ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-362/2016 от 18.03.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3-362/2016

датаадрес

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Вязовой С.В.,

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО29, Халепа ФИО30, ФИО6 ФИО31, Ворничан ФИО32, ФИО8 ФИО33, ФИО9 ФИО34, Зелинской ФИО35, ФИО2 ФИО36, ФИО13 ФИО37, ФИО3 ФИО38, Семериковой ФИО39, ФИО16 ФИО40 к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан №136 от 28 марта 2014 года «Об Адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» в части включения в приложение №1 к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в адресном перечне аварийных многоквартирных домов и в приложение №3 к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в реестре аварийных многоквартирных домов по способам переселения в таблицах «ГО г. Уфа, РБ» домов №..., №... по адрес,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 утверждены Адресные программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития жилищного строительства на 2013-2017 годы.

Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 25 апреля 2014 года и в журнале «Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан» 12 мая 2014 года № 214 (452), статья 615 (опубликован без Программ и приложений к ним).

ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, являющиеся собственниками квартир жилых домов №..., №... по адрес, обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим постановление Правительства Республики Башкортостан №... от дата «Об Адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» в части включения в приложение №... к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в адресном перечне аварийных многоквартирных домов и в приложение №... к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в реестре аварийных многоквартирных домов по способам переселения в таблицах «ГО адрес, РБ» домов №..., №... по адрес.

В обоснование своих требований истцы указали, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы.

В приложении №... Адресный перечень аварийных многоквартирных домов Адресной программы Республики Башкортостан под порядковыми номерами 292, 293 указаны их адрес, №... по адрес. Там же указано о том, что основанием для признания домов аварийными служит Акт межведомственной комиссии, утвержденный постановлением главы адрес от дата№....

Однако признание этих домов аварийными не произведено в установленном законом порядке. Из копий актов межведомственной комиссии видно, что они составлены формально, не соответствуют нормам Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от дата№..., которые действовали в дата году.

Акты межведомственной комиссии от дата не содержат сведений о величине физического износа жилых зданий и их элементов, основанных на соответствующих нормативных документах.

Более того в них приведены недостоверные сведения, указано, что ГВС отсутствует, однако все квартиры имеют газовые колонки еще с дата года. Отсутствуют сведения о наличии ХВС, которое также функционирует с дата года.

Истцы полагают, что подлинников актов межведомственной комиссии, утвержденных постановлением главы адрес от дата№..., по признанию домов №..., №... по адрес аварийными, не существует.

Поскольку в установленном порядке до датаадрес, №... по адрес не были признаны аварийными, то включение их в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан №136 от 28 марта 2014 года, противоречит пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №158-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Оспариваемый в части республиканский нормативный правовой акт нарушает жилищные права административных истцов, поскольку предусматривает переселение их из квартир, принадлежащих истцам на праве собственности.

В судебном заседании административные истцы: ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, представитель административных истцов ФИО17, действующий по доверенностям от дата, дата, дата, представитель административного истца ФИО7 – ФИО18, допущенный до участия в деле на основании устного заявления, административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Относительно заявленного представителями административного ответчика и заинтересованных лиц ходатайства о применении судом пропуска трехмесячного срока обращения в суд, указали, что поскольку ими оспаривается нормативный правовой акт, административный иск в соответствии с действующим законодательством может быть подан в суд в течение всего срока его действия.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан ФИО19, действующий по доверенности от дата, административные исковые требования не признал, суду пояснил, что нарушений закона при подготовке и издании оспариваемого постановления Правительства Республики Башкортостан не допущено. При таких обстоятельствах оснований для признания данного нормативного правового акта противоречащим закону не имеется. Кроме того, истцами пропущен установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением о нарушении их прав в связи с изданием оспариваемого постановления Правительства Республики Башкортостан. На основании изложенного просил суд отказать в удовлетворении заявленных административными истцами требований.

Представители заинтересованного лица Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО20, ФИО21, действующие по доверенностям дата, дата, представитель заинтересованного лица адрес городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО20, действующая по доверенности от дата, суду пояснили, что решениями Октябрьского районного суда адрес от дата и дата установлено, что административным истцам о нарушенном праве было известно дата. Более того дата в адрес МБУ «Служба сноса и расселения» ГО адрес Республики Башкортостан поступили обращения ФИО22, ФИО7, ФИО6, ФИО9, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15. ФИО16 и др. с просьбой дать разъяснения об аварийном состоянии их домов, где в данном обращении истцы ссылаются на Адресную программу, о которой узнали впервые. Также, дата ФИО11 было вручено уведомление, в котором указано, что адрес включен в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№.... На основании изложенного представители заинтересованных лиц просили суд отказать в удовлетворении заявленных истцами требований, применить последствия пропуска истцами трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд.

Представитель заинтересованного лица Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО23, действующая по доверенности от дата, просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск.

Административные истцы: ФИО5, ФИО9, ФИО11, ФИО14 в судебное заседание не явились, представив суду заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия.

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от дата производство административного дела в части предъявленной административным истцом ФИО10 к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим в части нормативного правового акта прекращено в связи с отказом от административных исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ (в редакции от 29 июня 2015 года) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Из оспариваемого Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 следует, что республиканский нормативный правовой акт принят в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно данному пункту Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Основными задачами данной региональной адресной программы являются формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования участников Программы. Реализация Программы, как это заявлено в ней осуществляется с соблюдением Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, включение жилых домов в региональную адресную программу не должно противоречить нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и предписаниям Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которыми установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем по предоставлению такой финансовой поддержки, и которыми в том числе вводятся понятия «переселение граждан из аварийного жилищного фонда» и «аварийный жилищный фонд».

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аварийный жилищным фонд - это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном до 1 января 2012 года порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункты 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

Статья 16 названного Федерального закона предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1) и должна содержать определенные данные (часть 2).

В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В 1999 году порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания был установлен Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.

В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.

Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносил исполком районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Судом установлено, что приведенные требования федерального законодательства не были соблюдены, в региональную адресную программу включены многоквартирные жилые адрес, №... по адрес, которые не признаны в установленном порядке до дата аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а именно отсутствует акты межведомственной комиссии адрес, утвержденные постановлением главы администрации адрес от дата№....

По настоящему административному делу административные истцы, оспаривая в части нормативный правовой акт, ссылаются на то, что адрес, №... по адрес не признаны в установленном порядке аварийными и непригодными для проживания (обследование состояния жилых домов не проводилось, акты межведомственной комиссии в дата году не составлялись).

С учетом требований частей 2, 3 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о невозможности разрешить дело без подлинных экземпляров актов межведомственной комиссии адрес, утвержденных постановлением главы администрации адрес от дата№....

Утверждение представителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что вышеуказанные документы изъяты на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ по РОПД ГСУ МВД по РБ о производстве выемки от дата, голословно, не подтверждается какими либо доказательствами.

Так, из протокола выемки от дата и ответа начальника Следственной части по РОПД Главного следственного управления МВД по Республике Башкортостан ФИО41 от дата, следует, что при производстве выемки дата, акты обследования межведомственной комиссии о признании жилых домов №..., №... по адрес не пригодными для проживания сотрудниками полиции не изымались.

Из ответа Управляющими делами Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО42 от дата на запрос суда, следует, что постановление главы Администрации Советского района города Уфы Республики Башкортостан №735 от 22 марта 1999 года «Об утверждении актов обследования межведомственной комиссии о признании жилых домов непригодными для постоянного проживания» со всеми приложениями изъято на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ по РОПД ГСУ МВД по РБ о производстве выемки от дата.

Акты межведомственной комиссии о признании жилых домов №..., №... по адрес в адрес непригодными для постоянного проживания, аварийными или подлежащими сносу на хранение в архивный отдел Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан не передавались.

На основании вышеизложенного, выдать указанные документы не представляется возможным.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц пояснили, что не могут представить подлинники актов межведомственной комиссии о признании спорных домов аварийными, утвержденных постановлением главы администрации адрес от дата№....

Суд также учитывает, что в силу пункта 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домой и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от дата№..., действовавшего на момент вынесения постановления главы администрации Советского района города Уфы от дата№..., к непригодным для постоянного проживания жилым домам относились:

- каменные дома с физическим износом свыше 70%;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.

Однако, из приобщенных в материалы дела копий актов межведомственной комиссии об обследовании адрес, утвержденных Постановлением главы адрес№... от дата, следует, что указанный дом: кирпичный, дата года постройки, имеется эл/снабжение, газоснабжение, ГВС отсутствует, не благоустроен; износ конструктивных элементов – 60%.

Из копии акта межведомственной комиссии об обследовании адрес, утвержденного этим же Постановлением главы адрес№... от дата, следует, что указанный дом: кирпичный, дата года постройки, имеется эл/снабжение, канализация, газоснабжение, ГВС отсутствует, не благоустроен; износ конструктивных элементов – 60%.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО9 (№...), составленного дата, физический износ адрес – 32%. Дом оборудован: водопровод, канализация, центральное отопление и т.д. Из технического паспорта на указанную квартиру следует, что дом кирпичный, благоустроен, имеется: канализация, газоснабжение, водяное отопление, газовые колонки, водопровод и т.д.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО24 (№...), составленного дата, физический износ адрес – 44,80%. Дом оборудован: водопровод, канализация, водяное отопление и т.д.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО16 (№...), составленного дата, физический износ адрес - 36%. Дом оборудован: водопровод, канализация, водяное отопление и т.д.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО25 (№...), составленного дата, физический износ адрес - 36%. Дом оборудован: водопровод, канализация, водяное отопление и т.д.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО15 (№...), составленного дата, физический износ адрес – 43,20%. Дом оборудован: водопровод, канализация, водяное отопление и т.д.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО13 (№...), составленного дата, физический износ адрес – 43,20%. Дом оборудован: водопровод, канализация, водяное отопление и т.д.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО26 (№...), составленного дата, физический износ адрес – 42,40%. Дом оборудован: водопровод, канализация, водяное отопление и т.д. Из технического паспорта на указанную квартиру следует, что дом кирпичный, благоустроен, имеется: канализация, газоснабжение, водопровод, отопление, и т.д.

Согласно акту оценки приватизируемой квартиры ФИО11 (№...), составленного дата, физический износ адрес – 44,80%.

Кроме того, из приобщенных в материалы дела заключений специалиста ООО «Центр Судебных Экспертиз Республики Башкортостан» ФИО27 от дата следует, что фактический реальный физический износ дома, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адрес, составляет 43%; фактический реальный физический износ дома, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, адрес, составляет 30%.

При таких обстоятельствах адрес, №... по адрес не могли быть отнесены в дата году к домам непригодным для постоянного проживания на основании пункта 2.2. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от дата№....

Поскольку в установленном порядке до дата многоквартирные жилые адрес, №... по адрес не были признаны аварийными, следовательно, их включение в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., противоречит пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от дата № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Оспариваемый в части республиканский нормативный правовой акт нарушает жилищные права административных истцов, поскольку предусматривает переселение граждан из спорных домов.

Следовательно, заявленные требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда и на его основании реализовывались права граждан, суд считает необходимым на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Относительно ходатайства, заявленного представителями Правительства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о применении последствий пропуска истцами трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд, суд приходит к следующему.

Заявляя данное ходатайство, представители административного ответчика и заинтересованных лиц сослались на статью 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, и решения Октябрьского районного суда адрес от дата и дата, которыми установлено, что административным истцам о нарушенном праве было известно дата.

Данное ходатайство суд находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку трехмесячный срок обращения с административным иском в суд, применим к административным делам, вытекающим из производства дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Предметом рассматриваемого судом административного искового заявления ФИО4, ФИО5, ФИО6 и др., является оспаривание в части республиканского нормативного правового акта, нарушающего права и законные интересы истцов.

Обстоятельства, установленные решениями Октябрьского районного суда адрес от дата и дата, которыми отказано в удовлетворении требований административных истцов о признании незаконными действий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, признании не соответствующим нормам действующего законодательства актов межведомственной комиссии о признании домов аварийными и непригодными для жилья, не имеют преюдициального значения для данного дела. Более того указанные судебные постановления не вступили в законную силу.

В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах, поскольку административными истцами исковое заявление об оспаривании в части республиканского нормативного правового акта подано в суд в феврале 2016 года, т.е. в период его действия, срок обращения в суд с учетом части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истцами не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1 ФИО43, Халепа ФИО44, ФИО6 ФИО45, Ворничан ФИО46, ФИО8 ФИО47, ФИО9 ФИО48, Зелинской ФИО49, ФИО2 ФИО50, ФИО13 ФИО51, ФИО3 ФИО52, Семериковой ФИО53, ФИО16 ФИО54 удовлетворить.

Признать недействующим постановление Правительства Республики Башкортостан №... от дата «Об Адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» в части включения в приложение №... к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в адресном перечне аварийных многоквартирных домов и в приложение №... к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в реестре аварийных многоквартирных домов по способам переселения в таблицах «ГО адрес, РБ» домов №..., №... по адрес, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова