоров с участником торгов, подавшим единственную заявку, по смыслу статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 3.2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, с учётом положения конкурсной документации общества, является результатом проведения торгов и отвечает требованиям подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Учёт экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Следовательно, у РСТ Республики Мордовия не было оснований для отказа в признании затрат на выполнение работ и услуг производственного характера на 2019 г., а именно, инженерно – технические услуги <данные изъяты> тысяч рублей; оплата услуг бухгалтерского и налогового сопровождения <данные изъяты> тысяч рублей; экономические услуги – <данные изъяты> тысяч рублей, юридические услуги – <данные изъяты> тысяч рублей, экономически необоснованными.
Ссылка РСТ Республики Мордовия на иную практику ФАС России о неправильности выводов не свидетельствует, поскольку указанная административным ответчиком позиция была основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора.
Каких – либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, не представлено.
Также суд обращает внимание на то, что административным ответчиком, на которого возложена обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта, не представлено штатное расписание, положенное в основу расчёта величины аутсорсинговых услуг, а также сам расчёт. Сторонами также не оспаривается, что РСТ Республики Мордовия, исходя из указанного штатного расписания 2017 г., применило пониженный тарифный коэффициент, не произвело индексацию расчёта оплаты труда на 2019 г., не провело анализ рыночных цен на работы (услуги). Так же, как следует из пояснений административного истца, и не оспаривается административным ответчиком, трудовые договора по штатному расписанию 2017 г. с инженером, главным бухгалтером, юрисконсультом, ведущим экономистом и экономистом не заключались. Фактическая среднесписочная численность работников ООО «Изотерма» за 2017 – 2019 годы составляла 1 человек. Начиная с марта 2020 г. фактическая среднесписочная численность работников ООО «Изотерма» увеличилась до 2 человек.
Помимо того, в нарушение подпункта «л» пункта 32 Правил регулирования цен № 1075 в протоколе заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия от 14 декабря 2018 г. № 46, указаны только окончательные цифры, отсутствует расчёт величины аутсорсинговых услуг.
Таким образом, суд признает, что расчёт оспариваемого тарифа произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства по изложенным выше основаниям и свидетельствует о противоречии оспариваемого приказа требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы.
При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий РСТ Республики Мордовия по определению статьи регулируемой организации, а именно расходов на оказание аутсорсинговых услуг, которые влияют на базовый уровень операционных расходов на 2019 г., нормативный правовой акт в данной части нельзя признать законными и обоснованными в связи с их несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учётом того, что базовый уровень операционных расходов на 2019 г. определен неверно, то размер экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2019, 2020, 2021 годы, согласно Приложению № 2, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, на 2019, 2020, 2021 годы также являются экономически необоснованными, и подлежат отмене.
В связи с вышеизложенным, в силу пункта 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный иск подлежит удовлетворению.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с иной, чем день принятия, даты не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административное исковое требование административного истца о возложении обязанности о принятии нормативного правового акта, заменяющий оспариваемый Приказ, не является материально – правовым требованием, оснований для возложения на РСТ Республики Мордовия обязанности по принятию нормативного правового акта, замещающего оспариваемый нормативный правовой акт, который прекратил действие в связи с истечением срока, с учётом того, что урегулированные им правовые отношения также прекращены, суд не усматривает.
В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с РСТ Республики Мордовия в пользу ООО «Изотерма» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей, подтверждённые платежным поручением № 450 от 3 декабря 2022 г.
В силу пункта 2 части четвёртой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
р е ш и л:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Изотерма» удовлетворить частично.
Признать приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 14 декабря 2018 г. № 201 «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Изотерма» потребителям на 2019 – 2021 годы», в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 16 декабря 2020 г. № 224 не действующим со дня его принятия в части:
– базового уровня операционных расходов на 2019 г. Приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов»;
– Приложения № 2 «Экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям»;
– тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения Приложения № 3 «Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям».
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Взыскать с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Изотерма» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Мотивированное решение суда составлено 15 сентября 2022 г.