Дело № 3а-11/2016
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 10 февраля 2016 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Новосельцевой И.А.,
с участием: представителя административного истца О.М.И.,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Ю.Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Т.И.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Т.И.Г. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость принадлежащего Т.И.Г. земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью <…> квадратных метров, категория земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под предприятия, магазины, магазины – склады мелкооптовой торговли; гостиницы вместительностью не более 100 человек; дома приема гостей; суды; нотариальные конторы; юридические учреждения, офисы, конторы; банки и отделения банков, другие финансовые учреждения, офисные здания, расположенного по адресу: <…>, определена в государственном кадастре недвижимости в размере <…> рублей по состоянию на 04 апреля 2013 года.
В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка определена в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года.
Административный истец считает, что внесенная в государственный кадастр недвижимости архивная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и обязанности по уплате налоговых платежей, которые рассчитываются непосредственно от результатов определения кадастровой стоимости.
Оспаривая архивные сведения, а именно результаты определения кадастровой стоимости, Т.И.Г. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…> равной его рыночной стоимости в размере <…> рублей по состоянию на 04 апреля 2013 года.
Заявленные требования основаны на результатах отчета об определении рыночной стоимости земельного участка № <…> от 18 сентября 2015 года, составленного ООО <…> по заказу истца. При этом, согласно положительного экспертного заключения Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков <…> № <…> от 18 сентября 2015 года, выполненный ООО <…> отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенная величина рыночной стоимости подтверждена.
Впоследствии административный истец уточнил требования, опираясь на результаты судебной экспертизы, и просил: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <…> в размере его рыночной стоимости <…> рублей по состоянию на 04 апреля 2013 года.
В судебном заседании 10 февраля 2016 года представитель административного истца О.М.И. поддержал уточненные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Ю.Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Т.И.Г., основанных на результатах заключения судебной экспертизы № <…> от 30 декабря 2015 года.
Т.И.Г., представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Сведений об уважительности причин не явки суду не представлено, заявления об отложении судебного заседания не заявлено.
Представитель заинтересованного лица администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание административного истца, представителя заинтересованного лица в порядке ч. 4 ст. 247 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, Т.И.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью <…> квадратных метров, категория земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под предприятия, магазины, магазины – склады мелкооптовой торговли; гостиницы вместительностью не более 100 человек; дома приема гостей; суды; нотариальные конторы; юридические учреждения, офисы, конторы; банки и отделения банков, другие финансовые учреждения, офисные здания, расположенного по адресу: <…>.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 июня 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <…> составляет <…> рублей по состоянию на 04 апреля 2013 года.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка № <…> от 18 сентября 2015 года, составленного ООО <…> по заказу истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <…> составляет <…> рублей по состоянию на 04 апреля 2013 года.
На указанный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № <…> от 18 сентября 2015 года получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков <…> № <…> от 18 сентября 2015 года, согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а так же подтверждающее что выводы сделанные оценщиком при расчете рыночной стоимости обоснованы, величина рыночной стоимости признана достоверной.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
На основании определения Ставропольского краевого суда от 09 декабря 2015 года Научно-образовательным центром судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» по делу проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта № <…> от 30 декабря 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью <…> квадратных метров, категория земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под предприятия, магазины, магазины – склады мелкооптовой торговли; гостиницы вместительностью не более 100 человек; дома приема гостей; суды; нотариальные конторы; юридические учреждения, офисы, конторы; банки и отделения банков, другие финансовые учреждения, офисные здания, расположенного по адресу: <…>, составляет <…> рублей по состоянию на 04 апреля 2013 года.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец предоставил надлежащие доказательства в обоснование своих требований.
Оценив имеющиеся в материалах дела отчет и положительное экспертное заключение, заключение судебной экспертизы № <…> от 30 декабря 2015 года, выполненное Научно-образовательным центром судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что данные документы обладают необходимой ясностью и полнотой, содержащиеся в них выводы аргументированы со ссылками на нормы действующего законодательства и основаны на результатах проведенных исследований.
Вместе с тем, в связи с расхождением рыночной стоимости, определенной в отчете и заключении судебной экспертизы, при определении размера рыночной стоимости земельного участка суд считает необходимым исходить из выводов заключения эксперта № <…> от 30 декабря 2015 года. Оснований для сомнений в обоснованности заключения эксперта суд не усматривает. Экспертиза проведена судебно-экспертным учреждением по поручению суда, эксперт является дипломированным специалистом, имеет свидетельства на право производства судебных экспертиз и право осуществлять оценочную деятельность, обладает достаточным опытом работы, его оценочная деятельность застрахована, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о несоответствии кадастровой оценки земельного участка его рыночной стоимости.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административное исковое заявление поступило в суд 05 ноября 2015 года, в связи с чем, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра результатов определения кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, в частности - для налогообложения.
Пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывает на то, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
При таких обстоятельствах, в резолютивной части решения суда подлежит указанию период действия определенной судом кадастровой стоимости, а также дата обращения истца в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Т.И.Г. - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью <…> квадратных метров, категория земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под предприятия, магазины, магазины – склады мелкооптовой торговли; гостиницы вместительностью не более 100 человек; дома приема гостей; суды; нотариальные конторы; юридические учреждения, офисы, конторы; банки и отделения банков, другие финансовые учреждения, офисные здания, расположенного по адресу: <…>, в размере его рыночной стоимости <…> рублей по состоянию на 04 апреля 2013 года.
Административное исковое заявление поступило в суд 05 ноября 2015 года.
Период действия определенной судом кадастровой стоимости с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судом 11 февраля 2016 года.
Судья В.Ю. Брянский