РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2015 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Гратер Л.Н.
С участием прокурора Слива Г.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1 ФИО4 о признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013г. № 669 в части приложений 2 и 6, с момента их опубликования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013г. № 669 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Государственная поддержка собственников жилья» на 2014-2017 годы, в части приложения 2 подпрограмма «Улучшение условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой Войны» на 2014-2017 годы и приложения 6 –Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой Войны» на 2014-2017 года, с момента их опубликования.
В обоснование заявления указала, что является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 года, имеет соответствующее удостоверение, также является инвалидом первой группы бессрочно. Она вправе воспользоваться льготами и гарантиями, установленными Законом «О ветеранах», в частности, на проведение капитального ремонта ее квартиры, однако принятое на территории Самарской области постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013г. № 669 нарушает ее право на получение указанной льготы, поскольку в рамках оспариваемого постановление может быть предоставлена только социальная выплата в размере 44 000 рублей, однократно, однако данная сумма значительно меньше той, которая необходима на выполнение всех ремонтных работ, при этом она полагает, что должен выполняться непосредственно ремонт, а не выделяться денежные средства на его проведение. Также указывает, что указанное постановление противоречит Закону «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которому собственник жилого помещения должен его содержать в надлежащем виде, однако однократное предоставление социальной выплаты не обеспечивает выполнение данного требования. На момент передачи квартиры в собственность заявителя, капитальный ремонт в нем не выполнен.
Просила заявление удовлетворить.
В судебном заседании представители ФИО2 – ФИО3 и ФИО5, действующие на основании доверенности от 30.04.2013г. заявление поддержали по основаниям, в нем изложенным, пояснили, что их мама является участником ВОВ, имеет статус инвалида ВОВ, в ее квартире необходимо осуществление капительного ремонта, однако органы местного самоуправления, ссылаясь на оспариваемое постановление № 669, не выполняют данные работы, хотя она состоит в Списках лиц на предоставление социальных выплат ветеранам ВОВ в городском округе Самара для улучшения жилищных условий. Полагают, что постановление Правительства Самарской области № 669 противоречит действующему федеральному законодательству.
Представитель Правительства Самарской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ФИО6, действующая на основании доверенностей от 31.12.2014 № 1-49/733 и от 31.03.2015 № МЖКХ-15/1869 заявленные требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, при этом указав, что указанная государственная программа является дополнительными мерами социальной поддержки, финансируется исключительно за счет средств областного и местного бюджетов, в связи с чем субъект РФ вправе самостоятельно определять пределы финансирования, в том числе порядок и размер выплат.
Прокурор Слива Г.Ю. полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать как необоснованном, поскольку постановление Правительства Самаркой области от 27.11.2013г. № 669 принято в пределах своих полномочий Правительством Самарской области, в рамках Государственной программы Самарской области, финансируется только за счет средств областного и местного бюджетов, следовательно, Правительство Самарской области вправе самостоятельно определять пределы финансирования Программы и порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки. Противоречий федеральному законодательству постановление не содержит.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правительством Самарской области принято постановление от 27.11.2013г. № 669 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Государственная поддержка собственников жилья» на 2014-1017 годы».
Как следует из вводной части, оно принято в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волжская коммуна", N 411(28827), 12.12.2013г.
В п.1 программы указано, что она разработана принимая во внимание социальную значимость проблемы улучшения условий проживания ветеранов ВОВ и вдов, необходимость продолжить финансирование мероприятий по ремонту индивидуальных жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны ВОВ и вдовы, а также расширить перечень получателей социальных выплат на данные цели, включив в их число бывших несовершеннолетних узников концлагерей.
Для решения вышеуказанных проблем предлагается применение мер государственной поддержки собственников жилья в части обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов и установки приборов учета, а также улучшения условий проживания ветеранов ВОВ и вдов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей в рамках Государственной программы.
Пункт постановления предусматривает, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего Постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год соответствующему главному распорядителю средств областного бюджета.
Постановление содержит ряд подпрограмм, в том числе подпрограмма "Улучшение условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" на 2014 - 2017 годы (приложение 2 к Государственной программе), предусматривающая предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат ветеранам ВОВ и вдовам, а также бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей на проведение мероприятий, направленных на улучшение условий их проживания.
Целью подпрограммы является государственная поддержка отдельных категорий граждан при проведении мероприятий, направленных на улучшение условий их проживания, в том числе ремонта индивидуальных жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах.
В приложение № 6 определен Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, на проведение мероприятий, направленных на улучшение условий их проживания (далее - субсидии), предусмотренных государственной программой Самарской области "Государственная поддержка собственников жилья" на 2014 - 2017 годы.
Пунктами 7-9 Порядка определено, что субсидии расходуются органами местного самоуправления на предоставление социальных выплат получателям. Данные средства могут быть использованы на следующие мероприятия:
ремонт индивидуальных жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе лоджий, балконов;
ремонт надворных построек, в том числе бань, заборов и ограждений;
устройство водопровода, в том числе водопроводного колодца;
устройство водоотведения, в том числе выгребной ямы;
устройство газоснабжения, отопления;
установка приборов учета тепло-, водо-, электро-, газоснабжения;
прочие мероприятия, связанные с ремонтом и реконструкцией жилого помещения и направленные на улучшение условий проживания получателей.
Социальные выплаты предоставляются получателям на проведение указанных в пункте 7 настоящего Порядка мероприятий по улучшению условий их проживания один раз.
Размер социальной выплаты, предусмотренной за счет средств, поступающих в местный бюджет из областного бюджета, определяется органом местного самоуправления в зависимости от перечня и видов осуществляемых мероприятий и не должен превышать 44 тыс. рублей на одного получателя. В случае если в семье совместно проживают два и более получателя, социальная выплата предоставляется одному из них по их выбору.
Оспаривая отдельные положения данного постановления, заявитель полагает, что оно противоречит п.п.3 п.1 ст.13 Закона РФ «О ветеранах» и ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», а также не соответствует поручению Президента РФ от 31.07.2013г.№ Пр-1831 о проведении капительного ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
При рассмотрении дела судом таких противоречий не установлено.
В соответствии с положениями п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с положениями ст. 13 данного закона установлены меры социальной поддержки ветеранов.
В частности п.п.3 ч.1 предусматривает такую меру поддержки как предоставление жилых помещений (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Аналогичные положения содержат статья 14 и ст.15 Закона № 5 от 12.01.1995г., регулирующие меры социальной поддержки инвалидов войны и участников войны.
Анализ положений данных норм выше указанного закона свидетельствует о том, что такая мера социальной поддержки как выполнение капитального ремонта жилых помещений, в которых проживают ветераны ВОВ, в ныне действующей редакции закона не предусмотрена.
В ранее действующей редакции п.п.3 ч.1 ст. 13 ФЗ № 5 от 12.01.95г. указывалось на меру социальной поддержки в виде получения и содержания жилых помещений.
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление подлежит проверки на предмет соответствия редакции ФЗ №5 от 12.01.1995г. «О ветеранах» в редакции от 22.12.2014г., согласно которой ветеранам войны предоставлялась мера поддержки - содержание жилья, в рамках которых следует выполнять капитальный ремонт жилых помещений, в которых проживают ветераны войны.
Суд полагает, что данные ссылки основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку не предполагается проверка соответствия нормативного правового акта недействующей редакции закона.
При этом ссылки на то, что на момент предъявления заявления в суд, действовала предыдущая редакция закона, также правового значения не имеет. Тем более, что заявление поступило в суд 30.06.2015г., ФЗ №176 от 29.06.2015г., которым внесены изменения в редакцию статьи 13 вступили в силу с момента их Официального опубликования – 30.06.2015г.
Доводы заявителей о том, что ФИО2 отнесена к числу лиц, меры социальной поддержки в отношении которых финансируются за счет средств федерального бюджета, следовательно, по мнению заявителей, при недостаточности денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения в полном объеме, они должны быть запрошены органом исполнительной власти субъекта РФ из средств федеральном бюджета, не влекут признание недействующим оспариваемого постановления Правительства Самарской области № 669 по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В целях обеспечения эффективной организации процесса разработки и реализации государственных программ в Самарской области и в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 №498 утвержден Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области.
Названный Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Самарской области, а также контроля за ходом их реализации.
Согласно п. 1.6. Порядка Государственные программы утверждаются постановлениями Правительства Самарской области.
В соответствии с п.3.1. Порядка Государственные программы разрабатываются исходя из положений стратегических и концептуальных документов, планов действий долгосрочного и среднесрочного характера, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных правовых актов Самарской области.
Реализация субъектом Российской Федерации своих полномочий по установлению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, предполагает самостоятельное определение субъектом Российской Федерации категорий граждан, которым указанные меры предоставляются, а также объем и порядок предоставления таких мер.
Как следует из положений п.3 ст.10 ФЗ «О ветеранах» в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным этим законом, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; такие меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Правительство Самарской области воспользовалось предоставленным правом и разработала государственную программу на уровне субъекта РФ, которой расширила меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях улучшения их жилищных условий, в рамках которой нет такой меры социальной поддержки как капитальный ремонт жилых помещений собственников жилых помещений, в том числе отнесенным и к категории участников ВОВ.
Установление правового регулирования порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки не снижает уровень прав и гарантий граждан, установленных федеральным законодательством, и потому не может рассматриваться как ущемление прав заявителя.
При этом нельзя признать обоснованными и ссылки заявителя на нарушение данным Постановлением норм
Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку он устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Указанным законом не урегулированы вопросы предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях улучшения их жилищных условий, в том числе по осуществлению капитального ремонт отдельных жилых помещений.
Ссылки на ст. 16 выше указанного закона, согласно которой приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, не влекут признание оспариваемого постановления недействительным, поскольку основана на неверном толковании норм права, поскольку в данной норме регулируются вопросы предоставления жилого помещения в собственность граждан, а не вопросы содержания жилых помещений, принадлежащих на праве собственности отдельным гражданам, в том числе отнесенным к категории инвалидов войны.
Оспариваемое постановление Правительства Самарской области № 669 не принималось в целях исполнения требований данного закона.
Как следует из пояснений представителей заявителя, <адрес> принадлежит ФИО2 на основании договора о передачи квартиры в собственность в порядке приватизации от 2009 г. Вопросы содержания бывшими наймодателями жилого дома, в которым расположена квартира заявителя не являются предметом настоящего судебного разбирательства.
Несостоятельны и доводы заявления о том, что Постановление № 669 противоречит поручению Президента Российской Федерации от 31.07.2013 N Пр-1831, изданного в связи с подготовкой к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Ст.90 Конституции РФ устанавливает, что Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Суд полагает, что не подлежит проверки на соответствии требованиям поручения Президента РФ оспариваемое Постановление Правительства Самарской области № 669, поскольку оно направлено на расширение перечня предоставляемых мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Самарской области.
Доводы о том, что квартира заявителя до настоящего времени не отремонтирована, имеется перечень невыполненных работ, однако мер к предоставлению субсидии либо выполнении работ по капитальному ремонту не предпринимается, не могут быть предметом рассмотрения в рамках данного заявления.
При этом как следует из отзыва Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ФИО2 оказываются меры социальной поддержки и в рамках иных программ, действующих на территории Самарской области.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствуют основания для признания недействующим постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013г. № 669 «Об утверждении Государственной программы Самарской области «Государственная поддержка собственников жилья» на 2014-2017 г. в части приложений 2 и 6, с момента их опубликования.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 ФИО4 о признании недействующим Постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013г. № 669 об утверждении Государственной программы Самарской области «Государственная поддержка собственников жилья» на 2014-2017 г. в части приложений 2 Подпрограммы "Улучшение условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" на 2014 - 2017 годы и приложения 6 -Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, на проведение мероприятий, направленных на улучшение условий их проживания, с момента их опубликования – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.08.2015 года.
Председательствующий :