ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-340/19 от 21.03.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3-340/2019

21 марта 2019 года г. Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Ханановой А.Т.,

с участием представителей административного истца АО «Стерлитамакские железные дороги» - ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Стерлитамакские железные дороги» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

АО «Стерлитамакские железные дороги» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником: земельного участка с кадастровым номером №..., ...; земельного участка с кадастровым номером №..., ...; земельного участка с кадастровым номером №..., ...; земельного участка с кадастровым номером №..., ...; земельного участка с кадастровым номером №..., ....

По состоянию на 01 июня 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей.

Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчету об оценке ООО ОК «Альянс» от 30 августа 2018 года по состоянию на 01 июня 2014 года рыночная стоимость: земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет №... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей.

Установление завышенной кадастровой стоимости в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, нарушают его права как налогоплательщика, увеличивая сумму налогов.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан №1088 от 02 октября 2018 года заявление АО «Стерлитамакские железные дороги» было отклонено.

На основании изложенного, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке ООО ОК «Альянс» от 30 августа 2018 года.

В судебном заседании представители административного истца АО «Стерлитамакские железные дороги» - ФИО1, ФИО2, действующие по доверенности от 17 октября 2018 года, просили требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.

Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно положениям части 1 статьи 24.18 приведенного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установлено, что административный истец АО «Стерлитамакские железные дороги» является собственником: земельного участка с кадастровым номером №......; земельного участка с кадастровым номером №..., ...; земельного участка с кадастровым номером №..., ...; земельного участка с кадастровым номером №..., ...; земельного участка с кадастровым номером №..., ..., что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 декабря 2018 года.

Результаты ГКОЗ утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №646 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан» по состоянию на 01 июня 2014 года.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 октября 2018 года по состоянию на 01 июня 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей, земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере ... рублей.

Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке ООО ОК «Альянс» от 30 августа 2018 года, согласно которому по состоянию на 01 июня 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей.

Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», 13 сентября 2018 года АО «Стерлитамакские железные дороги» было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Решением комиссии №1088 от 02 октября 2018 года заявление АО «Стерлитамакские железные дороги» отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Единый центр правовой помощи».

Согласно заключению эксперта ООО «Единый центр правовой помощи» ФИО3 №01-2019 от 25 февраля 2019 года по состоянию на 01 июня 2014 года рыночная стоимость: земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ...... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рубля; земельного участка с кадастровым номером №... составляет ... рублей; земельного участка с кадастровым номером №...:№... составляет ... рублей.

Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о том, что заключение оценочной судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «Единый центр правовой помощи» ФИО3, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.

На основании изложенного, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе заключение ООО «Единый центр правовой помощи» ФИО3 №01-2019 от 25 февраля 2019 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление АО «Стерлитамакские железные дороги» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 11 января 2019 года, после обращения 13 сентября 2018 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ... по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., ..., по состоянию на 01 июня 2014 года, равной его рыночной стоимости в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова