ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-37/2012 от 24.08.2012 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело №3-37/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2012 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд:

под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,

с участием прокурора Ю Н.Д.

при секретаре судебного заседания Купаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сахалинского регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Сахалинской области от 10 августа 2012 года № в части заверения списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва, выдвинутых региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по 14 одномандатным избирательным округам,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением Сахалинской областной Думы от 12 июля 2012 года №11/12/259-5 назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва на 14 октября 2012 года.

Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 10 августа 2012 года № заверен список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва в количестве 14 человек, выдвинутых региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по одномандатным избирательным округам; уполномоченному представителю избирательного объединения выдана копия заверенного настоящим постановлением списка кандидатов в депутаты; заверенные выписки из списка кандидатов направлены в соответствующие окружные избирательные комиссии (далее – постановление избирательной комиссии области №).

Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 15 августа 2012 года № заверен список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва в количестве 13 человек, выдвинутых Сахалинским региональным отделением Политической партии «Либерально-демократическая партия России» по одномандатным избирательным округам.

Сахалинское региональное отделение Политической партии «Либерально-демократическая партия России» обратилось в Сахалинский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии области № в части заверения списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва, выдвинутых региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по одномандатным избирательным округам.

В обоснование требования заявитель сослался на то, что региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области нарушены установленные пунктами 14.1, 14.4 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» требования к выдвижению кандидатов, что являлось основанием к отказу комиссией в заверении списка кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, а именно: документы о выдвижении кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы по одномандатным избирательным округам в избирательную комиссию Сахалинской области представлены не уполномоченным представителем данного избирательного объединения Я., а другим лицом – Т..; представленный список кандидатов по одномандатным избирательным округам не заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения Я.; отсутствует в документах надлежащее решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком. В этой связи, заявитель считает постановление избирательной комиссией в оспариваемой части незаконным, нарушающим его права на участие в выборах на равных с другими партиями условиях, так как допускает возможность участия в избирательной кампании кандидатов от избирательного объединения, выдвинутых с нарушением установленного порядка.

В судебном заседании представители Сахалинского регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» Р. и С. поддержали заявление по изложенным в нем основаниям. Заявили о подложности исследованного в судебном заседании списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы по одномандатным округам от регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области, на котором имеется заверительная подпись уполномоченного представителя Я., при этом сослались на то, что этот список на момент подачи документов и принятия комиссией оспариваемого постановления им заверен не был.

Представитель избирательной комиссии Сахалинской области Муравская Т.В. возражала против удовлетворения требований заявителя, указав на законность принятого постановления и отсутствие у комиссии предусмотренных законом оснований для отказа в заверении списка кандидатов. Пояснила, что полный пакет документов по выдвижению кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы по одномандатным избирательным округам от регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области был представлен уполномоченным представителем этого объединения Я. Также указала, что на момент принятия комиссией оспариваемого постановления, а также на момент подготовки ею отзыва на настоящее заявление, список кандидатов в депутаты от этой партии по одномандатным избирательным округам не был заверен подписью Я., но на списке имелась заверительная подпись председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области Т., который является уполномоченным представителем этого избирательного объединения. Пояснить о времени происхождения заверительной подписи Я. на списке, представленном в суд, не смогла.

Представители регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области Я., Ф., а также председатель Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области Т. просили в удовлетворении требований заявителя отказать ввиду отсутствия нарушений со стороны избирательного объединения и предоставления в комиссию полного пакета надлежащим образом оформленных документов.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, заключение прокурора об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1.1, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (пункт 14.1).

Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «ж» пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом (пункт 14.2).

Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункт 14.3).

Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (пункт 14.4).

Законом Сахалинской области от 10 апреля 2008 года №22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» (далее – Закон области №22) предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и заверение такого списка избирательной комиссией Сахалинской области.

В соответствии с частями 5, 6, 8.1, 9, 11 статьи 24 Закона области №22 решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов, списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

1) число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения;

2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов в соответствии с уставом избирательного объединения;

3) решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов, выдвинутого по единому избирательному округу);

4) решение, принятое в соответствии с частью 3 статьи 20 настоящего Закона;

6) дата принятия решения.

Решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательным объединением, а также список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, и список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения (часть 6).

Уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляет в избирательную комиссию Сахалинской области не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени следующие документы единовременно:

1) список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

2) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

3) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения;

4) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;

6) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком;

7) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии (часть 8-1).

Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется в избирательную комиссию Сахалинской области на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по единому избирательному округу, список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (часть 9).

Избирательная комиссия Сахалинской области в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 8.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом, отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 – 7 части 8.1 настоящей статьи (часть 11).

Исходя из анализа вышеприведенной статьи Федерального закона №67 основаниями к отказу избирательной комиссией в заверении списка кандидатов являются несоблюдение установленных федеральными законами требований к выдвижению кандидатов и отсутствие документов, указанных в законе. Ненадлежащее оформление документов Федеральный закон не относит к основаниям к отказу в заверении списка кандидатов.

Таких оснований к отказу в заверении списка кандидатов в Сахалинскую областную Думу по одномандатным избирательным округам, выдвинутых региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области, избирательной комиссией Сахалинской области правомерно не установлено.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области в избирательную комиссию Сахалинской области представлен полный пакет документов по выдвижению кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам, предусмотренный пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона №67 и частью 8-1 статьи 24 Закона области №22.

Документы в избирательную комиссию Сахалинской области были сданы уполномоченным представителем указанного избирательного объединения Я., который назначен им ДД.ММ.ГГГГ на конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области.

Довод заявителя о том, что документы были представлены в избирательную комиссию Сахалинской области другим лицом, опровергается подтверждением о приеме документов от Я., выданным секретарем избирательной комиссии Сахалинской области Л. 8 августа 2012 года в 13 часов 16 минут.

Вопреки утверждению заявителя, в избирательную комиссию Сахалинской области региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области в числе необходимых документов было представлено решение конференции о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, которое соответствует требованиям части 5 статьи 24 Закона области №22.

Данное решение оформлено выпиской из протокола конференции избирательного объединения от 30 июля 2012 года, в нем приведен список кандидатов по одномандатным избирательным округам, отражены итоги голосования по этому вопросу. Выписка из протокола заверена печатью избирательного объединения и подписью его руководителя – председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия Т.

К выписке из протокола конференции также был приложен список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам.

На списке имеется заверительная подпись председателя Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области Т., который в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31, пунктом 3 части 2 статьи 32 Устава Политической партии Справедливая Россия осуществляет общее руководство деятельностью регионального отделения, действует от имени регионального отделения без доверенности, заверяет списки кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, более того, является уполномоченным представителем избирательного объединения по выборам депутатов Сахалинской областной Думы шестого созыва.

Факт представления данного списка и заверения его подписью уполномоченного представителя избирательного объединения (руководителя регионального отделения партии) представители заявителя не оспаривают.

Таким образом, установленное Федеральным законом №67 требование о заверении списка кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области выполнено.

При этом, следует отметить, что федеральное законодательство не разграничивает статус уполномоченных представителей избирательного объединения в зависимости от видов избирательных округов.

Учитывая изложенное, довод представителей заявителя об отсутствии при принятии комиссией оспариваемого решения на списке заверительной подписи непосредственно Я., который только один наделен полномочием на представление списка кандидатов от партии по одномандатным избирательным округам, а также время и обстоятельства проставления этой подписи на документе, правового значения для разрешения данного дела не имеют и не влияют на законность принятого комиссией постановления.

При таких данных, оснований для признания незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии Сахалинской области не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требования заявителя.

Довод представителей регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области о пропуске заявителем десятидневного срока для обращения в суд, подлежащего, по их мнению, исчислению в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона №67 со дня принятия комиссией постановления, является несостоятельным.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 Постановления от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 11.1 Федерального закона №67 определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспариваемое постановление избирательной комиссии Сахалинской области принято 10 августа 2012 года, заявитель обратился в суд 20 августа 2012 года, то есть в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Сахалинскому региональному отделению Политической партии «Либерально-демократическая партия России» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Сахалинской области от 10 августа 2012 года №47/361 в части заверения списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы шестого созыва, выдвинутых региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по 14 одномандатным избирательным округам.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 27 августа 2012 года.

Судья Сахалинского областного суда Ю.А.Богомолова