ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-35/20 от 25.09.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 сентября 2020 г. по делу № 3а-48/2020

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О.,

при секретаре Солдатовой А.С.,

с участием в деле:

административного истца – открытого акционерного общества «Станкостроитель» (далее ОАО «Станкостроитель»), его представителя ФИО1,

административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, его представителя ФИО2,

заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Промышленный центр» (далее ООО «Промышленный центр»),

заместителя прокурора Республики Мордовия Перескокова Л.В., прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П.,

рассмотрев в г. Саранске 25 сентября 2020 г. в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «Станкостроитель» о признании недействующими пункта 70 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, пункта 73 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73, пункта 73 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. № 94,

установил:

приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее Госкомимущество Республики Мордовия) 29 ноября 2016 г. № 91 на 2017 год определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень объектов).

Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 30 ноября 2016 г. № 134(25.449)-60.

Приказ вступил в силу с 1 января 2017 г.

Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73 на 2018 год определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень объектов).

Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения на официальном портале органов государственной власти в Республике Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в газете «Известия Мордовии» от 19 декабря 2017 г. в номере 142.

Приказ вступил в силу с 1 января 2018 г.

Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. № 94 на 2019 год определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень объектов).

Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 27 февраля 2019 г. № 22-9.

Приказ вступил в силу с 1 января 2019 г.

ОАО «Станкостроитель» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пунктах 70, 73, 73 вышеназванных Перечней объектов на 2017, 2018, 2019 годы указан принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости: часть здания административно-бытового корпуса (кадастровый номер <№>), расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Мордовия, город Саранск, Пролетарский район, улица Строительная, д. 11 «б», и является плательщиком налога на имущество организаций на территории Республики Мордовии.

Часть здания административно-бытового корпуса включена в Перечни объектов на 2017, 2018, 2019 годы в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и помещений в них, а также в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов.

Включение части административно-производственного здания в Перечни объектов на 2017, 2018, 2019 годы привело к тому, что налоговая база налога на имущество организаций стала определяться исходя из кадастровой стоимости здания, и соответственно размер налога на имущество организаций значительно увеличился.

Вместе с тем часть здания административно-бытового корпуса не отвечает требованиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В указанной части здания помещения используются для размещения администрации общества, как бытовые помещения для рабочих, часть помещений сдается в аренду, при этом общая площадь сдаваемых в аренду помещений составляют менее 20%, Часть здания как административно-деловой центр или торговый центр не используется, помещения для размещения в них офисов не используются.

Административно-производственное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <№> с разрешённым видом использования: «для размещения производственных помещений».

В связи с этим административный истец считает, что оспариваемые пункты 70, 73, 73 Перечней объектов на 2017, 2018, 2019 годы противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.

Полагает, что оспариваемыми пунктами нарушаются права административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество организаций в повышенном размере. Административный истец просил признать пункты 70, 73, 73 Перечней объектов на 2017, 2018, 2019 годы не действующими со дня вступления в законную силу Приказов, которыми вышеназванные Перечни утверждены.

Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подал возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, сославшись на результаты обследования вышеназванной части здания, проведённого 25 ноября 2016 г., согласно которому установлено фактическое использование административно-производственного здания как объекта административного назначения, вследствие чего включение спорного здания в Перечень объектов соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный иск не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила удовлетворить административный иск по указанным в нём основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика Госкомимущества Республики Мордовия ФИО2 просила оставить административный иск без удовлетворения ввиду того, что нормативные правовые акты приняты уполномоченным государственным органом Республики Мордовия в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В судебном заседании прокурор - заместитель прокурора Республики Мордовия Перескоков Л.В. дал заключение, в котором полагал, что оспариваемые пункты 70, 73, 73 Перечней объектов на 2017, 2018, 2019 годы не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу приказов, которыми вышеназванные перечни утверждены.

Представитель заинтересованного лица ООО «Промышленный центр» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения был надлежаще и своевременно извещен, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.

В связи с отсутствием оснований для отложения судебного заседания суд определил провести судебное заседание в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Промышленный центр».

Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме законность оспариваемых положений нормативных актов, суд приходит к следующему.

Согласно статье 72 (пункт «и» части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Налоговый кодекс Российской Федерации, а также приказы Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, от 30 ноября 2017 г., от 29 ноября 2018 г. № 94 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 4.1 и 9 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7, комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Председатель комитета издает приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 сентября 2015 г. № 520 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 и 10 указанного Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, приказом руководителя Комитета создается Комиссия для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, не согласных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость.

Установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путём проведения их обследования. При обследовании проводится выезд членов Комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

В ходе обследования (по согласованию с собственником объекта недвижимого имущества) осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.

По результатам обследования Комиссия в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

На основании актов обследования в случае установления Комиссией фактического использования объекта недвижимости для целей, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций осуществляет подготовку приказа об определении Перечня объектов.

Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 на 2017 год, которым определён Перечень объектов, принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 29 ноября 2016 г. (т. 2, л.д. 111-115).

Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73 на 2018 год, которым определён Перечень объектов, принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 30 ноября 2017 г. (т. 2, л.д. 116-237).

Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. № 94 на 2019 г, которым определён Перечень объектов, принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 28 ноября 2018 г. (т. 2, л.д. 138-155).

Из вышеизложенного следует, что обжалуемые в части приказы приняты Госкомимуществом Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативных правовых актов Республики Мордовия соблюдена, данные приказы опубликованы в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемые приказы Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, от 30 ноября 2017 г. № 73 и от 29 ноября 2018 г. № 94 были изданы в соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года № 54-З «О налоге на имущество организаций».

В силу положений статьи 2 Закона Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года № 54-З «О налоге на имущество организаций» налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них;

2) нежилых помещений общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, включение части здания в Перечни объектов, определяемые в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, влечёт повышение для ОАО «Станкостроитель» налоговой ставки по налогу на имущество организаций с 0,5 % до 2 % от кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи чем нормативные правовые акты в оспариваемых частях затрагивают законные интересы административного истца, т.к. сопряжены с увеличением суммы налога, подлежащей уплате.

Следовательно, ОАО «Станкостроитель» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты Республики Мордовия применены в отношении него и этими актами нарушаются его законные интересы, что подтверждается налоговыми декларациями по налогу на имущество, суммы которых в отношении оспариваемого объекта недвижимости определены в размере 2 % от его кадастровой стоимости.

Предметом судебного контроля являются оспариваемые пункты 70, 73, 73 Перечней объектов, в которые, по мнению административного истца, незаконно включён принадлежащий ему объект.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 августа 2020 г. земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, улица Строительная, д. 11 «б», с кадастровым номером <№>, относится к категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для размещения производственных помещений» (т. 2, л.д. 2-3).

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 августа 2020 г. подтверждается, что часть здания административно-бытового корпуса (кадастровый номер <№>), расположенная по адресу: Российская Федерация, Республика Мордовия, город Саранск, Пролетарский район, улица Строительная, д. 11 «б», принадлежат на праве собственности ОАО «Станкостроитель», запись о регистрации прав сделана 22 июля 2010 г. (т. 1, л.д. 4-5).

Часть здания расположена на земельном участке, категория земель – «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования – «для размещения производственных помещений», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 августа 2020 г. (т. 2, л.д. 2-3).

Как видно из технического паспорта по состоянию на 8 октября 2010 г. часть здания административно-бытового корпуса, расположенная по адресу: Российская Федерация, Республика Мордовия, город Саранск, Пролетарский район, улица Строительная, д. 11 «б», состоит из 4-х этажей, подземного этажа и технического этажа. Из экспликации установлено, что в подвале части здания расположено 84 помещения, на первом этаже части здания - 78 помещений, на втором этаже – 50 помещений, на третьем этаже - 74 помещения, на четвертом - 24 помещения.

В техническом паспорте отсутствует информация, свидетельствующая о том, что какие-либо помещения части здания предназначены и используются в качестве офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, магазинов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

ОАО «Станкостроитель» сдает в аренду помещения в здании административно-бытового корпуса общей площадью 420,3 кв.м., что составляет менее 20 % от общей площади здания составляющей 7497,3 кв.м.

Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно положениям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно положениям пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах следует, что указанные в документах кадастрового и технического учета назначение, наименование и разрешенное использование части здания административно-бытового корпуса, вид разрешенного использования земельного участка, на котором она расположена, свидетельствуют, что спорная часть здания не относится к административно-деловым центрам и торговым центрам. По этим же причинам помещения в этом здании не могут быть отнесены к офисам и объектам торговли.

Фактическое использование части административно-производственного здания административным истцом не устанавливалось.

ОАО «Станкостроитель» представлено Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте ОАО «Станкостроитель» (далее Положение), утвержденным генеральным директором ОАО «Станкостроитель» 14 января 2015 г.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения пропуск (проход) работников и посетителей на территорию объекта осуществляется через КПП-1. Основанием для прохода работников и посетителей, а также проезда транспортных средств и выноса (вывоза) мате6риальных ценностей через КПП-1 и КПП-2, оборудованных на территории объекта, является предъявление сотрудникам охраны (контролерам) персональных пропусков и пропусков установленной формы и пропуска.

В связи с действующим в обществе пропускным режимом часть здания используется только для постоянно работающих и временно находящихся на территории объекта, сотрудников фирм-арендаторов и посетителей.

Исходя из указанного, здание не может быть использовано, за исключением помещений, сданных в аренду, как административно-деловой центр и торговый центр (комплекс) и помещений в них. Как было указано выше общая площадь сданных в аренду помещений составляет менее 20% от общей площади части здания.

Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств (технический паспорт на часть здания, выписки из ЕГРН о части здания и земельном участке, на котором она расположена) подтверждает, что включение части здания в Перечни объектов являлось правомерным только при условии фактического использования как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади этого здания.

Акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 25 ноября 2016 г. не содержит сведений о том, как используются помещения, образующие часть здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Строительная, д. 11 «б».

В связи с этим пункт 70 Перечня объектов на 2017 год, пункт 73 Перечня объектов на 2018 год, пункт 73 Перечня объектов на 2019 год не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, подлежат признанию не действующими:

пункт 70 Перечня объектов на 2017 год со дня принятия приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91;

пункт 73 Перечня объектов на 2018 год, со дня принятия приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73;

пункт 73 Перечня объектов на 2019 год со дня принятия приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. № 94 на 2019 г., поскольку таким образом обеспечивается восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Госкомимущества Республики Мордовия подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 13 500 руб., подтвержденные платежными поручениями № 308 от 5 февраля 2020 г., № 2165 от 30 июля 2020 г.

Руководствуясь статьями 174, 178-180, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административный иск открытого акционерного общества «Станкостроитель» удовлетворить полностью.

Признать не действующим со дня принятия пункт 70 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91.

Признать не действующим со дня принятия пункт 73 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73.

Признать не действующим со дня принятия пункт 73 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. № 94.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или в газете «Известия Мордовии», или газетах «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

Взыскать с Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия в пользу Открытого акционерного общества «Станкостроитель» расходы на уплату государственной пошлины в размере 13 500 (тринадцать тысяч пятьсот) рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия А.О. Бажанов

Мотивированное решение изготовлено 9 октября 2020 г.