МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2015г. по делу № 3-362/15
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Потаниной А.А.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3-362/15 по заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления Губернатора Московской области № 146-ПГ от 31.07.2014 «Об утверждении Порядка проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области»,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Губернатора Московской области № 146-ПГ от 31 июля 2014 года «Об утверждении Порядка проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурс на создание гимна Московской области» (далее – постановление № 146-ПГ).
Постановление № 146-ПГ опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 31 июля 2014 года, в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 144 от 8 августа 2014 года, «Информационный вестник Правительства Московской области» № 16 от 19 декабря 2014 года.
Постановлением Губернатора Московской области от 21 октября 2014 года № 219-ПГ «О внесении изменения в состав конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области» (далее - постановление № 219-ПГ) внесено изменение в состав конкурсной комиссии творческого конкурса.
Постановление № 219-ПГ опубликовано в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 212 от 14 ноября 2014 года и «Информационный вестник Правительства Московской области» № 18 от 29 декабря 2014 года.
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что 15 сентября 2014 года с соблюдением сроков и требований, предусмотренных порядком проведения творческого конкурса, с целью участия на общих основаниях в конкурсе в адрес куратора конкурса-Министерства культуры Московской области, предоставил конкурсную работу в номинации «Гимн (музыкально-поэтическое произведение)».
24 ноября 2014 года заявитель был информирован куратором конкурса о том, что его работа не рекомендована конкурсной комиссией к размещению для всеобщего открытого голосования на сайте конкурса.
Полагает, что оспариваемым Порядком проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурс на создание гимна Московской области конкурсная комиссия наделена неоправданной свободой усмотрения отбора работ, представленных на конкурс, в составе конкурсной комиссии отсутствуют лица, имеющие профессиональные навык и знания, позволяющие справедливо оценивать представленные работы в номинации «Гимн (музыкально-поэтическое произведение)».
Указывает, что все представленные на конкурс работы должны без их предварительного отбора конкурсной комиссией публиковаться на официальном сайте для всенародного обсуждения.
В судебном заседании ФИО1 дополнил основания признания нормативного правового акта недействующим, указав, что отбор конкурсных работ должна осуществлять Геральдическая комиссия Московской области, а представленная заявителем на конкурс работа в номинации музыкально-поэтических произведений в исключение из общего правила участия в конкурсе (анонимно, без раскрытия персональных данных участников) должна быть представлена к конкурсу с указанием автора- «ФИО1».
Полагает, что Порядок проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области противоречит частям 1, 1.1. статьи 7 Закона Московской области от 26 сентября 2006 года № 154/2006-ОЗ «О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области».
В судебном заседании ФИО1 поддержал требования, просил заявление удовлетворить в полном объеме.
Представители Губернатора Московской области – ФИО2 и Министерства культуры Московской области –ФИО3 требования ФИО1 не признали и пояснили, что постановление Губернатора Московской области № 146-ПГ от 31 июля 2014 года «Об утверждении Порядка проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области» принято в пределах полномочий высшего должностного лица Московской области, оспариваемые заявителем положения в действующей редакции не противоречат Закону Московской области от 26 сентября 2006 года № 154/2006-ОЗ «О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области» и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Представителями заинтересованных лиц представлены письменные возражения на заявление (л.д. 40-45, 55-57).
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 73, частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно статье 25 Устава Московская область имеет официальную символику: герб, флаг и иную символику. Описание и порядок использования официальной символики устанавливаются законами Московской области.
Порядок создания гимна Московской области определён Законом Московской области от 26 сентября 2006 года № 154/2006-03 «О символике в Московской области и муниципальных образованиях Московской области» (далее - Закон Московской области № 154/2006-03).
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 7 Закона Московской области № 154/2006-03 герб Московской области, флаг Московской области, гимн Московской области устанавливаются законами Московской области. Создание гимна Московской области осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области устанавливается Губернатором Московской области.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, по мнению суда, постановление № 146-ПГ от 31 июля 2014 года «Об утверждении Порядка проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области» принято Губернатором Московской области в пределах его полномочий.
Исходя из целей и задач, определенных оспариваемым нормативным правовым актом, Губернатором Московской области был объявлен открытый публичный конкурс на создание гимна Московской области. Соответственно, порядок его проведения должен соответствовать требования гражданского законодательства к публичным конкурсам.
Порядок организации публичных конкурсов установлен статьями 1057 - 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 1057 ГК РФ публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или в иных средствах массовой информации, либо, закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.
В соответствии с частью 4 статьи 1057 ГК РФ объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Под существом задания понимаются требования, предъявляемые к результату работ.
Организатор либо самостоятельно оценивает работы, представленные на конкурс, либо может привлечь для этого третьих лиц - конкурсную комиссию, жюри.
Место, срок и порядок представления работ определяются организатором в объявлении о проведении конкурса. Конкурс может проходит в несколько этапов и (или) туров. В таких случаях в каждом туре производятся оценка и отбор лучших работ.
К обязательным условиям, которые также должны содержаться в конкурсном объявлении, относятся порядок и срок объявления результатов конкурса.
Согласно пункту 2 Порядка проведения конкурса на создание гимна Московской области координатором творческого конкурса и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области (далее - Порядка проведения конкурса) является Министерство культуры Московской области.
В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения конкурса для проведения творческого конкурса, а также в целях соблюдения критериев оценки конкурсных работ и подведения его итогов создаётся конкурсная комиссия творческого конкурса.
Пунктом 11 Порядка проведения конкурса состав комиссии формируется из числа известных композиторов, поэтов, деятелей культуры и искусства, представителей исполнительных органов государственной власти, общественных деятелей в количестве от пятнадцати до тридцати человек.
Суд приходит к выводу, что персональный состав членов конкурсной комиссии в полной мере соответствует критериям отбора, определенным Порядком проведения конкурса.
В соответствии с полномочиями, установленными пунктами 20, 35, абзацем 2 пункта 41, абзацем 5 пункта 42 Порядка проведения конкурса, комиссия проверяет конкурсные работы на соответствие критериям конкурсных работ, а также производит их отбор на первом и втором этапах творческого конкурса.
Конкурсные работы, отобранные комиссией, в соответствии с абзацем 3 пункта 41, абзацем 8 пункта 42 Порядка проведения конкурса, размещаются на официальном сайте творческого конкурса для последующего отбора путём всеобщего открытого голосования. По результатам данного голосования определяются конкурсные работы, проходящие в следующий этап творческого конкурса.
Присвоение мест конкурсным работам осуществляется по итогам всеобщего открытого голосования в ходе третьего этапа Конкурса в соответствии с пунктом 44 Порядка проведения конкурса.
Таким образом, оспариваемым заявителем Порядком проведения конкурса определены условия организации и деятельности комиссии, критерии конкурсных работ, правила подачи работ на конкурс, порядок проведения конкурса, порядок размещения информации о результатах проведения конкурса и порядок выплаты денежных премий победителям конкурса.
Доводы заявителя о том, что общее руководство проведением конкурса должно осуществляться Геральдической комиссией Московской области, основаны на неправильном толковании законов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Московской области № 154/2006-03 Геральдическая комиссия Московской области создаётся с целью упорядочения использования символики Московской области и муниципальных образований Московской области, координации работы по созданию символики Московской области и муниципальных образований Московской области, проведения единой политики в сфере геральдического обеспечения Московской области и муниципальных образований Московской области.
Постановлением Московской областной Думы от 26 декабря 2007 года № 18/28-П «О Положении о Геральдической комиссии Московской области» утверждено Положение о Геральдической комиссии Московской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения Геральдическая комиссия Московской области является коллегиальным экспертно-консультативным органом Московской области.
К функциям Геральдической комиссии Московской области, установленным разделом III Положения, не относится проведение конкурса на создание гимна Московской области.
Пунктом 45 Порядка проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области установлено, что в течение пяти рабочих дней после проведения третьего (финального) этапа Координатор конкурса направляет в Геральдическую комиссию Московской области конкурсную работу, победившую в конкурсе.
Таким образом, оспариваемое постановление Губернатора Московской области № 146-ПГ согласуется с целями полномочий Геральдической комиссии Московской области, определёнными в части 1 статьи 9 Закона Московской области № 154/2006-03.
Доводы о том, что с учетом популярности творчества заявителя, правило анонимности конкурсанта в отношении представленной им работы не должно применяться, основаны на субъективной оценке заявителем целей и задач проведения творческих конкурсов. Кроме того, с учетом части 3 статьи 1057 ГК РФ приглашение к участию в открытом конкурсе и участие в конкурсе должно быть всегда не персонифицировано.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление № 146-ПГ от 31 июля 2014 года «Об утверждении Порядка проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области» принято Губернатором Московской области в пределах его полномочий, не противоречит федеральному законодательству, законодательству Московской области и не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление ФИО1 о признании недействующим постановления Губернатора Московской области № 146-ПГ от 31.07.2014 «Об утверждении Порядка проведения открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области и состава конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья Ракунова Л.И.