ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а-39/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 26 июля 2018 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
с участием:
административного истца – акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск», его представителя ФИО2,
административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, его представителя ФИО3,
прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Газпром газораспределение Саранск» о признании недействующим пунктов 130 и 228 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73,
установил:
на 2018 г. приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73 определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень объектов).
Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 19 декабря 2017 г. № 142 (25.604)-62.
Приказ вступил в силу с 1 января 2018 г.
АО «Газпром газораспределение Саранск» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пунктах 130 и 228 Перечня объектов указаны принадлежащие обществу объекты – административное здание, адрес: Российская Федерация, <...>, кадастровый номер 13:14:0101002:269 (далее – Краснослободское административное здание) и административное здание, адрес: Российская Федерация, <...> «б», кадастровый номер 13:25:0110099:398 (далее – Рузаевское административное здание).
Данные здания были включены в Перечень объектов в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и помещений в них, а также в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов.
Включение этих зданий в Перечень объектов привело к тому, что налоговая база налога на имущество за него стала определяться исходя из кадастровой стоимости здания, и соответственно размер налога на имущество значительно увеличился.
Вместе с тем Краснослободское и Рузаевское административные здания не отвечают требованиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанных зданиях располагаются филиалы общества, в них размещаются работники филиалов, в основном имеющие рабочие специальности, здания используются для обеспечения деятельности общества на территориях Краснослободского и Рузаевского муниципальных районов Республики Мордовия соответственно.
Самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность в этих зданиях не осуществляется, помещения в аренду не сдаются.
Краснослободское административное здание расположено на земельном участке с разрешённым видом использования: для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Рузаевское административное здание расположено на земельном участке с разрешённым видом использования: для производственных целей.
В связи с этим административный истец считает, что оспариваемые пункты 130 и 228 Перечня объектов противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.
Полагает, что оспариваемыми пунктами нарушаются ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� права административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. Административный истец просил признать пункты 130 и 228 Перечня объектов не действующими. Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подало возражения на административный иск, в которых просило отказать в удовлетворении административного иска, поскольку площадь административных помещений, расположенных в Краснослободском административном здании, составляет 351,9 кв.м, то есть 23 процента от общей площади здания, а в Рузаевском административном здании – 649,6 кв.м, то есть 53 процента от общей площади здания, что в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о фактическом использовании здания в целях делового, административного или коммерческого назначения. В судебном заседании представитель администр
Административный истец просил признать пункты 130 и 228 Перечня объектов не действующими.
Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подало возражения на административный иск, в которых просило отказать в удовлетворении административного иска, поскольку площадь административных помещений, расположенных в Краснослободском административном здании, составляет 351,9 кв.м, то есть 23 процента от общей площади здания, а в Рузаевском административном здании – 649,6 кв.м, то есть 53 процента от общей площади здания, что в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о фактическом использовании здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административный иск поддержала по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административный иск.
В судебном заседании прокурор Шитова Е.П. дала заключение, в котором полагала, что оспариваемые пункты не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу приказа.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.
Согласно статье 72 (пункт «и» части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Налоговый кодекс Российской Федерации, а также приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 4.1 и 9 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7, комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Председатель комитета издает приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 сентября 2015 г. № 520 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 и 10 указанного Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, приказом руководителя Комитета создается Комиссия для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, не согласных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость.
Установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путём проведения их обследования. При обследовании проводится выезд членов Комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения объектов недвижимого имущества.
В ходе обследования (по согласованию с собственником объекта недвижимого имущества) осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.
По результатам обследования Комиссия в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
На основании актов обследования в случае установления Комиссией фактического использования объекта недвижимости для целей, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций осуществляет подготовку приказа об определении Перечня объектов.
Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 30 ноября 2017 г.
С учётом вышеизложенного следует, что настоящий приказ принят Госкомимуществом Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена, данный приказ опубликован в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».
Вместе с тем, процедура принятия названного приказа в части включения в Перечень объектов здания заводоуправления не соблюдена, так как в нарушение требований пунктов 6, 7, 8 и 10 вышеуказанного Порядка до подготовки приказа об определении Перечня объектов не было произведено обследование здания заводоуправления членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия и акт обследования не составлялся.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно справке АО «Газпром газораспределение Саранск» от 25 июля 2018 г. № 12/1509 размер налога на имущество за Краснослободское административное здание, рассчитанный исходя из остаточной стоимости здания, составляет 45 477 рублей, а исходя из кадастровой стоимости – 162 568 рублей, за Рузаевское административное здание, рассчитанный исходя из остаточной стоимости здания, составляет 18 317 рублей, а исходя из кадастровой стоимости – 118 663 рублей.
Следовательно, АО «Газпром газораспределение Саранск» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении него и этим актом нарушаются его законные интересы.
Предметом судебного контроля являются оспариваемые пункты 130 и 228 Перечня объектов, в которые, по мнению административного истца, незаконно включёны принадлежащие ему объекты.
В пунктах 130 и 228 Перечня объектов указаны Краснослободское и Рузаевское административные здания соответственно.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 мая 2018 г. основной вид деятельности АО «Газпром газораспределение Саранск» – транспортирование по трубопроводам газа, общество имеет филиалы, расположенные, в частности, по адресам: Российская Федерация, <...>, и Российская Федерация, <...> «б».
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26 июня 2018 г. подтверждается, что Краснослободское и Рузаевское административные здания принадлежит на праве собственности АО «Газпром газораспределение Саранск», записи о регистрации сделаны 18 июля 2002 г. и 10 января 2003 г. соответственно.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 15 февраля 2018 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, Краснослободское административные здания имеет общую площадь 1498,6 кв.м. Площадь кабинетов (административных помещений) и актового зала) составляет 351,9 кв.м, то есть 23 процента от общей площади здания. Были учтены кабинеты и актовый зал. Фото-видеосъёмка не производилась.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 15 февраля 2018 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, Рузаевское административные здания имеет общую площадь 1223,3 кв.м. Площадь кабинетов (административных помещений) и актового зала) составляет 649,6 кв.м, то есть 53 процента от общей площади здания. Были учтены кабинеты и актовый зал. Фото-видеосъёмка не производилась.
Краснослободское административное здание расположено на земельном участке, категория земель которого – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 мая 2018 г.
Рузаевское административное здание расположено на земельном участке, категория земель которого – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для производственных целей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 мая 2018 г.
Как видно из технического паспорта на Краснослободское административное здание от 28 февраля 2002 г., административное здание является отдельно стоящим зданием, его назначение – административное, использование – то же.
Как видно из технического паспорта на Рузаевское административное здание от 19 января 2002 г., административное здание является отдельно стоящим зданием, к которому пристроен пристрой, котельная, пристрой АДС, склад и гаражи.
Из фотографий фасадов Краснослободского и Рузаевского административных зданий видно отсутствие на нём вывесок, указателей, объявлений и иной наглядной рекламы делового, административного и коммерческого назначения.
Доказательства, подтверждающие сдачу указанных зданий или помещений в них в аренду, отсутствуют.
Согласно представленным АО «Газпром газораспределение Саранск» доказательствам (технические паспорта на здания, перечень специальностей и должностей в Краснослободском и Рузаевских филиалах, штатные расписания указанных филиалов, фотографии) нежилые помещения, учтённые в акте обследования от 2 февраля 2018 г., фактически используются для размещения подразделений и работников АО «Газпром газораспределение Саранск», которые обеспечивают осуществление обществом основных функций.
Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах следует, что указанные в документах кадастрового и технического учёта наименования зданий и помещений в них, виды разрешённого использования земельных участков, фактическое использование зданий и помещений в них, свидетельствует, что Краснослободское и Рузаевское административные здания не относятся к административно-деловым центрам, поскольку их использование связано с обеспечением производственной деятельности АО «Газпром газораспределение Саранск». По этим же причинам помещения в этих зданиях не могут быть отнесены к офисам и объектам общественного питания.
Акт обследования от 2 февраля 2018 г. также не свидетельствует об использовании этих зданий в качестве административно-деловых центров.
В связи с этим пункты 130 и 228 Перечня объектов не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, пункты 130 и 228 Перечня объектов подлежат признанию не действующими со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73, поскольку, таким образом, обеспечивается восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объёме.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» удовлетворить полностью.
Признать пункты 130 и 228 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. № 73, не действующими со дня вступления в силу данного приказа.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия ФИО1
Мотивированное решение суда составлено 31 июля 2018 г.