Дело №3-36/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда - Шкобенёвой Г.В.,
при секретаре - Береговской Н.В.,
с участием прокуроров Ступака А.А., ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Брянске Брянской области 21 сентября 2012 г. дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Брянской области № 65/450-5 от 06.09.2012 года «Об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области»,
УСТАНОВИЛ:
Избирательная комиссия Брянской области ДД.ММ.ГГГГ приняла решение № об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области.
ФИО2 обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области» и обязании Избирательной комиссии Брянской области зарегистрировать ФИО2 кандидатом на должность Губернатора Брянской области.
Как указывает заявитель, оспариваемое Постановление принято с нарушением положений Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области».
В суде представители ФИО2 - ФИО3, ФИО4, ФИО5, поддержали заявленные требования и пояснили суду, что Избирательная комиссия Брянской области неправильно применила закон, отказав в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО2, <данные изъяты> подписей были признаны недостоверными на основании пункта 8 статьи 28 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области». В том числе, <данные изъяты> депутата проставили свои подписи в поддержку и ФИО2, и ФИО8, но, подписи в поддержку ФИО2 были поставлены ранее. Несмотря на это, Рабочая группа не засчитала указанные подписи в поддержку ФИО2 в связи с тем, что ФИО8 уже зарегистрирован в качестве кандидата в Губернаторы. ФИО2, представивший документы в Избирательную комиссию позднее, после публикации списка депутатов, поставивших свои подписи в листах поддержки кандидата ФИО8, должен был заявить в комиссию о том, что указанные депутаты поставили свои подписи в его поддержку ранее. Ни в федеральном, ни в региональном законодательстве не содержится подобное требование к кандидатам уведомлять комиссию о подобных фактах. Следовательно, поскольку подписи этих депутатов за ФИО2 были проставлены ранее, чем за ФИО8, они признаны недостоверными незаконно.
<данные изъяты> депутатов проставили свои подписи в поддержку и ФИО2, и ФИО30, а еще <данные изъяты> депутата проставили свои подписи в поддержку и ФИО2, и ФИО9 Как установлено Рабочей группой подписи указанных <данные изъяты> депутатов в поддержку ФИО2 были поставлены позднее, в связи с чем не были засчитаны ФИО2 При этом, подлинность подписей данных депутатов в листах поддержки кандидата ФИО2 удостоверялась нотариально, а подлинность подписей этих же депутатов в листах поддержки кандидатов ФИО30 и ФИО9 удостоверялась должностными лицами местного самоуправления.
Установление Законом Брянской области в нарушение норм Федерального закона возможности не нотариального заверения подписи главами местных администраций является, по мнению заявителя, незаконным и принято вне пределов компетенции регионального законодателя. Такие нормы, противоречащие Федеральному закону, не могут применяться Избирательной комиссией. Следовательно, подписи указанных 14 депутатов должны были быть засчитаны в пользу ФИО2, поскольку эти же подписи не могли быть засчитаны ФИО30 и ФИО9
В нарушение требований закона в ведомости проверки листов не указано, на каком основании <данные изъяты> подписей депутатов не засчитаны ФИО2, не перечислены указанные подписи.
Ошибочное толкование и применение Избирательной комиссией
Брянской области норм федерального и регионального законодательства,
равно как и возможное текстуальное несовершенство таких норм, их
несогласованность, по мнению заявителя, не должны быть причинами нарушения пассивного избирательного права кандидата ФИО2
В судебном заседании представители ФИО2 уточнили доводы и указали, что подписи депутатов в <данные изъяты> листах поддержки кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО30 являются недостоверными в силу Закона Брянской области и недействительными в силу Федерального закона, и таким образом, подписи этих же депутатов в
листах поддержки ФИО2 должны быть засчитаны ФИО2
В листах поддержки депутатов ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО35 в качестве избирательного объединения, выдвинувшего кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО30, указана Всероссийская политическая партия «<данные изъяты>», что не соответствует действительности, поскольку выдвижение на должность Губернатора Брянской области ФИО30 произведено Брянским региональным отделением Всероссийской политической партии «<данные изъяты>».
В <данные изъяты> листах поддержки кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО30 и <данные изъяты> листах поддержки кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО9 удостоверительные надписи совершены с нарушением требований пунктов 6, 15, 21 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденной приказом от 27 декабря 2007 г. № 256 Министерства юстиции Российской Федерации.
Подписи <данные изъяты> депутатов в поддержку и ФИО30, и ФИО2 были проставлены в один день. Однако при удостоверении подписей нотариус не удостоверяет и не проверяет время ее учинения. В силу этого, по мнению заявителя у Избирательной комиссии Брянской области не было оснований утверждать, что эти подписи были проставлены ранее за ФИО30, чем за ФИО2, а не наоборот. Это обстоятельство необходимо было проверить путем опроса соответствующих депутатов, чего сделано не было. В этой связи эти подписи не зачтены ФИО2 без достаточных к тому оснований.
Оспариваемым Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № нарушается пассивное избирательное право заявителя - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти, предусмотренное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представители Избирательной комиссии Брянской области -председатель комиссии ФИО19, заместитель председателя комиссии - ФИО20 и ФИО21 с заявлением ФИО2 не согласились и в суде пояснили следующее.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 1 статьи 26 Закона Брянской области № 37-3 от 29.06.2012 года «О выборах Губернатора Брянской области» и постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 12.07.2012 года №54/357-5 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Брянской области» в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Брянской области должна быть представлена 241 подпись депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Брянской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 были представлены в Избирательную комиссию Брянской области <данные изъяты> подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, собранные в поддержку его выдвижения кандидатом на должность Губернатора Брянской области.
По результатам проверки <данные изъяты> подписей Избирательной комиссией Брянской области признаны недостоверными на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 28 и пункта 13 статьи 26 Закона Брянской области № 37-3 от 29.06.2012 года «О выборах Губернатора Брянской области».
<данные изъяты> подписей депутатов представительных органов муниципальных образований: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО22, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО35, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Закона «О выборах Губернатора Брянской области», не засчитаны в общее количество подписей в поддержку выдвижения кандидата, так как ранее проставлены за другого кандидата.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26 Закона Брянской области № 37-3 от 29.06.2012 года «О выборах Губернатора Брянской области», подписи депутатов ФИО27 (лист №), ФИО28 (лист №), поставленные в поддержку кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО8, не засчитываются в общее количество подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО2, так как кандидат на должность Губернатора Брянской области ФИО8, сдал необходимые документы для регистрации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ уже был зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Брянской области Избирательной комиссией Брянской области.
Таким образом, по заявлению представителей Избирательной комиссии Брянской области, число достоверных подписей, засчитанных ФИО2, составило <данные изъяты>, что в силу пункта 1 статьи 26 Закона Брянской области № 37-3 от 29.06.2012 года «О выборах Губернатора Брянской области» и Постановления Избирательной комиссии Брянской области от 12.07.2012 года №54/357-5 свидетельствует о недостаточном количестве представленных достоверных подписей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 29 Закона Брянской области № 37-3 от 29.06.2012 года «О выборах Губернатора Брянской области» недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Губернатора Брянской области, что и было отмечено в Постановлении Избирательной комиссии Брянской области.
Определением Брянского областного суда от 20.09.2012 г. привлечены в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований по делу по заявлению ФИО2 о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области» -зарегистрированные кандидаты на должность Губернатора Брянской области ФИО8, ФИО9 и ФИО39
В судебном заседании ФИО8 пояснил, что не согласен с заявленными ФИО2 требованиями, поскольку они не основаны на законе. Постановлением Избирательной комиссии Брянской области он зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Брянской области. Данное постановление в установленном порядке обжаловано не было. Действия избирательной комиссии считает обоснованными.
В судебном заседании ФИО9 пояснил, что также не согласен с заявленными ФИО2 требованиями, поскольку они не основаны на законе. Постановлением Избирательной комиссии Брянской области он зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Брянской области. Постановление в установленном порядке обжаловано не было.
В судебном заседании представитель ФИО30 по доверенности ФИО29 пояснил, что не согласен с заявленными ФИО2 требованиями, поскольку они не основаны на законе. Постановлением Избирательной комиссии Брянской области ФИО30 зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Брянской области. При проверке листов в поддержку кандидата в Губернаторы Избирательной комиссией Брянской области нарушений выявлено не было. Данное постановление в установленном порядке обжаловано ФИО2 не было.
Выслушав объяснения представителей ФИО2 - ФИО4, ФИО3, ФИО5, представителей Избирательной комиссии Брянской области ФИО19, ФИО20, ФИО21, заинтересованных лиц - ФИО8, ФИО9, представителя ФИО30 ФИО29, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Брянской области Ступака А.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Брянский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Брянской области от 29.07.2012 года № 37-3 "О выборах Губернатора Брянской области" Постановлением Брянской областной Думой от 12.07.2012 г. № 5-1102 на 14 октября 2012 года назначены выборы Губернатора Брянской области.
Постановлениями Избирательной комиссии Брянской области кандидатами на должность Губернатора Брянской области зарегистрированы ФИО8, ФИО31, ФИО9, ФИО30
Постановлением Избирательной комиссии Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области» ФИО2 отказано в регистрации (т.1 л.д. 11-13).
Основанием для отказа заявителю в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области явилось недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав и муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата Ж (подпункт 6 пункта 2 статьи 29 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области»).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 были представлены в Избирательную комиссию Брянской области <данные изъяты> из необходимых 241 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, собранные в поддержку его выдвижения кандидатом на должность Губернатора Брянской области.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со статьей 71 Закона Брянской области «О выборах губернатора Брянской области» основания отмены решения комиссии об отказе в регистрации кандидата осуществляются в порядке и сроки, которые установлены статьями 76, 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 1 статьи 26 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области» и Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 12.07.2012 года №54/357-5 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Брянской области» в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Брянской области должна быть представлена 241 подпись депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Брянской области.
Из представленного суду оспариваемого Постановления усматривается, что по результатам проверки листов поддержки ФИО2 <данные изъяты> подписей признаны недостоверными на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 28 и пункта 13 статьи 26 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области», а также не засчитаны <данные изъяты> подписи на основании пункта 7 статьи 26 и 14 подписей на основании пункта 8 статьи 28 указанного Закона Брянской области.
Число достоверных подписей составило <данные изъяты>, что в силу пункта 1 статьи 26 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области» и Постановления Избирательной комиссии Брянской области от 12 июля 2012 года №54/357-5, свидетельствует о недостаточном количестве представленных достоверных подписей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 29 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области» недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Губернатора Брянской области.
Из материалов дела видно, что ФИО2, оспаривая Постановление Избирательной комиссии Брянской области, обратился с заявлением в Центральную Избирательную комиссию Российской Федерации.
Постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО2 на Постановление Избирательной комиссии Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области» оставлена без удовлетворения (т.1 л.д. 85-88).
Как видно из текста вышеуказанного Постановления, признавая недостоверными <данные изъяты> подписей на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 28 и пункта 13 статьи 26 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области», Избирательная комиссия Брянской области не учла, что в <данные изъяты> заявлениях депутатов представительных органов муниципальных образований содержатся сведения о совершении противоправных действий (принуждение, вручение денежных средств и т.п.). В силу положений пунктов 4, 5 статьи 20, статей 23, 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом установления фактов совершения подобных противоправных действий избирательные комиссии не наделены, поскольку это отнесено к компетенции правоохранительных органов.
Депутат Совета народных депутатов г. Фокино ФИО40 в своем заявлении не указывает на совершение в отношении неё противоправных действий, а сообщает об отзыве поставленной в поддержку кандидата ФИО2 подписи. Между тем в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 12 статьи 26 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области» отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается.
При указанных обстоятельствах на этом этапе Избирательная комиссия Брянской области признала недостоверными <данные изъяты> подписей без достаточных к тому оснований.
Как указано в Постановлении, подписи <данные изъяты> депутатов не были засчитаны ФИО2 на основании пункта 8 статьи 28 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской области» правомерно, поскольку ранее они поддержали выдвижение иных кандидатов.
Центральная Избирательная комиссия пришла к выводу, что представленных ФИО2 <данные изъяты> достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований недостаточно для регистрации его кандидатом на должность Губернатора Брянской области.
Суд, проверяя доводы заявителя в части невозможности нотариального заверения подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в листах поддержки, представленных для регистрации кандидата на должность Губернатора Брянской области главами местных администраций, находит их не основанными на законе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Закона Брянской области № 37-3
от 29.06.2012 года «О выборах Губернатора Брянской области» если при
проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа
муниципального образования или избранный на муниципальных выборах
глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
<данные изъяты> подписей депутатов представительных органов муниципальных образований ФИО10 (лист №), ФИО11 (лист №), ФИО12 (лист №), ФИО13 (лист №), ФИО14 (лист №), ФИО22 (лист №), ФИО16 (лист №), ФИО17 (лист №), ФИО18 (лист №), ФИО35 (лист №), ФИО23 (лист №), ФИО24 (лист №), ФИО25 (лист №), ФИО26 (лист №) (т.1 л.д.32-47), не засчитаны в общее количество подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО2 так как ранее проставлены за другого кандидата, а именно:
- за кандидата ФИО30 подписи: ФИО10 (лист №),
ФИО11 (лист №), ФИО12 (лист №), ФИО13 (лист
№), ФИО14 (лист №), ФИО33 (лист №), Яшунина
А.Д. (лист №), ФИО17 (лист №), ФИО18 (лист
№), ФИО35 (лист №), ФИО25 (лист №),
ФИО26 (лист №) (т.1 л.д.49-58);
- за кандидата ФИО9 подписи: ФИО23 (лист
№), ФИО24 (лист №) (т.1 л.д.60-61).
Пункт 18 статьи 37 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме» предусматривает, что подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована.
В соответствии с пунктом 11 статьи 26 Закона области «О выборах Губернатора Брянской области» подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса свидетельствование подлинности подписи в листе поддержки кандидата может быть совершено должностным лицом органа местного самоуправления, которое уполномочено совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 1 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 29.06.2012) в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными
лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12.07.2002 г. № 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12.07. 2002 г. № 67-ФЗ).
Таким образом, в случае отсутствия на территории населенного пункта нотариуса законодательство допускает свидетельствование подписи главой местной администрации. При этом, противоречия в нормах федерального законодательства и законодательства субъекта не имеется.
Судом исследован список нотариусов Брянской областной нотариальной палаты (т.1 л. д. 160-162) с указанием адресов месторасположения нотариусов. Суд приходит к выводу о том, что в населенных пунктах, где происходило засвидетельствование подписей в поддержку кандидатов в спорных листах поддержки, отсутствуют нотариусы. При этом, из смысла статьи 2 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» под сельским населенным пунктом понимается поселок, село, станица, деревня, хутор, кишлак, аул и другие сельские населенные пункты.
В суд представлены реестры регистрации совершения нотариальных действий, Устав <адрес>, а также приходные кассовые ордера об уплате пошлины за совершение нотариального действия по оспариваемым листам поддержки кандидатов (т. 2 л.д. 10-67).
В отношении доводов заявления о засвидетельствовании подписи депутата ФИО14 в поддержку ФИО30 и.о. главы <адрес> ФИО34, следует отметить следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Устав Хмелёвского сельского поселения, зарегистрированный 25.05.2009, ст.ст. 31, 31.1 определил такое лицо - заместитель главы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у должностных лиц местного самоуправления имеется право совершать нотариальные действия по удостоверению подлинности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований на листе поддержки кандидатов на должность Губернатора Брянской области и такие нотариальные действия были произведены в листах поддержки депутатами: ФИО10 (лист №), ФИО11 (лист №), ФИО12 (лист №), ФИО13 (лист №), ФИО14 (лист №), ФИО22 (лист №), ФИО16 (лист №), ФИО17 (лист №), ФИО18 (лист №), ФИО35 (лист №), ФИО23 (лист №), ФИО24 (лист №), ФИО25 (лист №), ФИО26 (лист №).
Следовательно, доводы заявителя о том, что подписи указанных выше <данные изъяты> депутатов должны были быть засчитаны в пользу ФИО2, поскольку эти же подписи не могли быть засчитаны в пользу зарегистрированных кандидатов на должность Губернатора Брянской области ФИО30 и ФИО9, в связи с отсутствием засвидетельствования подписи именно нотариусом, несостоятельны. Судом проверены доводы заявителя о том, что подписи депутатов ФИО17 и ФИО35 не зачтены ФИО2 без достаточных к тому оснований. Так, подписи двух депутатов - ФИО17 (т.1 л.д. 39, 56) и ФИО35.И. (т.1 л.д.41, 59) - в поддержку и ФИО30 и ФИО2 были проставлены в один день. Однако при удостоверении подписей нотариус не удостоверяет и не проверяет время ее учинения. Следовательно, у Избирательной комиссии Брянской области не было оснований утверждать, что эти подписи были проставлены ранее за ФИО30 чем за ФИО2, а не наоборот.
Как пояснил в судебном заседании представитель Избирательной комиссии Брянской области, при проверке листов поддержки было учтено время внесения подписи депутатами ФИО17 и ФИО35, указанное в листах поддержки обоих кандидатов, при этом каких либо сомнений у членов комиссии не возникло и учтены были подписи, проставленные ДД.ММ.ГГГГ по времени раньше. Депутат ФИО35 в связи с исправлением в листе поддержки даты внесения подписи (т. 1 л.д. 58) письменно подтвердила поддержку кандидата ФИО30 (т. 1 л.д. 168).
Таким образом, указанные выше доводы заявителя также не нашли своего подтверждения в суде.
Проверяя доводы заявителя в части необоснованного отказа в засчитывании двух подписей в его поддержку установлено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 26 Закона Брянской области № 37-3 от 29.06.2012 года «О выборах Губернатора Брянской области», подписи депутатов ФИО27 (лист №) (т.1 л.д.63), ФИО28 (лист №) (т.1 л.д. 64), поставленные в поддержку кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО8, не засчитаны Избирательной комиссией Брянской области в общее количество подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО2 Как пояснил представитель Избирательной комиссии Брянской области в судебном заседании, кандидат на должность Губернатора Брянской области ФИО8 сдал необходимые документы для регистрации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ уже был зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Брянской области Избирательной комиссией Брянской области. ФИО2 представил в Избирательную комиссию Брянской области документы для регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 18 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Аналогичная норма содержится и в пункте 7 статьи 26 Закона области «О выборах Губернатора Брянской области».
В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Закона Брянской области « О выборах Губернатора Брянской области» при принятии решений о регистрации кандидатов соблюдается очередность представления кандидатами в Избирательную комиссию Брянской области документов для регистрации кандидатов.
В данном случае, кандидат ФИО8 на момент подачи заявления ФИО2 был зарегистрирован Постановлением Избирательной комиссии Брянской области, которое не оспорено, и данные подписи засчитаны, повторное их засчитывание впоследствии законом не допускается.
Доводы заявителя о нарушениях, допущенных по его мнению, в десяти листах поддержки кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО30, в частности: 1) нарушение формы листа - не указано избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, потому что Всероссийская политическая партия «<данные изъяты>» его не выдвигала; 2) отсутствие оплаты госпошлины за нотариальное действие (по данным Управления Федерального казначейства по Брянской области); 3) не указано место совершения нотариального действия; 4) дата его совершения указана цифрами, а не прописью, как того требует законодательство, и номера по реестру - от 1 до 3, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Указанные доводы не влияют на волеизъявление депутатов при выражении поддержки конкретного кандидата на должность губернатора Брянской области.
Из оспариваемого Постановления Избирательной комиссии Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что указанные выше доводы не являлись основанием для отказа ФИО2 в регистрации его кандидатом на должность Губернатора Брянской области. Право проверки листов поддержки кандидата на должность Губернатора Брянской области ФИО30 принадлежит Избирательной комиссии в соответствии со статьей 28 Закона Брянской области «О выборах Губернатора Брянской
области». На основании Постановления Избирательной комиссии Брянской
области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО30 зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Брянской области. Данное Постановление в установленном законе порядке не оспорено. ФИО2, не являясь зарегистрированным кандидатом на должность Губернатора Брянской области не вправе оспорить указанное постановление Избирательной комиссии Брянской области.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
Право на обращение указанных лиц в суд не означает, что они вправе обращаться по поводу любых нарушений избирательного законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ФИО2 не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 261, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО2 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области» - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения.
Председательствующий Г.В. Шкобенёва