ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-38-2015 от 12.03.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3-38-2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.

при секретаре Борщове А.В.

с участием заявителя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 12 марта 2015 года гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, общей площадью 3356,42 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 974 112 рублей по состоянию на 01.01.2013 года.

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 марта 2010 года.

Согласно кадастровому паспорту от 19 февраля 2010 года, земельный участок с кадастровым номером ** поставлен на государственный кадастровый учет 11 ноября 2005 года, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 15112 784,51 рублей.

Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п
«Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 3356,42 кв.м, расположенного по адресу: ****, утверждена в размере 4488171,26 руб. по состоянию на 01 января 2013 года.

В обоснование рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ** ФИО1 представил отчет об оценке № 044 от 10 февраля 2015 года, составленный ООО «***» на предмет определения рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в соответствии с отчетом составила 1 974 112 рублей, что существенно расходится с утвержденной кадастровой стоимостью и, следовательно, влияет на права ФИО1 как плательщика земельного налога.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В ранее направленном в суд отзыве просил отказать в удовлетворении заявления, указав, что сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной и утвержденной в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесены на основании постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», которое заявителем не оспорено.

Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Пермскому краю, Правительства Пермского края, администрации города Перми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость земельного участка, собственником которого является ФИО1, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года.

Как следует из Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3).

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

Заявителем представлен в суд отчет об оценке № 044 от 10 февраля 2015 года, составленный ООО «***», и положительное экспертное заключение на отчет эксперта некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков «****» № 92/Н-15 от 19 февраля 2015 года, в соответствии с которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01.01.2013 года составляет 1974112 рублей.

Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 255, и правилам оценочной деятельности некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков «Свободный оценочный департамент».

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, заинтересованными по делу лицами не представлено.

Таким образом, требование ФИО1 подлежит удовлетворению, а кадастровая стоимость земельного участка, собственником которого он является, подлежит установлению равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке № 044 от 10 февраля 2015 года, по состоянию на 01.01.2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: сооружения для хранения транспортных средств, общей площадью 3356,42 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 974112 (один миллион девятьсот семьдесят четыре тысячи сто двенадцать) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 13 марта 2015 года.

Решение не вступило в законную силу.

Судья - подпись