ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-34/15 от 16.09.2015 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

дело №3-34/15

16 сентября 2015 года г. Владикавказ

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Багаевой С.В.,

при секретаре Туаевой Б.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дудати А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, соответствующего его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Дудати А.Н. обратился с заявлением в Верховный Суд РСО-Алания с привлечением в качестве заинтересованных лиц Правительство РСО-Алания, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания, АМС Ардонского района РСО-Алания, Управление Росреестра по РСО-Алания, в котором просит:

- установить кадастровую стоимость земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и эксплуатации зданий и сооружений, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере ... рублей, на календарную дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость;

- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером ... из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и эксплуатации зданий и сооружений, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.

В судебном заседании представитель заявителя Чехоев В.Г., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности ... от 26.08.2015г., заявленные требования поддержал, указав в обоснование заявленного требования, что Дудати А.Н. является собственником нежилых строений литеры: «Г», «Н», «Ф», «Ю», расположенных по адресу: ...

Постановлением Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания № 594 от 17 декабря 2014г. Дудати А.Н. был передан в собственность земельный участок общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... для эксплуатации существующих нежилых зданий и сооружений (склад сельскохозяйственного использования).

Подготовлен проект договора купли – продажи земельного участка с АМС Ардонского района РСО-Алания, в п.2 которого предусмотрена выкупная цена участка – ... рублей, которая определена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Законный интерес Дудати А.Н., обратившегося в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, состоит в приведении в соответствие показателей кадастровой стоимости земельного участка с показателем его рыночной стоимости. Наличие такого несоответствия является нарушением прав заявителя как правообладателя земельного участка на выкуп земельного участка по цене, которая зависит от величины кадастровой стоимости.

Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Галуев А.Д.., действующий по доверенности № ... от 04.03.2015г., заявленные требования просил оставить без удовлетворения.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия – Алания Нигкоева М.М., действующая на основании доверенности №... от 01.07.2015г., заявленные требования просила оставить без удовлетворения.

Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по РСО-Алания Дзусова Р.О., действующий на основании доверенности ... от 28.01.2013г., заявленные требования просила оставить без удовлетворения, представив письменное возражение, в котором указала, что проведенная оценка спорного земельного участка и положительное экспертное заключение по нему не соответствуют требованиям закона, и не могут быть положены в основу решения суда. Оценщик использовал при проведении оценки только сравнительный подход, но обязан был использовать затратный, сравнительный и доходный оценки или обосновать отказ от использования того или иного подхода. При использовании сравнительного подхода оценщиком в качестве аналогов использованы земельные участки не сходные с объектом оценки, отсутствуют их кадастровые номера.

Представитель заинтересованного лица - Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.

Предусмотренный статьей 24.18 Закона №135-ФЗ судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации.

Материалами дела установлено следующее.

Дудати А.Н. является собственником нежилых строений литеры: «Г», «Н», «Ф», «Ю», расположенных по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, записи о регистрации № ..., № ..., №15-... соответственно.

Постановлением Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания № 594 от 17 декабря 2014г. Дудати А.Н. был передан в собственность земельный участок общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., для эксплуатации существующих нежилых зданий и сооружений (склад сельскохозяйственного использования).

Подготовлен проект договора купли – продажи земельного участка Администрацией местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания, в п.2 которого предусмотрена выкупная цена участка – ... рублей, которая определена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Кадастровая стоимость названного земельного участка в настоящее время определена в размере ... руб., согласно данным Управления Росреестра.

Представленный заявителем отчет № ... от 12 мая 2015г. индивидуального предпринимателя ... свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка и составляет ... рублей по состоянию на 01.01.2015г.

К материалам дела приложено положительное экспертное заключение №... от 22 июня 2015г. Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков «Экспертный совет» на указанный отчет.

Доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания о несоответствии оценки требованиям закона опровергаются ответами в судебном заседании оценщика .... и его письменным отзывом по отчету, из которых следует, что при оценке земельных участков из земель населенных пунктов используется только сравнительный подход. Затратный подход не используется вообще, а доходный используется при оценке земель непосредственно приносящих доход, например, пахотных земель сельскохозяйственного назначения. В качестве аналогов взяты земельные участки, которые относятся к землям населенных пунктов и предназначены для коммерческой деятельности, расположены недалеко друг от друга.

Таким образом, доказательств того, что отчет об определении рыночной стоимости земельного участка содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности в РФ и Федеральным стандартам оценки заинтересованными лицами не представлено.

Заявленные Дудати А.Н. требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление Дудати А.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, соответствующего его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером ..., из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и эксплуатации зданий и сооружений, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере ... рублей, по состоянию на 01.01.2015г.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 33271 кв.м, с кадастровым номером ..., из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания и эксплуатации зданий и сооружений, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Багаева

Копия верна судья С.В. Багаева

Решение вступило в законную силу «_____»_________________2015 г.

Судья С.В. Багаева