Вологодский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3 - 37/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 18 ноября 2011 года
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Е.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мэрии города Череповца о признании недействительным пункта 2 Приложения к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от ...
установил:
пунктом 2 приложения №1 к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от ... отнесено к памятникам истории и архитектуры местного значения и принято под государственную охрану здание, где в октябре 1917 года находился Череповецкий революционный комитет, в декабре 1917 года уездный исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, расположенное по города ФИО4.
Мэрия города ФИО4 обратилась в суд с заявлением о признании недействительным пункта 2 Приложения к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от ...
Требования мотивированы тем, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области от 21 октября 2008 года № 130-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» в муниципальную собственность муниципального образования «Город Череповец» здание по в городе Череповце передано в муниципальную собственность. Между муниципальным образованием «Город Череповец» и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» подписан акт приема-передачи имущества, который утвержден руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области 17 декабря 2008 года. Право муниципальной собственности зарегистрировано 26 июля 2009 года.
В соответствии с актом и заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда от 19 декабря 2008 года № 8 жилой дом в городе Череповце был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Указанный жилой дом был включен в областную адресную программу № 2 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2009 год с учётом необходимости стимулирования рынка жилья», утверждённую постановлением Правительства Вологодской области от 27 февраля 2009 года № 344.
В процессе подготовки и организации работ по сносу здания выяснилось, что указанное здание включено в Список памятников истории и архитектуры города ФИО4, принятых под государственную охрану местного значения как здание, где в октябре 1917 года находился Череповецкий революционный комитет, в декабре 1917 года уездный исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исторический памятник поставлен под государственную охрану решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от ....
Полагает, что при принятии указанного решения в части включения в него в качестве памятника истории и культуры здания по в городе ФИО4 был нарушен ряд норм законодательства, действующего на момент принятия обжалуемого акта.
Так, в соответствии со статьей 10 Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», статьей 17 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесение памятников истории и культуры к категории памятников общесоюзного, республиканского или местного значения производилось в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, а в соответствии со статьей 9 Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и статьей 16 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» государственный учет памятников истории и культуры осуществлялся в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
В соответствии с разделом II Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 (далее – Положение №865), государственный учет памятников истории и культуры включал ряд последовательных действий, а именно: выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Таким образом, ведение списков недвижимых памятников является завершающим этапом процесса государственного учета памятников истории и культуры, которому должны предшествовать выявление и обследование памятников, определение культурной ценности, фиксация, изучение и составление учетных документов на памятники.
Обязательным условием для включения недвижимого объекта в списки памятников истории и культуры являлось оформление надлежащим образам учетных документов - учетной карточки и паспорта объекта.
Только после проведения всех этапов учета недвижимый объект мог быть включен в государственный список недвижимых памятников.
Однако документы, свидетельствующие, что процедура включения в списки памятников здания по города ФИО4 была соблюдена, отсутствуют, а, следовательно, указанное здание включено в эти списки без наличия на то законных оснований.
В судебном заседании представители Мэрии города Череповца ФИО21 заявленные требования уточнили, указав, что оспариваемое решение противоречит статье 10 Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», статье 17 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», пункту 18 Положения № 865, пунктам 12,15,16,22 Инструкции №203. Просили признать оспариваемое решение недействующим с момента его принятия, уточненные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представители Правительства Вологодской области ФИО11, И., Л., Б. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указав, что здание, расположенное по в городе ФИО4, обозначено как памятник истории и культуры по на основном чертеже схемы зон охраны города Череповца, который является графической частью проекта зон охраны памятников истории и культуры города Череповца, утвержденного распоряжением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 22 июня 1990 года № 307-р.
Органы местного самоуправления города ФИО4 знали о том, что здание по города ФИО4 является объектом культурного наследия и принято под государственную охрану до включения его в областную адресную программу №... «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2009 год с учетом необходимости стимулирования рынка жилья».
Мэрия города ФИО4 письмом от №... направляла в адрес Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия ФИО5 информацию о расположении объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения, с указанием их фактических адресов и современного использования, указав, что данные списки согласованы с управлением архитектуры и градостроительства. Согласно пункту 3 приложенного к указанному письму списка к числу объектов культурного наследия регионального значения города ФИО4 по состоянию на июль 2009 года отнесено здание по города ФИО4.
Комитет по управлению имуществом мэрии города Череповца своим письмом от 28 апреля 2010 года № 01-10/388 направлял в Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области заявку на оформление охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия по города ФИО4 с приложением необходимого комплекта документов. Одновременно данным письмом комитет по управлению имуществом мэрии города Череповца информировал Департамент, что данное здание включено в областную адресную программу № 2 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2009 год с учетом необходимости стимулирования рынка жилья».
Законодательство Российской Федерации не допускает снос памятников истории и культуры, независимо от технического состояния памятника и его износа, в связи с чем дом по города ФИО4 подлежит сохранению путем проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ.
По данному вопросу Мэрия города ФИО4 получила разъяснения Департамента развития муниципальных образований области о недопустимости сноса объекта культурного наследия.
Решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов ... принято в соответствии с действующим на тот момент законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.
На объект культурного наследия по города ФИО4 имеется первичная учетная документация: учетная карточка, датированная .
Согласно заданию на разработку проекта зон охраны памятников истории и культуры города Череповца от 1988 года, согласованного заместителем директора по научной работе ЛенНИИПградостроительства М. утвержденным начальником управления культуры Вологодского облисполкома З., разработчику в числе исходных данных были представлены для проектирования: списки памятников и материалы инвентаризации (паспорта).
Суд, исследовав подлинные документы, материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры ФИО5 ФИО7, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, не находит оснований для удовлетворения заявления Мэрии города ФИО4.
Пунктом 2 приложения №1 к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ... здание по города ФИО4 отнесено к памятнику истории и архитектуры местного значения, принятого под государственную охрану.
Согласно пункту 6 статьи 26 Закона РСФСР от 20 ноября 1980 года «О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР» к полномочиям областного Совета народных депутатов относилось государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры.
Статьей 45 указанного Закона предусматривалось, что исполнительный комитет краевого, областного Совета народных депутатов в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения.
Согласно статье 1 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» памятниками истории и культуры признавались сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежали государственному учету (статья 16 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры»).
Статьей 17 приведенного Закона РСФСР предусматривалось, что в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения.
В силу статьи 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производилось Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Таким образом, оспариваемое решение исполнительным комитетом Вологодского областного Совета народных депутатов принято в пределах полномочий, вступило в законную силу и подлежит применению, несмотря на отсутствие его официального опубликования, поскольку во время его принятия законодательство не предусматривало официального опубликования нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти.
Пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле, пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; правовое регулирование в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 указанного Закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 13 Положения №865 и пунктом 9 Инструкции № 203 государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность (пункт 12 Инструкции №203).
Государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов.
На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15 Инструкции №203).
На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах (пункт 16 Инструкции №203).
Не может быть признан состоятельным довод заявителя о том, что процедура включения в списки памятников здания по города ФИО4 не была соблюдена по следующим основаниям.
Согласно заданию на разработку проекта зон охраны памятников истории и культуры города Череповца от 1988 года, согласованного заместителем директора по научной работе ЛенНИИПградостроительства ФИО22 и утвержденным начальником управления культуры ФИО5 облисполкома З., разработчику в числе исходных данных были представлены для проектирования списки памятников, паспорта, материалы проектов, данные об отводах под строительство, данные БТИ о застройке и иные документы. В списке памятников под номером 4 указано здание, где в октябре 1917 года находился Череповецкий революционный комитет, в декабре 1917 года уездный исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, расположенное в городе ФИО4, . (л.д.82-84).
Как следует из учетной карточки от , составленной в соответствии с Приложением №... к Инструкции №..., объект, расположенный по в городе ФИО4, является памятником истории и архитектуры, наименование памятника – «Здание, где в октябре 1917 года находился Череповецкий революционный комитет, в декабре 1917 года уездный исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Согласно краткому описанию памятника наряду с выдающимся историко-революционным, здание представляет и архитектурно-градостроительное значение, как одно из немногих сохранившихся зданий провинциальной архитектуры административного назначения (л.д.44).
Таким образом, на момент признания указанного объекта памятником истории и архитектуры местного значения и принятия его под государственную охрану учетная карточка и паспорт имелись.
Согласно письму заместителя Министра культуры Российской Федерации Б. от 08 ноября 2011 года решение исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от ... принято на основании Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в соответствии с установленным им порядком (л.д.55-56).
Кроме того, здание по города ФИО4 обозначено как памятник истории и культуры по на основном чертеже схемы зон охраны города Череповца, который является графической частью проекта зон охраны памятников истории и культуры города Череповца, утвержденного распоряжением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 22 июня 1990 года № 307-р.
Ссылка заявителя на то, что порядок выявления и обследования здания был нарушен, поскольку не проводилась экспертиза, не является состоятельной, так как законодательство, действовавшее во время признания объекта памятником истории и архитектуры, не предъявляло каких-либо требований по форме заключения экспертизы.
Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от №..., вступило в законную силу 4 августа 2009 года.
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления к проведению государственной историко-культурной экспертизы допускаются эксперты, аттестованные Росохранкультурой, в порядке, установленном Министерством культуры России. Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, утвержденное приказом Министерства культуры России от 26 августа 2010 года № 563, вступило в законную силу 9 ноября 2011 года.
Заключение, содержащееся в учетной карточке и историческая справка, составленные историком Е., являлись достаточными для принятия решения о включении данного объекта в список памятников истории и культуры, соответствовали законодательству, действующему на момент принятия оспариваемого решения.
В пункте 1 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные законодательством СССР.
Исходя из изложенного, порядок проведения экспертизы, определенный пунктом 12 Инструкции № 203, не нарушен.
Таким образом, порядок выявления объекта недвижимости, его обследования, определения его исторической ценности, фиксации и изучения, составления учетных документов, предшествующих включению в перечень памятников истории и культуры, был соблюден, поскольку соответствовал требованиям действовавшего законодательства.
Доводы Мэрии города Череповца о том, что здание по города ФИО4 имеет статус объекта культурного наследия стало известно в процессе подготовки и организации работ по его сносу так же не могут быть признаны состоятельными.
Так, указанное здание обозначено как памятник истории и культуры по на основном чертеже схемы зон охраны города ФИО4, который является графической частью проекта зон охраны памятников истории и культуры , утвержденного распоряжением исполнительного комитета ФИО5 областного ФИО2 народных депутатов от 22 июня 1990 года № 307-р.
На основании статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Частью 5 приведенной статьи определено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
Данные требования нашли отражение в следующих положениях муниципальных правовых актов: разделе 4 «О порядке застройки на территории исторической охранной зоны города» Правил застройки города, утвержденных постановлением Череповецкой городской Думы от 13 августа 1996 года № 121; пунктах 2.4.6.1 и 4.4.1 Правил землепользования и застройки города Череповца, утвержденных постановлением Череповецкой городской Думы от 25 марта 2003 года № 27; пунктах 2.4.6. и 4.4.1 Правил землепользования и застройки города Череповца, утвержденных решением Череповецкой городской Думы от 25 марта 2008 года № 50.
В Правилах застройки города Череповца, действовавших с 1996 года, указано, что строительство, ремонт и реконструкция зданий на участках территорий зон охраны памятников истории и культуры и зон регулирования застройки в исторической и историко-заповедной зоне города осуществляется на основании «Проекта детальной планировки исторического центра города Череповца», «Проекта охранных зон регулирования застройки города Череповца», разработанных институтом «ЛенНИИПградостроительства» и «Программы комплексной реконструкции исторической зоны города Череповца», разработанной институтом «Леноблпроект».
Правила землепользования и застройки города Череповца 2003 года содержат отсылочные нормы к проекту детальной планировки исторического центра города Череповца ЛенНИИПградостроительства 1991 года и архитектурно-историческому исследованию и разработке схемы охранных зон памятников истории и культуры и регулирования застройки ЛенНИИПградостроительства 1989 года.
В Правилах землепользования и застройки города Череповца 2008 года указано, что дополнительные регламенты для зоны исторической застройки города разработаны на базе «Проекта детальной планировки исторического центра города Череповца» ЛенНИИПградостроительства (1991 год) и «Архитектурно-исторического исследования и разработки схемы охранных зон памятников истории и культуры и регулирования застройки» ЛенНИИПградостроительства (1989 год).
По доводу заявителя, касающегося того, что на схеме охранных зон города Череповца не указан объект, расположенный по адресу: город ФИО4, , необходимо отметить, что в пункте 6 указанной схемы значится «городская управа, 1857 год», а согласно учетной карточки здание по города ФИО4 выстроено в 1857 году, в нем размещалась городская управа. При таких обстоятельствах, оснований сомневаться в том, что объект, обозначенный в схеме зон охраны города Череповца как «городская управа», является зданием, расположенным по города ФИО4, не имеется.
Проанализировав положения статьи 16 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которой памятники истории и культуры подлежали государственному учету, независимо от того, в чьей собственности они находились, в порядке, определяемом Советом Министров СССР, пункта 13 Положения № 865, пунктов 9,15,16 Инструкции № 203, исследовав учетную карточку на указанный памятник, прихожу к выводу о соблюдении процедуры отнесения объекта недвижимости, расположенного по города ФИО4, к памятнику истории и архитектуры.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Мэрии города Череповца о признании недействительным пункта 2 Приложения к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от ... отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Вологодский областной суд.
Судья Е.Г.Мальцева