Дело № 3-35/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2014 года г. Киров
Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стёксова В.И.,
с участием прокурора Момотюк В.В.,
при секретаре Шабалиной М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.С. о признании незаконными действий должностного лица и отмене решения избирательной комиссии Кировской области о регистрации кандидата,
установил:
М.С. , Т.А. обратились в суд с заявлением, в котором указали, что являются кандидатами на должность Губернатора Кировской области. Считают, что в ходе избирательной кампании по проведению выборов Губернатора Кировской области временно исполняющим обязанности Губернатора Кировской области Б.Н. совершены грубые нарушения законодательства, посягающие на свободное осуществление гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными в органы государственной власти, прямо закрепленные статьей 32 Конституции Российской Федерации.
Действующим законодательством предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Кировской области должны быть собраны 224 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области (но не более 235 подписей); в вышеуказанное количество должны входить 44 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Кировской области (но не более 46 подписей), причем из не менее чем 34 муниципальных районов и городских округов Кировской области (всего же таких муниципальных образований в области 45).
В тоже время, в ходе избирательной кампании Б.Н. было собрано свыше 900 подписей («листов поддержки») депутатов муниципальных образований. Такое количество подписей существенно превышает все установленные законом пределы, противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству Кировской области, а также нарушает права и свободы третьих лиц. Сбор подписей осуществлялся посредством использования кандидатом преимуществ своего должностного положения и, зачастую, с оказанием давления на депутатов, что прямо противоречит подпунктам «в», «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области № от <дата>Б.Н. был зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Кировской области.
В то же время Т.А. был лишен возможности собрать подписи в количестве, необходимом для выдвижения своей кандидатуры в качестве кандидата на должность Губернатора Кировской области, поскольку подавляющее большинство депутатов отдало свои подписи в поддержку Б.Н. и Т.А. просто не хватило «свободных» подписей.
На основании изложенного просили признать незаконными действия временно исполняющего обязанности Губернатора Кировской области Б.Н. по сбору подписей («листов поддержки») в размере, существенно превышающем установленные законодательством пределы, которые следует рассматривать как «злоупотребление правом» и которые создали искусственные препятствия, в частности, другому кандидату - Т.А. собрать необходимое количество подписей («листов поддержки»), которое было необходимо ему в обязательном порядке для его регистрации и продолжения его участия в избирательной кампании. Также просили отменить Постановление Избирательной комиссии Кировской области от <дата>№ «О регистрации кандидата на должность Губернатора Кировской области Б.Н. ».
Определением судьи Кировского областного суда от 11 августа 2014 года в принятии вышеуказанного заявления от Т.А. было отказано.
В судебном заседании представитель заявителя М.С. – Т.А. заявленные требования поддержал в полном объеме. Указал, что, по его мнению, временно исполняющим обязанности Губернатора Кировской области Б.Н. в ходе сбора предусмотренных законом подписей, были нарушены базовые положения Конституции РФ, в том числе часть 3 статьи 17, в которой сказано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, часть 2 статьи 32, предусматривающей, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, часть 4 статьи 32, дающей гражданам РФ равный доступ к государственной службе.
Более того, считает, что как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П, сбор одним из кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации подписей, в количестве, значительно превышающем предусмотренный законом минимум, является злоупотреблением кандидатом своими правами и созданием препятствий выдвижению иных кандидатов.
Вышеуказанное, в совокупности с положениями Закона Кировской области «О выборах Губернатора Кировской области», Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Представитель Избирательной комиссии Кировской области Г.Н. с требованиями заявления не согласился, указал, что кандидатом на должность Губернатора Кировской области Б.Н. было представлено в Избирательную комиссию Кировской области предусмотренное законом количество подписей. При проверке все 235 представленных подписей были признаны достоверными. Учитывая, что кандидатом Б.Н. был соблюден порядок выдвижения на должность Губернатора Кировской области, порядок сбора подписей и оформления листов поддержки кандидата депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований, порядок сбора подписей избирателей и оформления подписных листов для сбора подписей избирателей, документы, представленные для регистрации соответствуют требованиям статей 33, 35, 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статей 27, 27.1, 29, 29.1 Закона области «О выборах Губернатора Кировской области» Избирательная комиссия области приняла законное и обоснованное решение о регистрации Б.Н. кандидатом на должность Губернатора Кировской области. В связи с изложенным просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо Б.Н. в судебное заседание не явился. Представитель заинтересованного лица по доверенности Р.А. просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования не признал.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, заслушав мнение прокурора Момотюк В.В., считающего, что заявление М.С. удовлетворению не подлежит, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Согласно положениям Конституции РФ:
часть 3 статьи 17 «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»;
часть 2 статьи 32 «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»;
часть 4 статьи 32 «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе».
10 июня 2014 года Законодательное Собрание Кировской области приняло постановление № 37/101, которым назначило дату выборов Губернатора Кировской области на 14 сентября 2014 года.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от <дата>№ в качестве кандидата на должность Губернатора Кировской области был зарегистрирован Б.Н.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от <дата>№ в качестве кандидата на должность Губернатора Кировской области был зарегистрирован М.С.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона Кировской области от 28 июня 2012 года № 157-ЗО «О выборах Губернатора Кировской области» решение Избирательной комиссии области о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в суд в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Полагая, что Б.Н. допустил нарушения законодательства о выборах, которые являются основаниями для отмены его регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Кировской области, М.С. обратился в суд с указанным заявлением.
Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствуют регистрации кандидата.
Регистрация кандидата может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Таковыми случаями, в частности, являются обстоятельства, предусмотренные подпунктами «а», «д», «е», «з», «и», «л», «о» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно подпункту «л» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата (в данном случае отмены решения о регистрации) является неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (аналогичное положение содержится в подпункте 12 пункта 2 статьи 32 Закона Кировской области от 28 июня 2012 года № 157-ЗО «О выборах Губернатора Кировской области»).
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения законодателем подразумеваются действия, перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
В силу положений пункта 5 статьи 40 во взаимосвязи с подпунктом «л» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ неоднократное совершение вышеуказанных действий свидетельствует об использовании кандидатом своего должностного или служебного положения, что является основанием для отмены регистрации кандидата.
В тоже время, доказательств того, что кандидатом Б.Н. совершались действия по привлечению лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидата; сбору подписей избирателей, ведению предвыборной агитации, лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; доступу (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации и другие, суду не предоставлено.
Приведенные заявителем и его представителем доводы относительно совершения кандидатом Б.Н. действий, направленных на сбор подписей («листов поддержки») в размере, существенно превышающем установленные законодательством пределы, не предусмотрены законом в качестве оснований для их квалификации как действия, связанные с использованием кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации.
Частью 9 статьи 27 Закона Кировской области «О выборах Губернатора Кировской области» установлено, что в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории области.
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 9 статьи 27, частью 3 статьи 30 Закона Кировской области «О выборах Губернатора Кировской области», Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 10 июня 2014 года № 110/754 было определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Кировской области должны быть собраны 224 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области, из них 44 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Кировской области.
Пунктом 2 Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 10 июня 2014 года № 110/754 определено допустимое превышение количества представляемых в Избирательную комиссию подписей, а пунктом 3 указанного постановления установлено, что кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов и городских округов не менее чем в 34 муниципальных районах и городских округах Кировской области.
Как видно из материалов дела кандидатом на должность Губернатора Кировской области Б.Н. для регистрации в Избирательную комиссию Кировской области представлено 235 листов поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области в свою поддержку, в том числе 46 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, которые представляют 34 муниципальных района и городских округа.
Каких-либо фактов, подтверждающих действия кандидата Б.Н. либо его доверенных лиц, либо иных лиц, в том числе государственных или муниципальных служащих, направленных на сбор подписей, предусмотренных законом, в количестве, превышающем допустимые пределы, ни Избирательной комиссией Кировской области до регистрации Б.Н. кандидатом в Губернаторы Кировской области, ни судом в ходе судебного разбирательства не установлено.
Материалы СМИ, на которые ссылается заявитель, и которые имеются в материалах дела, содержат предположения, не подтвержденные соответствующими допустимыми доказательствами.
Так в публикации в газете «Репортеръ» <дата>№, как и в информации с сайта http://Newsler.ru (л.д.15-19) содержатся сведения об оказании Б.Н. поддержки со стороны «единороссов» и «эсеров» и о сборе в совокупности более 900 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Однако, ни источника данной информации, ни доказательств ее обоснованности, данные публикации не содержат.
Информация, представленная в интервью «Б.Н. объявил боевые действия со стороны административного ресурса» от <дата>, размещенного на сайте Издательского дома «Коммерсант», является личным мнением интервьюируемого лица (М.С.), и не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Также, согласно имеющемуся в материалах дела ответу прокурора Кировской области Б.С. от <дата> в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ М.С. (заявителя по настоящему делу) фактов оказания давления на депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований при сборе подписей, в том числе в поддержку Б.Н. ., не установлено. Ответ был дан по результатам проверки обращений М.С. со ссылкой на нарушение избирательного законодательства в части злоупотребления служебными полномочиями при сборе подписей.
Более того, сам по себе факт наличия собранных за того или иного кандидата листов поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области в количестве значительно превышающем установленный законом минимум подписей, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для отмены регистрации данного кандидата, поскольку не соответствует критериям, установленным федеральным законодателем.
Не содержат материалы дела также сведений, о том, что количество собранных за Б.Н. подписей создали препятствия, другому кандидату - Т.А. собрать необходимое количество подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, которое было необходимо ему в обязательном порядке для его регистрации.
Согласно Постановлению Избирательной комиссии Кировской области № от <дата> «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Кировской области Т.А. » <дата> кандидатом Т.А. в Избирательную комиссию для регистрации было предоставлено 110 листов поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области в свою поддержку, в том числе 17 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, которые представляют 14 муниципальных района и городских округа.
После проверки число достоверных подписей составило 102, что в силу требований Постановления Избирательной комиссии Кировской области от 10 июня 2014 года № 110/754 свидетельствует о недостаточном количестве представленных достоверных подписей.
В материалы дела не предоставлено сведений о количестве депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области подержавших выдвижение каждого из кандидатов на должность Губернатора Кировской области. При общем количестве 4466 депутатов и глав муниципальных образований, в том числе 878 депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, и допустимого количества подписей за одного кандидата, установленного Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 10 июня 2014 года № 110/754 - 235, общего количества депутатов и глав муниципальных образований достаточно для выдвижения 19 кандидатов.
Заявителем в материалы дела не предоставлено доказательств, свидетельствующих о невозможности сбора кандидатом на должность Губернатора Кировской области Т.А. необходимого количества листов поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области (в количестве 224), в том числе 44 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, которые представляют 34 муниципальных района и городских округа, то есть наличия искусственно созданных препятствий для его выдвижения.
Ссылки заявителя на нарушение заинтересованным лицом Б.Н. положений Постановления Конституционный Суд Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 32-П являются необоснованными, поскольку установленные судом обстоятельства дела в отношении действий Б.Н., связанных с принятием оспариваемого решения о регистрации его в качестве кандидата на должность Губернатора Кировской области не противоречат правовой позиции, изложенной в указанном Постановлении Конституционного Суда РФ. Как указано выше, в ходе рассмотрения дела судом не было установлено фактов, свидетельствующих о сборе подписей кандидатом Б.Н. в размере, существенно превышающем установленные законодательством пределы, тем более их представлении в Избирательную комиссию Кировской области.
Указанное выше в совокупности позволяет суду сделать вывод, что факты, указанные заявителем о совершении кандидатом на должность Губернатора Кировской области Б.Н. действий по сбору подписей в размере, существенно превышающем установленные законодательством пределы, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Также судом не установлены обстоятельства, предусмотренные действующим федеральным и областным законодательством, являющимся основанием для отмены регистрации кандидата Б.Н.
Оспариваемое Постановление от <дата>№ «О регистрации кандидата на должность Губернатора Кировской области Б.Н. » принято Избирательной комиссией Кировской области в пределах своей компетенции, с соблюдением установленного порядка его принятия, в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
С учетом изложенного суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных М.С. требований о признании незаконными действий должностного лица и отмене Постановления Избирательной комиссии Кировской области от <дата>№ «О регистрации кандидата на должность Губернатора Кировской области Б.Н. » - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 (пяти) дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме будет изготовлено 15 августа 2014 года.
Судья Кировского областного суда В.И. Стёксов